РП химия

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2.Содержание учебного предмета……………………………………………
3.Тематическое планирование……………………………………………….

3

Рабочая программа по химии для 8 – 9 классов разработана в соответствии
с нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 19.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г. №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.11.2022 г. №993 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от

28.09.2020

г.

№

28

«Об

утверждении

СанПиН

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 г. № 2, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. № 81).
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2023-2024 учебный год.
7 Программой

основного общего образования

общеобразовательных учреждений

ФГОС

по химии и Программы

Химия

8-9 классы

общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы (базовый уровень).

(Программы
11-е изд.,

доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2023).
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. О.А.Габриелян, Химия. 8класс М.: Дрофа, 2015.
2. О.А.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.А.Сладков.

Химия. 9класс. М.:Просвещение

2019.
Согласно учебному плану на изучение химии отводится:
8 класс —68 ч; 2 часа в неделю
9 класс — 68 ч; 2часа в неделю
Срок реализации рабочей программы — 2 года

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
• Формулировать
проблему
и
• Получат знание о составе и строении
гипотезу, ставить цели и задачи,
веществ, их свойствах и биологическом
строить планы достижения целей и
значении.
решения поставленных задач.
• Анализировать,
обобщать
• Получат знания о превращениях одних
информацию.
веществ в другие, условиях протекания
таких
превращений
и
способах
управления реакциями.
• Проводить эксперимент и на его
• Получат знание и опыт безопасного
основе
делать
выводы
и
обращения с веществами, материалами
умозаключения.
и процессами, необходимыми в быту и
на производстве.
• Овладеть приемами, связанными с
• Оперировать системой важнейших
определением
понятий:
химических
понятий,
знание
ограничивать
их,
описывать,
химической номенклатуры и символики
характеризовать и сравнивать.
в химических формулах и уравнениях.

9 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
• Формулировать
проблему
и
• Составлять формулы неорганических
гипотезу,ставить цели и задачи,
соединений( по валентности и
строить планы достижения целей и
степени
окисления),
уравнения
решения поставленных задач.
химических реакций различных
типов.
• Проводить эксперимент и на его
• Характеризовать качественный и
основе
делать
выводы
и
количественный состав вещества,
умозаключения.
свойства
органических
и
неорганических веществ.
• Овладеет
приемами
нагревания,
• Химическое
загрязнение
отстаивания,
фильтрования
окружающей среды как следствие
выпаривания; опыты по получению и
производственных
процессов
и
собиранию газов. Вычисления по
неправильного
использования
химической формуле, химическому
веществ в быту. Получит знание и
уравнению.
опыт безопасного обращения с
веществами,
материалами
и
процессами, необходимыми в быту и
на производстве.

5

Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системой

химических

знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности химического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
сформированность устойчивых установок о роли химии в жизни человека,
социально-ответственного поведения в

среде обитания всегоживого, в том числе и

человека.
Метапредметные результаты
формирование

познавательных

интересов,

интеллектуальных и

творческих

способностей;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;

6

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
формирование представлений о химической науке, ее роли в жизни человека.
формирование первичных навыков проведения наблюдений свойств веществ и
явлений, происходящих с веществами;
соблюдение правил техники безопасности при проведении наблюдений и
лабораторных опытов;
описывать формы существования химических элементов(свободные атомы,
простые вещества, сложные вещества);
объяснять сущность химических явлений с точки зрения атомно- молекулярного
учения и их принципиальное отличие от физических явлений;
характеризовать

вещество

по

его

качественный состав, тип вещества, свойства.

химической

формуле

согласно

плану:

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс
Введение -6 часов
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах,
простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии
в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие
о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных
ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова,
Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.
Химические

формулы.

Индексы

и

коэффициенты.

Относительные

атомная

и

молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и
большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как
справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи:
• Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле;
• Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Учащиеся должны знать: определение важнейших понятий как, простые и сложные
вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело»,
«простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы
вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических
элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники
безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь:

отличать

химические

реакции

от

физических

явлений.

Использовать

приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами,
экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического
загрязнения окружающей

среды на

организм человека. Определять

положение

химического элемента в Периодической системе. Называть химические элементы.

8

Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и
сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле
соединения.
Атомы химических элементов -10 часов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении
атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная
модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь
понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов
в ядре атома − образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в
ядре атома − образование изотопов. Современное определение понятия «химический
элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1−20
периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном
электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:
физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического
элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные
атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических
свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной
связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование
двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование
бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной
полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование
металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации:

Модели

атомов химических элементов.

химических элементов Д. И. Менделеева.

Периодическая система

9

Учащиеся должны знать: определение понятия «химический элемент», формулировку
Периодического закона, определение таких понятий как «химическая связь», «ион»,
«ионная связь», определение металлической связи.
Уметь: объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы
строения

атомов

первых

20

элементов

ПСХЭ

Д.И.

Менделеева.

Объяснять

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных
подгрупп. Характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в
ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в
соединениях.
Простые вещества - 7 часов
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Важнейшие простые вещества − металлы: железо, алюминий, кальций,
магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества − неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода,
азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к
образованию нескольких простых веществ − аллотропия. Аллотропные модификации
кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых
веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем
газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества −миллимоль и киломоль,
миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный
объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи:
•

Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам;

•

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный
объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации: Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного
фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель
молярного объема газообразных веществ.
Соединения химических элементов - 14 часов

10

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле
соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул.
Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители
летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица
растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия,
калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски
индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная,
соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в
воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная,
молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических
решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для
веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства
чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси.
Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи:
•

Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ;

•

Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного
вещества и массе растворителя;

•

Вычисление

массы

растворяемого

вещества

и

растворителя,

необходимых

для

приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного
вещества.
Демонстрации: Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических
решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом.
Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Изменения, происходящие с веществами - 13 часов
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с
изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, -

11

физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация,
выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и
условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.
Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с
выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и
коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества,
массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного
вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в
виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит
определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и
необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование
для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами
кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в
растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов
реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции
соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие
«гидроксиды».

