РП биология

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2.Содержание учебного предмета……………………………………………
3.Тематическое планирование……………………………………………….

3

1.
2.
3.
4.
5.

Рабочая программа по биологии для 5 – 9 классов разработана в соответствии с
нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г. №273 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.11.2022 г. №993 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2023-2024 учебный год.
Программой
Программы общеобразовательных учреждений ФГОС Биология 5-9
классы (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 5-9 класс (базовый
уровень).
Рабочая программа ориентирована на учебники
В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков.Н.И. , Биология 5 класс. М.: Просвещение 2021г
В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков Биология 6 класс. Москва. Просвещение. 2021г.:
В.И.Сивоглазов, А.А.Каменский, Н.Ю.Сарычева Биология 7класс М Просвещение 2020г
В.И.Сивоглазов, А.А.Каменский, Н.Ю.Сарычева Биология 8 класс М Просвещение 2021гг
Биология 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. под ред. В.Б. Захаров,
В.И. Сивоглазов, С.Г.Мамонтов, ИБАгафонов,В.Б.Захаров. М. Дрофа 2019г.
. .
Согласно учебному плану на изучение биологии отводится:
5 класс— 34 ч; 1 час в неделю
6 класс — 34 ч; 1 час в неделю
7 класс— 34 ч; 1 час в неделю
8 класс —68 ч; 2 часа в неделю
9 класс — 68 ч; 2 часа в неделю
Срок реализации рабочей программы — 5 лет.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

5 класс
Ученик научится
• систематизировать знания об объектах
живой и неживой природы, их взаимосвязь,
полученных в процессе изучения предмета»
Окружающий
мир.»
.;
*формировать
первичные
умения,
связанные
с
выполнением практических работ
*бережному и ответственному отношению к
окружающей природе.

Ученик получит возможность научиться
• развивать
познавательные
интересы,
интеллектуальные
и
творческие
способности
•проводить
исследовательскую
деятельность
•оценивать состояние окружающей среды.

6 класс
Ученик научится
• освоит знания о живой природе и
присущих ей закономерностях.
•работать с биологическими приборами,
инструментами. справочниками, проводить
наблюдения за биологическими объектами
•использовать приобретенные знания и
умения в повседневной жизни.
• оценивать последствия своей деятельности
по отношению к окружающей среде.

Ученик получит возможность научиться
• наблюдать, работать с увеличительными
приборами. Ставить опыты.
•применять полученные знания для решения
познавательных и практических задач.
•работать
с
текстом,
анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы. ,
Использовать
дополнительные
информационные ресурсы.

7 класс
Ученик научится
• научится признавать высокую ценность
изни во всех ее проявлениях.
•выделять
существенные
признаки
биологических объектов( отличительные
признаки живых организмов) ,
•классификации-определению
принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе
•объяснять роль биологии в практической
деятельности людей.

Ученик получит возможность научиться
• различать на таблицах части и органоиды
клетки, органов и систем органов растений
и животных.
•определять опасных для человека растений
и животных.
• сравнивать биологические объекты и
процессы;
• выявлять приспособления организмов к
среде обитания.
• устанавливать
взаимосвязь
между
особенностями строения клеток, тканей
органов, систем органов и их функциями.

8 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

5

•научится применять биологические знания
для объяснения жизнедеятельности своего
организма.
•научится
использовать информацию о
современных достижениях в области
биологии и экологии, использовать
•использовать информацию о факторах
здоровья и риска.
•научится работать с биологическими
приборами,
инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за
состояние своего здоровья.

•использовать приобретенные знания и
умения в повседневной жизни.
•оказывать
первую
помощь
себе
и
окружающим.
•оценивать последствия своей деятельности
по отношению к собственному организму,
здоровью других людей.
•соблюдать нормы здорового образа жизни,
использовать профилактику заболеваний,
травматизма, стресса.

