2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2.Содержание учебного предмета……………………………………………
3.Тематическое планирование……………………………………………….
3
Рабочая программа по географии для 5 – 9 классов разработана в соответствии с
нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 31.05.2021 г. № 297,
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.11.2022 г. №993 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от
28.09.2020
г.
№
28
«Об
утверждении
СанПиН
1.2..3685-21
«Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 28.01.2021 г. № 2 .
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2023-2024 учебный год.
7. Федеральной рабочей программой
основного общего образования
по географии и
Программы общеобразовательных учреждений ФГОС География 5-9 классы
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1.А.И.Алексеев,В.В.Николина,Е.К.Липкина. География 5класс Просвещение 2021
2.А.И.Алексеев,В.В.Николина,Е.К.Липкина.
География 6класс Просвещение2021
3.А.И.Алексеев,В.В.Николина,Е.К.Липкина В География 7классПросвещение 2021
4. А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина География 8класс Москва Просвещение
2021
5. А.И.Алексеев. География 9класс М.: Просвещение, 2019
Согласно учебному плану на изучение географии отводится:
5 класс— 34 ч; 1 час в неделю
6 класс — 34 ч; 1 час в неделю
7 класс — 68 ч; 2 часа в неделю
8 класс —68 ч; 2 часа в неделю
9 класс — 68 ч; 2 часа в неделю
Срок реализации рабочей программы — 5 лет
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
5 класс
•
•
•
•
•
Ученик научится
Использовать различные источники
географической информации.
•
Анализировать,обобщать информацию. •
По результатам наблюдений находить и •
формулировать зависимости и
закономерности .
Определять и сравнивать качественные и •
количественные показатели,
характеризующие географические
объекты , процессы, явления.
Составлять описание географических
•
объектов, явлений , процессов.
•
Ученик получит возможность научиться
Ориентироваться на местности при помощи
топографических карт, современных
навигационных приборов.
Строить простые планы местности.
Создавать простейшие географические карты
различного содержания.
Проводить с помощью приборов измерения
температуры ,влажности воздуха
Оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы
Использовать знания о географических
явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в быту.
6 класс
•
•
•
•
•
•
Ученик научится
Формировать представления о единстве •
природы, объяснять простейшие
взаимосвязей и явлений природы.
Сформирует представления о структуре, •
развитии во времени основных геосфер.
Получит представления о разнообразии •
природы и сложности протекающих в ней
процессов.
Представления о размещении природных •
и социально-экономических объектов.
Работать со специальными приборами и •
инструментам ,картами ,глобусом ,планом
местности.
Ученик получит возможность научиться
Понимать воздействие человека на состояние
природы и последствия этого взаимодействия.
Понимать разнообразие и своеобразие
духовных традиций народов.
Составлять характеристику климатических
поясов гор, равнин, моря.
Называть меры по охране природы
Приводить примеры мер безопасности при
стихийных бедствиях.
7 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
5
•
•
•
•
Использовать различные источники
•
географической информации для решения
учебных и практико-ориентированных
задач.
По результатам наблюдений находить и •
формулировать зависимости и
закономерности.
Составлять описание географических
•
объектов ,процессов и явлений.
Представлять в различных формах
географическую информацию
необходимую для решения учебных и
практико - ориентированных задач.
•
Ориентироваться на местности при помощи
топографических карт и современных
навигационных приборов.
Моделировать географические объекты и
явления при помощи компьютерных программ.
Воспринимать и критически оценивать
информацию географического содержания в
средствах массовой информации.
Создавать письменные тексты и устные
сообщения о географически явлениях на
основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
8 класс
•
•
•
•
Ученик научится
Получит знания об основных
•
географических понятиях ,географических
особенностях природы ,населения разных
территорий, о своей Родине-России.
Об окружающей среде, путях ее
•
сохранения и рационального
использования.
Развивать познавательные интересы,
•
творческие и интеллектуальные
способности в процессе наблюдений за
состоянием окружающей среды, решения
географических задач самостоятельного
приобретения знаний.
Формировать экологическую культуру, •
позитивного отношения к окружающей
среде, взаимопонимания с другими
народами.
Ученик получит возможность научиться
Познавать на конкретных примерах
многообразие современного географического
пространства на разных его уровнях, что
позволяет сформировать географическую
картину мира.
Понять главные особенности взаимодействия
природы и общества на современном этапе.
Понять осуществление стратегии устойчивого
развития в масштабах России и мира.
Понимать закономерности размещения
населения и территориальной организации
хозяйства в связи с природными, социальноэкономическими и экологическими факторами.
9 класс
Выпускник научится
Выпускник получит возможность
6
•
•
•
•
научиться
Получит знания по экономике регионов,
• Получить знания о географических
размещению
производительных
сил, особенностях природы, населения разных
экономико-географической характеристике территорий России.