Реакции

замещения

—

взаимодействие

воды

с

щелочными

и

щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида
алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи:
•

Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной
массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов
реакции;

•

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса
исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;

•

Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса
раствора и массовая доля растворенного вещества.

12

Демонстрации: Примеры физических явлений: плавление парафина; возгонка иода или
бензойной кислоты; растворение перманганата калия; диффузия душистых веществ с
горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора;
взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II);
растворение полученного гидроксида в кислотах; взаимодействие оксида меди (II) с
серной кислотой при нагревании; разложение перманганата калия; взаимодействие
разбавленных кислот с металлами; разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Учащиеся должны знать: общие физические свойства металлов, определение понятий
«моль», «молярная масса», определение молярного объёма газов.
Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и
неметаллов, физические свойства неметаллов, вычислять молярную массу по формуле
соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и
обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа
молекул газа (и обратные задачи).
Учащиеся

должны

знать:

способы

разделения

«химическая реакция», признаки и

смесей.

Определение

понятия

условия течения химических реакций по

поглощению и выделению энергии.
Определение понятия «химическая реакция».
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при
проведении опытов с целью очистки загрязнённой воды.

Составлять уравнения

химической реакции на основе закона сохранения массы веществ. Вычислять по
химическим уравнениям массу, объём или количество одного из

продуктов реакции по

массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей.
Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять
уравнения реакций данных типов. Составлять уравнения реакций взаимодействия
металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов. Определять
возможность протекания реакций обмена в

растворах до конца.

Учащиеся должны знать: определения степени окисления, электроотрицательности,
оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или
объёмной доли растворённого вещества.
Уметь: определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять
формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять
принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их,
составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания
щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида

13

химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества
в растворе.
Растворение.

Растворы.

Реакции

ионного

обмена

и

окислительно-

восстановительные реакции- 17 часов
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.
Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых
веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы.
Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм
диссоциации

электролитов

с

различным

типом

химической

связи.

Степень

электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения
реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете
ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.
Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы
растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории
электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными
оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики
химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете
теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия
протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями.
Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление.

14

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление
уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете
представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации: Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение
окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной
кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом
меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Учащиеся должны знать: определение понятия «растворы», условия растворения
веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая
диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса
электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической
диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию
и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Определение понятий
«окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь: пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической
диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена,
понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.
Составлять

уравнения

реакций,

характеризующих

химические

свойства

кислот,

оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения
реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов
неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и
восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов
реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях
методом электронного баланса.
9класс
Введение. Общая характеристика химических элементов

(6 часов)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории
электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические
ряды

металла

и

неметалла. Понятие

о

переходных

элементах.

Амфотерность.

Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

15

Тема 1 Металлы (20 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические
свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и
его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов.
Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и
способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы
их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и
химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды
и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном
хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов.
Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли
(хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в
народном

хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли
алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли
железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов.
Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с
кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гкдроксидов железа (II)
и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. З. Взаимодействие
металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных
соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида
алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции
на ионы Fe2+ и Fе3+.

16

Практическая работа № 1: «Осуществление цепочки химических превращений»
Практическая работа № 2: «Получение и свойства соединений металлов»
Практическая работа №3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению
веществ»
Тема 2 Неметаллы (25часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И.
Менделеева,

особенности

строения

атомов,

электроотрицательность

как

мера

«неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность
понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода,
его получение и применение.
Общая

характеристика

галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их

физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и
галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре,
броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды
серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая
кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная
реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение,
свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды
азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты,
проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их
применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и
фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций,
применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная
реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и
жизни

человека.

Качественная

реакция

на

карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение.
Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений
кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

17

Демонстрации. Образцы галогенов - простых веществ. Взаимодействие галогенов с
натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Взаимодействие

концентрированной

азотной

кислоты

с

медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее
оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.
Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.
Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная
реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа
и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с
природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практическая работа № 4: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5: «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппы азота и
углерода ».
Практическая работа № 6: «Получение, собирание и распознавание газов».
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические
вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение
органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических
веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана.
Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с
водой.

Реакции

полимеризации

этилена.

Полиэтилен

и

его

значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола.
Трехатомный спирт - глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в
кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее
свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых
кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры
глицерина и жирных кислот.

18

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и
биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в
сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие
этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина.
Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира.
Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в
растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции
белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства
глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при
нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Тема 4 Химия и жизнь (3 часов )
Значение в изготовлении лекарственных препаратов, изготовление пищевых
продуктов,

поделочных

и

строительных

материалов

.Природные

источники

углеводородов. Химическое загрязнение окружающей среды. Проблемы безопасного
использования

химических

веществ.

Тема5 Повторение(17). Типы химических связей и типы кристаллических решеток.
Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав
реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора;
направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла,
неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные),
гидроксиды

(основания,

амфотерные

гидроксиды

и

кислоты)

и

соли:

состав,

классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической
диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.

19

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
8.

Тема раздела
Химия-наука о веществах.
Атомы химических элементов.
Простые вещества
Соединения химических элементов.
Изменения, происходящие с веществами.
Растворение. Растворы.
Резерв.
Итого

Количество часов

Практические,
контрольные

6
10
7
14
13
17
1
68

1
1
1
2
2
2
9
18

9 класс
№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Практические,
контрольные

1.
2.
3.
4.
5.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.
Металлы.
Неметаллы.
Химия и жизнь
Резервное время.

17
20
25
3
3

3
3
5

Итого

68

0
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».