9 класс
Выпускник научится
• осознанно воспринимать жизнь как формы
существования материи.
•понимать роль физических и химических
процессов в живых системах различного
иерархического уровня организации.
•понимать
фундаментальные
понятия
биологии.
•основные теории биологии: клеточную,
хромосомную теорию наследственности,
эволюционную, антропогенеза.

Личностные результаты:

Выпускник получит возможность
научиться
•пользоваться знаниями общебиологических
закономерностей
для
объяснения
с
материалистических
позиций
вопросов
происхождения и развития жизни на Земле.
•давать аргументированную оценку новой
информации по биологическим вопросам.
•решать генетические задачи, составлять
родословные, строить вариационные кривые
на растительном и животном материалах.
•работать с учебной и научно- популярной
литературой, составлять план, конспект,
реферат. .

6

1 Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
2реализация установок здорового образа жизни
3 сформированность познавательных интересов и мотивов .направленных на изучение
живой

природы,

интеллектуальных

умений(доказывать,

строить

рассуждения,

анализировать, сравнивать. делать выводы и др.)
Метапредметные результаты
1 овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы ,давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать. Поводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять. Доказывать. Защищать свои идеи.
2 умение работать с разными источниками информации.
3 способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих.
4 умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции. Сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
Ученик научится:
1 характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности организма.
2 применять методы биологической науки при изучении организма, проводить
биологические эксперименты и объяснять их результаты.
3 использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
организма, сравнивать клетки, ткани ,процессы жизнедеятельности.
4 ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать

информацию,

получаемую из разных источников.
5 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей.
6 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Введение - 4ч.
Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы:
наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований.
Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии,
правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Лабораторные и практические работы:
•

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

•

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах
изучения природы.
Раздел 2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма- 3ч.
Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп.
Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и
функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в
строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке.
Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.
Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:

•

Устройство ручной лупы и светового микроскопа.

•

Строение клеток кожицы чешуи лука.

•

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 3. Процессы жизнедеятельности организмов – 2ч.
Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания
растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы:

•

Образование на свету в зеленых листьях углеводов.

•

Выделение зелеными листьями в процессе фотосинтеза кислорода.
Раздел 4. Многообразие организмов, их классификации – 1ч.
Разнообразие живого. Классификация организмов. Вид.
Раздел 5. Бактерии. Грибы. Лишайники – 3ч
Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Лишайники.
Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение,
особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

8

Лабораторные и практические работы:
•

Съедобные и ядовитые грибы.
Раздел 6. Многообразие растительного мира – 6ч
Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их
использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе,
хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие
папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и
многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком.
Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.
Лабораторные и практические работы:

•

Водоросли в аквариуме.

•

Листья и споры папоротников.

•

Хвоя и шишки голосеменных растений.

•

Строение цветкового растения (органы).
Раздел 7. Многообразие животного мира - 4ч
Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни
человека.
Раздел 8.Эволюция растений и животных – 1ч
Как развивалась жизнь на Земле.
Раздел 9 .Среда обитания живых организмов – 5ч
Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях
и океанах. Природные сообщества.
Раздел 10 . Человек на Земле – 5ч
Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не
станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

6 класс
Введение 1 ч.
Раздел 1. Органы и системы органов живых организмов (11часов)
Орган. Системы органов.
Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система
органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение
стебля и листа, их функции.
Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные
надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.

9

Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная,
кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности
организма, связи его со средой обитания.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые
образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.
Лабораторные работы:
Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.
Строение стебля.
Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
Строение корневого волоска. Корневые системы.
Видоизменения подземных побегов.
Раздел 2 Строение и жизнедеятельность организмов (21час)
Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов.
Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорнодвигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в
водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное
питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды.
Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства
фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений.
Испарение воды листьями. Листопад, его значение.
Питание

потребителей

-

животных.

Пищеварительный

тракт.

Значение

кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных.
Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники,
падальщики, паразиты.
Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты.
Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза.

Значение

деятельности разрушителей в природе.
Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении
энергии.
Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое
значение знаний о дыхании и фотосинтезе.
Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды
обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в

10

обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание
бактерий и грибов. Брожение.
Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у
растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ.