регионов,
их
связей,
включая
международные.
Изучит природно-ресурсный потенциал
• Овладеть умениями ориентироваться на
России.
местности ,использовать географическую
карту, современные геоинформационные
технологии для поиска, интерпретации и
демонстрации различных географических
данных.
Анализировать закономерности .факторы •и Применять географические знания для
условия размещения производительных оценки и объяснения разнообразных явлений
сил.
процессов.
Познакомится с хозяйственным комплексом
• Получить способность использовать
России, его составными частями
географические знания и умения в
повседневной жизни.
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной
картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты:
формирование
познавательных
интересов,
интеллектуальных и
творческих
способностей;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
7
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической
контекстной речью;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как
основы географического мышления;
формирование
представлений
и
теоретических
знаний
о
целостности
и
неоднородности Земли;
овладение
основами
картографической
грамотности
и
использование
географической картой;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды,
8
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных
территориях
и
акваториях,
умений
и
навыков
безопасного
целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
и
экологически
9
5 класс
Раздел I. ИСТОЧНИКИ
ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Развитие географических знаний о Земле.
Развитие представлений человека о мире.
Выдающиеся географические открытия древности, средневековые путешествия . Эпоха
ВГО. Первые кругосветные путешествия. Географические методы изучения окружающей
среды.
Наблюдение.
Описательные
и
сравнительные
методы.
Использование
инструментов и приборов.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели.
Меридианы. Определение основных
направлений по глобусу. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка,
Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Океаны на глобусе и
карте полушарий. Градусная сетка на глобусе и картах. Географические координаты широта и долгота. Их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование. Ориентирование на местности. Компас. Азимут.
Измерение расстояний и определение направлений на местности и на плане. Изображение
на плане неровностей земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности.
Решение практических задач по плану местности. Составление простейшего плана
местности.
Географическая карта. Географическая карта – особый источник информации. Отличие
карт от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и определение
направлений и расстояний по карте. Шкала глубин и высот. Чтение карты, определение
местоположение географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Физическая карта полушарий. Физическая карта России и Ивановской области
Географические методы изучения окружающей среды.Наблюдение.Описательные и
сравнительные
методы.
Использование
инструментов
и
приборов.
Картографический метод.Моделирование.
Практическая работа. №1. Знакомство учащихся с учебником, рабочей тетрадью,
глобусом и атласом. №2. Чтение плана местности. Ориентирование.№3. Чтение карт.
Определение координат.
Раздел 2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК.
Земля — планета Солнечной системы. Небесные тела: метеоры, метеориты, кометы,
астероиды. Луна – спутник Земли. Форма, размеры и движение Земли, их географические
следствия. Экваториальный и полярный радиусы нашей планеты, площадь её
поверхности.
Распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости.
Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
10
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора и
литосфера.
Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Состав
земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение.
Движение земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники, гейзеры. Условия
жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. Внешние
процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной
поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
Рельеф суши и дна Мирового океана. Различия гор по высоте. Описание рельефа
территории по карте. Форма рельефа Ростовской области.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности
жизни и деятельности человека в горах и равнинах. Воздействие хозяйственной
деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные факторы. .
6 класс
Введение (1 ч)
Тема1 Гидросфера –водная оболочка Земли. Гидросфера и методы ее изучения. Части
гидросферы. Мировой круговорот воды.Значение гидросферы.
Предметные результаты обучения
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка
Понятие о воздушной оболочке Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.
Температура воздуха. Атмосферное давление. Вода в атмосфере. Погода и ее показатели.
Климат.Человек и атмосфера.
Тема 3. Биосфера - оболочка жизни
Границы биосферы. Растительный и животный мир Земли. Жизнь в океане. Человек как
часть биосферы. Исследования и экологические проблемы.
Тема 4 Природно-территориальные комплексы.
Взаимосвязь
оболочек
Земли.
Понятие
о
природном
комплексе.
Природно-
территориальный комплекс. Глобальные , региональные и локальные природные
комплексы. Характеристика локального природного комплекса.
.
11
7 класс
Раздел I Главные закономерности природы Земли.
Тема 1. Географическая оболочка.
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность,
зональность, ритмичность – их географические следствия.
Природные зоны и высотная поясность.
Практическая работа. Выявление проявления широтной зональности по картам
природных зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли.
История Земли. Литосферные плиты и их движение. Материки, океаны и части света.
Сейсмические пояса Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и
внутренние процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы.
Анализ физической карты и карты земной коры с целью выявления закономерностей
распространения
крупнейших
форм
рельефа.
Объяснение
вулканических
или
сейсмических событий.