Строение и функции

сердца.
Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных
организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у
многоклеточных животных.
Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы
размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных
водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и
грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для
эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия.
Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и
разнообразие.
Особенности

размножения

многоклеточных

животных.

Внешнее

и

внутреннее

оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие,
яйцеживородящие и живородящие животные.
Индивидуальное развитие и расселение живых организмов. Периоды индивидуального
развития

растений:

зародышевый,

молодости,

зрелости,

старости.

Периоды

индивидуального развития животных: зародышевый, формирования и роста организма,
половой зрелости, старости. Развитие с полным и неполным превращением. Прямое
развитие.
Расселение грибов и растений. Приспособления для распространения спор, семян и
плодов. Расселение животных. Миграция, ее значение.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и
испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия
прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых;
репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы,
рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие
основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания,
развитие с полным и неполным превращением.
Лабораторные работы:
Строение цветка.
Строение яйца птицы.

11

Определение плодов.
*Практические работы.
1. Вегетативное размножение растений.
2. Способы проращивания семян.
Резерв (1ч)
7 класс
(34ч)
Введение 1ч
I. Организация живой природы 1ч
-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая
роль организмов.
-Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части
природного сообщества.
-Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная
структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.
-Разнообразие экосистем.
-Экосистема — часть биосферы.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки
животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды,
видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие
экосистемную организацию живой природы.
II.Эволюция живой природы(1ч)
- Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея
к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Наследственность и изменчивость , борьба
за существование и естественный отбор.
Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый
план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.
Возникновение высших форм жизни на основе более простых- результат эволюции.
- Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых,
репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе
цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции,
многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания,
принципы классификации.

12

III. Царство Растения (14ч)
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений.
Современный растительный мир — результат эволюции.
Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.
Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты
прогрессивной организации бурых водорослей.
Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической
деятельности человека.
Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи
с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших
растений.
Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.
Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.
-Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их
осушения. Торфообразование, использование торфа.
-Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения
папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от
условий среды обитания.
Разнообразие современных папоротников и их значение.
Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.
Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые
голосеменные. Разнообразие современных хвойных.
Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и
Двудольные.
Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,
Бобовые,
Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).
Класс Однодольные, семейства: Лилейные
Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных
экосистемах.
Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих
видов..
Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта.
Выращивание капусты.

13

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры,
таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе
цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности
отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений,
двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных
растений, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
1. Изучение одноклеточных водорослей.
2. Изучение многоклеточных водорослей.
3. Строение зеленого мха кукушкин лен.
4*. Строение мха сфагнум.
5. Строение папоротника.
6. Строение побегов хвойных растений.
7. Строение мужских, женских шишек и семян хвойных сосны обыкновенной.
8. Признаки однодольных и двудольных растений.
9. Признаки растений изучаемых семейств.
Практические работы:
1—3. Определение растений изучаемых семейств.
IV. Царство Животные (13 ч)
Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных
в жизни планеты, как потребителей органического вещества.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших
в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.ТипСаркожгутиконосцы.
Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.
Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип
Инфузории. Особенности строения.
Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль
в экосистемах.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение
кишечнополостных в водных экосистемах.
Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика
заболеваний, вызываемых плоскими червями.
Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения
круглыми червями.

14

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего
строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.
Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых
моллюсков в биологической очистке водоемов.
Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные,
общая характеристика, разнообразие.
Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.
Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.
Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая
характеристика.
Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием
в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты,
химеры.
Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение
Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных.
Роль в экосистемах.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и
жизни человека.
Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.
Птицы наземных и водных экосистем.
Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего
строения.
Размножение и развитие.
Роль млекопитающих в различных экосистемах.
Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов
Развитие животноводства
Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки,
репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные
ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие
основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных
средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
13. Внешнее строение дождевого червя.
14. Строение раковины моллюска.