Тема 3 Атмосфера и климаты Земли.
Закономерности распределения температуры воздуха, распределения атмосферных
осадков. Пояса атмосферного давления. Воздушные массы, их типы. Разнообразие
климата. Климатообразующие факторы. Характеристика основных и
переходных
климатических поясов. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние
хозяйственной деятельности на климат. Карты, климатограммы.
Практическая работа №1 Описание климата по климатической карте.
Тема 4. Мировой океан –основная часть гидросферы.
Части Мирового океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый
океаны. Южный океан. Теплые и холодные течения, влияние на климат. Соленость вод
Мирового океана. Образование льдов. Жизнь в океане. Экологические проблемы
Мирового океана.
Практическая работа1Изменение солености вод океана.
Практическая работа №2 Сравнение двух океанов по плану.
Тема 5 Численность населения
12
Заселение Земли человеком. Изменение численности населения во времени. Методы
определения численности населения, факторы влияющие на рост численности населения
Размещение и плотность населения. Практические работы. Определение, сравнение
темпов изменения численности населения отдельных регионов. Определение различий
численности и плотности населения отдельных стран.
Тема 6Страны и народы мира.
Народы и религии мира. Этнический состав населения. Языковая классификация
География мировых религий.Хозяйственная деятельность людей. Города и сельские
поселения. Культурно-исторические регионы мира. Многообразие стран. комплексы, их
Практическая работа. Сравнение занятий населения двух стран.
Раздел III Материки и страны.
Тема 1. Южные материки.
Африка, Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. Географическое
положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья.
Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение
месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 4. 1. Определение
географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в
градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных
ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них
погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон
материка. Заповедники Африки.
Практическая работа №5: Характеристика ПК по картам.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие
расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с
историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка
(Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия,
Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и
особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона
13
прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион.
Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища,
традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств
суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение
природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа №6: Оценивание климатических условий одного из африканских
народов на основе сопоставления ареалов его распространения. Описание природных
условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2.Северные материки.
Северная Америка, Евразия. Географическое положение, размеры, очертания и
омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы (рельеф, климат, внутренние воды, растительный
и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата.
Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры
по охране природы на континенте.
Население. Политическая карта. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека.
Практические работы . 1.Объяснение распространения зон вулканизма на территории
Северной Америки и Евразии
2Объяснение климатических различий территорий,
находящихся на одной широте. 3 Компоненты природы одной из природных зон.4Описание
одной из стран Евразии.
Тема 3. Взаимодействие природы и общества.
Влияние географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Особенности
взаимодействия
человека
международного
современном этапе.
и
природы
сотрудничества.
на
Развитие
Глобальные
экологическая ,сырьевая, энергетическая.
разных
материках.
природоохранной
проблемы
Необходимость
деятельности
на
человечества
Практическая работа.
Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из стран мира.
14
8 класс
Тема1Географическое пространство России.
История освоения и заселения России в11-16 вв. Расширение территории в16-19 вв.Что
изучает география России. Русские первопроходцы. Изменение внешних границ России
20в.Воссоединение Крыма с Россией.
Тема2 Географическое положение и границы России.
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница
России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный
шельф и экономическая зона. Страны-соседи России. Моря ,омывающие территорию
России.
Тема3Время на территории России.
Россия на карте часовых поясов. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное
время.
Практическая работа Определение различия во времени для разных городов России. на
карте часовых зон.
Тема4 Административно-территориальное устройство России.
Субъекты
Российской Федерации, их разнообразие. Федеральные округа. Виды районирования
территории. Макрорегионы России: Западный и Восточный, их границы и состав.
Географические
районы
России:
Европейский
Север,Северо-Запад,Центральная
Россия,Поволжье, Юг Европейской части,Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Практическая
работа. Обозначение на карте и сравнение границ федеральных округов.
Природа России .
Тема1Природные условия и ресурсы России. Классификация природных ресурсов.
Природно-ресурсный
капитал
и
экологический
потенциал
России.
Принципы
рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы.
Основные ресурсные базы. Ресурсы Суши и морей. Сравнительная характеристика
Практическая работа. Характеристика ресурсного капитала своего края.
Тема2ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (8 ч)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Особенности
строения рельефа нашей страны. Древние и молодые участки земной коры на территории
России.
Рельеф России. Особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа
на территории нашей страны.
15
Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют
на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают
неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.
Стихийные природные явления в литосфере.
Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность
людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как
человек воздействует на литосферу.
Обобщение «Рельеф России».
Практическая работа 1. Объяснение распространения опасных геологических явлений.
Практическая работа2.Особенности рельефа своего края.