15

15. Внешнее строение насекомого.
16. Внешнее строение рыбы.
17. Внутреннее строение рыбы.
18 Внешнее строение птицы.
V. Бактерии, грибы, лишайники (3 ч)
Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и
практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общие признаки
Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах..
Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни
человека.
Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе
цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие
бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов,
оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторная работа:
19. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Практическая работа:
4. Определение съедобных и ядовитых грибов.
VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (1 ч)
Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.
Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.
Сохранение видового разнообразия. Красная книга.
Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции,
слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы),
иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

8класс
(68ч)
Введение (1 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология,
генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования.

16

Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его
здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании
экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об
основных составляющих здорового образа жизни.
Самонаблюдения:
1. Определение оптимальности веса.
2. Исследование ногтей.
Раздел1.Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)
Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и
органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении
жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные
компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов.
Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Соматические и половые клетки.
Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток,
образование гамет, оплодотворение.
Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы
наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и
рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип. Наследственная и ненаследственная
изменчивость.

Типы

Наследственная

мутаций

у

человека.

предрасположенность

к

Хромосомные

определенным

и

генные

болезни.

заболеваниям.

Медико-

генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании
семьи.
Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды. Образ жизни
и здоровье.
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, диафильмы, фильмы, модели, иллюстрирующие
строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена
веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека,
дородовой диагностики.
Практическая работа:
1. Состав домашней аптечки.
Раздел 2. Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей,
органов,

систем

органов

в

организме.

Основные

эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

ткани

организма

человека:

17

Строение и принципы работы нервной системы. Основные механизмы нервной и
гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.
Внутренняя среда организма – основа его целостности.
Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ.
Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов
среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция
кроветворения. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды
иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы
риска». Профилактика СПИДа.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней
среды, состав и функции крови.
Лабораторные работы:
1. Ткани организма человека
2. Строение крови лягушки и человека
Практическая работа:
1. Изучение результатов анализа крови.
Раздел 3. Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная
часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей.
Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их
функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа
жизни на развитие скелета. Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь
при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждения нарушения
осанки и плоскостопия.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции.
Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние
наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог
здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц;
открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию
спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость,
плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки
осанки.
Лабораторные работы:
3. Химический состав костей.

18

4. Строение и функции суставов.
5. Утомление мышц.
Самонаблюдения:
3. Определение гибкости позвоночника
4. Оптимальные условия для отдыха мышц
5. Выявление снабжения кровью работающих мышц
6. Координация работы мышц
7. Выявление плоскостопия
Раздел 4. Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по
сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы
сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные
заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый
круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови.
Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и
гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на
сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных
кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм
образования и особенности движения.
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и
выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение
органов дыхания в связи с выполняемой функцией. Этапы дыхания: внешнее, газообмен в
легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ,
получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм
вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость
от регулярных занятий физкультурой и спортом. Регуляция дыхания. Функции
дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу
дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция
дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр.
Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких.
Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство
ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья
человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении

19

органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение,
заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие
строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих
увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного
дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха.
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота
пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение
пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости.
Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения.
Пищевод, желудок и особенности их строения. Пищеварение в желудке: отделение
желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в
тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи.
Всасывание. Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и
их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья. Нервная и
гуморальная регуляция пищеварения. Культура питания. Особенности питания детей и
подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря.
Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением.
Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ. Витамины:
жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов,
необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка
пищи – залог сохранения в ней витаминов.
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми
грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочнокишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых
продуктов – основа здорового образа жизни.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов
пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль, состав крови, группы крови,
свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; схемы и слайды,
показывающие необходимые приемы и средства остановки кровотечения; челюстной
аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты;
муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику
ее заболеваний. Система выделения. Основные функции: выведение из организма
продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ.
Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная

20

система, строение, функции. Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и
минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их
профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение,
барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.
Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения.
Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и
ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства. Уход за кожей,
ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура
внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.
Демонстрация: влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы,
муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи,
влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.
Лабораторные работы:
6. Саморегуляция сердечной деятельности
7. Функциональные возможности дыхательной системы
8. Расщепление веществ в ротовой полости
Практические работы:
2. Приемы остановки артериального кровотечения
4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля
5. Составление суточного пищевого рациона
6. Определение качества пищевых продуктов
7. Измерение температуры тела
Самонаблюдения:
8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
9. Определение достаточности питательных веществ
10. Температурная адаптация кожных рецепторов
Раздел 6. Репродуктивная система и здоровье (3 ч)
Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль
биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль
яичников и матки.

Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его

особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального
развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы,
влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия
для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое

21

созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения
репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная
зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства
контрацепции.
Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и
ребенка,. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей
матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого
организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их
профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических
упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и
плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик
ребенка».
Раздел 7. Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)
Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности
организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности
организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе
и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и
торможения,

как

необходимые

условия

регуляции.

Отделы

нервной

системы:

центральный, периферический, соматический, вегетативный.
Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная
нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение,
рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост,
мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции.
Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная,
зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации
произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные
нарушения функций нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной
системы и их особенности.
Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ,
обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их
особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы
желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия
между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией
желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные

22

заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа
здорового образа жизни.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной
системы, строение и функции желез внутренней секреции.
Лабораторные работы:
9. Строение головного мозга человека.
Раздел 8. Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)
Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды.
Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.
Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших
полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные
(дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз.
Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при
повреждении глаз. Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного,
среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков.
Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека.
Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил
гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения
психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия:
вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль
мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных
анализаторов.
Лабораторные работы:
10. Значение органов осязания
Самонаблюдения:
11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
12. Работа хрусталика
13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.
Резерв – 2 ч
9 класс
(68ч)
Введение (1 ч.)

23

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в
биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства
всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.
Раздел 1. Структурная организация живых организмов(15ч)
Тема 1.1 Химическая организация клетки (5ч.)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой
материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в
образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая
роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности
и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов
жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул
в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация.
Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной
структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы
наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из
поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму;
транскрипция.

РНК,

структура

и

функции.

Информационные,

транспортные,

рибосомальные РНК.
Тема 1.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч.)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную
мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии;
расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 1.3. Строение и функции клеток (8 ч.)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной
клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий.
Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их
структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток.
Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного
ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения
растительной клетки.

24

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток
многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз,
фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и
значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в
физиологических и патологических условиях).
Практическая работа №1. Химическая организация клетки
Лабораторная работа №1. Изучение строения растительной и животной клеток под
микроскопом
Контрольная работа №1 Структурная организация живых организмов
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч)
Тема 2.1. Размножение организмов (2 ч.)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и
животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток,
осеменение

и

оплодотворение.

Биологическое

значение

полового

размножения.

Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание
(мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза.
Оплодотворение.
Тема 2.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 ч.)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование
однослойного

зародыша

–

бластулы.

Гаструляция;

двуслойного

зародыша

–

гаструлы.

Первичный

закономерности

образования

органогенез

дальнейшая

и

дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития.
Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный
метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (13ч)
Тема 3.1. Закономерности наследования признаков (9ч.)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический
метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в
определении признаков.
Тема 3.2. Закономерности изменчивости (2 ч.)

25

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение
мутаций

для

практики

сельского

хозяйства

и

биотехнологии.

Комбинативная

изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в
развитии и проявлении признаков и свойств.
Тема 3.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов ( 2 ч.)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм.
Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления
современной

селекции.

Значение

селекции

для

развития

сельскохозяйственного

производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Лабораторная работа №2. Построение вариационного ряда и кривой.
Контрольная работа №2. Решение генетических задач.
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (19ч)
Тема 4.1 Развитие биологии в додарвинский период (1 ч.)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об
«изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по
систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.2. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
(3ч.)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных
наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица.
Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за
существование и естественный отбор.
Тема

4.3.

Современные

представления

об

эволюции.

Микроэволюция

и

макроэволюция (2 ч.)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический
регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные
закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции
групп

организмов.

Результаты

эволюции:

многообразие

видов,

органическая

целесообразность, постепенное усложнение организации.
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.
Популяционная

структура

вида;

экологические

и

генетические

характеристики

популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость
видообразования; географическое и экологическое видообразование.

26

Тема 4.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат
эволюции (3 ч.)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о
потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 4.5. Возникновение жизни на Земле (2 ч.)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле.
Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и
социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе;
естественная классификация живых организмов.
Тема 4.6. Развитие жизни на Земле (8 ч.)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на
Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые.
Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных
растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение
позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и
распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих.
Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение
вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека,
позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.
Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные
люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens;
человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная
сущность расизма.
Практическая работа №2. Основы искусственного и естественного отборов
Дискуссия №1. Гипотезы происхождения жизни на Земле
Контрольная работа №3. Эволюция живого мира на Земле
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии(11ч)
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции (6 ч.)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое
вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество
биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества

27

живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы,
редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других
факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды;
ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел,
биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых
сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз:
мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество,
паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Тема 5.2. Биосфера и человек (5ч.)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе);
последствия

хозяйственной

деятельности

человека.

Проблемы

рационального

природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и
памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Контрольная работа №4. Биосфера и человек.

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№

1
2
3
4
5
6

Тема

Количество
часов
по программе
4
6
7
5
7
4
1

Введение
Методы изучения живой природы.
Организмы-тела живой природы.
Организм и среда обитания.
Природные сообщества.
Живая природа и человек.
Обобщающий урок.

Практические ,
лабораторные,
контрольные
0
3
1
1
0
0
1
0
0
0

Итого

34

12

Количество
часов
по программе
1
13

Практические,
лабораторные,
контрольные
0
1

10

5

5
6

0
0

6 класс
№

1
2
3
4

Тема
Введение
Особенности
строения
цветковых
растений.
Жизнедеятельность
растительного
организма.
Классификация цветковых растений.
Растения и окружающая среда
Итого

34

7 класс
№

Тема

1
2

Зоология-наука о животных.
Многообразие
животного
мира:
беспозвоночные, простейшие.
Многообразие
животного
мира:
позвоночные
Эволюция и экология животных.
Животные в человеческой культуре.
Резерв
Итого

3
4

Количество
часов
по программе
3
17

Практические ,
лабораторные,
контрольные
0
3

11

3

3

1

1
34

7

29

Итого

34

20

Количество
часов
по программе
5

Практические ,
лабораторные,
контрольные
0

9

1

6
6

1
1

4
4
4
5
5

1
0
1
1
0

8 класс
№

Тема

1

5
6
7
8
9

Место человека в системе органического
мира
Регуляторные системы. Нервная и
эндокринная.
Сенсорные системы.
Опорно-двигательная
система.
Физическое здоровье
Внутренняя среда организма.
Сердечно-сосудистая система.
Дыхательная система.
Пищеварительная система.
Обмен веществ и энергии.

10

Покровы тела.

2

11

Мочевыделительная система.

3

12

Репродуктивная система

4

13

Поведение и психика.

8

14

Человек и его здоровье.

3

1

68

8

Количество
часов
по программе
1
15

Практические ,
лабораторные,
контрольные
0
3

5

0

13

2

19
11

2
1

4

1

2
3
4

Итого

1

9 класс
№

1
2

3
4
5
6

Тема
Введение
Структурная
организация
организмов
Размножение и индивидуальное
развитие организмов

живых

Наследственность
и
изменчивость
организмов
Эволюция живого мира на Земле
Взаимоотношения организма и среды.
Основы экологии
Обобщение

30

Итого

68

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».