Тема3 КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Факторы, определяющие климат России. Формирование климата. Влияние географической
широты на климат. Влияние подстилающей поверхности.
Циркуляция воздушных масс. Циклоны. Антициклоны.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла
на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что
показывает коэффициент увлажнения.
Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность климата
влияет на жизнедеятельность человека.
Типы климатов России. Арктический, субарктический и умеренный климат.
Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата.
Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические
явления называют неблагоприятными.
Практические работы. 1 Описание и прогнозирование погоды территории по карте
погоды. 2 Определение и объяснения по картам закономерностей распределения
солнечной радиации, средних температур января и июля,годового количества осадков,
испаряемости по территории страны. 3 Оценка влияния
основных климатических
показателей своего края на жизнь и хозяйственную деятельность населения..
Тема4 ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Разнообразие внутренних вод России. Моря как аквальные ПК Реки. Влияние внутренних
вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки.
Особенности российских рек. Почему многие реки России медленно текут. Как климат
влияет на реки.
16
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Озера. Болота.
Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.
Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность
распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое
потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.
Практические работы. 1 Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек
России.2Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на
территории страны.
Тема5 Природно-хозяйственные зоны. Образование почв и их разнообразие. Что такое
почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и
разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности
распространения почв на территории России.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно
охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России.
Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы
на Земле. Охрана живой природы.
Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы
называем эти зоны природно-хозяйственными.
Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных
территорий Севера. Основные виды природопользования на северных территориях.
Разнообразие
лесов
России.Леса
России.
Зона
тайги.
Зона
смешанных
и
широколиственных лесов.
Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на
природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в
России.
Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее
ярко выражена высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные
территории (ООПТ). Охрана природы на территории России. Обобщение «Природное
районирование»
Практические работы.1Объяснение различий структуры высотной
поясности в горных системах.2Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных
климатических изменений на природу.
17
Раздел 3. Население России
Тема1Численность и воспроизводство населения России. Как изменялась численность
населения России. Перепись населения .Рождаемость, смертность, естественный прирост
населения и их географические различия в пределах разных регионов России
Геодемографическое положение России.. Что влияет на изменение численности населения.
Миграции, причины и основные потоки их направления. Государственная миграционная
политика Российской Федерации. Варианты прогнозов изменения численности населения.
Практическая работа. Определение по статистическим данным общего, естественного или
миграционного прироста населения отдельных субъектов Российской Федерации.
Тема2Территориальные особенности размещения населения России. Географические
особенности размещения населения их обусловленность природными, историческими и
социально-экономическими
факторами
.Основная
полоса
расселения.
Плотность
населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в
географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское
население. Урбанизация в России. Крупнейшие города и агломерации Классификация
городов по численности населения Роль городов в жизни страны. Функции городов.
Сельская местность и современные тенденции сельского расселения.
Тема3Народы
и
религии.
Россия
многонациональное
государство
Языковая
классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. Титульные
этносы География религий. Объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на
территории России. Городское и сельское население. Какое население в России
Практическая работа. Построение картограммы «Доля титульных этносов в численности
населения республик и автономных округов РФ.».
Тема4 Половой и возрастной состав населения России.
Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах
Федерации и факторы, ее определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая
нагрузка. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского
населения России. Практическая работа1. Обхъяснение динамики половозрастного состава
населения на основе анализа половозрастных пирамид страны.
Тема5 Человеческий капитал России.. Что такое трудовые ресурсы и экономически
активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по
территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и
факторы, их определяющие. Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР
и его географические различия ..
18
Практическая
работа
1Классификация
Федеральных
округов
по
особенностям
естественного и механического движения населения России
9 класс
Раздел Хозяйство России
Тема 1.Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы. Отраслевая структура.
Функциональная
и
территориальная
структуры
хозяйства
страны,
факторы
их
формирования. ЭГП Росси как фактор развития ее хозяйства.Общие особенности
географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона
хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. Стратегия пространственного
развития Российской Федерации на период до 2025 года: цели, задачи, приоритеты и
направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации,
выделяемые
как
геостратегические
территории.
Производственный
капитал,
.Стабильность и рентабельность производства. Условия и факторы размещения хозяйства.
Тема 2.Топливно-энергетический комплекс ТЭК.
Состав,
место
и
значение
в
хозяйстве.
Нефтяная,
газовая
и
угольная
промышленность. География основных современных и перспективных районов добычи и
переработки топливных ресурсов систем трубопроводов. Место России в мировой добыче
основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом
производстве
электроэнергии.
использующие
возобновляемые
Основные
типы
источники
электростанций,
энергии,
их
доля
Электростанции
в
производстве
электроэнергии Размещение крупнейших электростанций. Влияние ТЭК на окружающую
среду. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2035 года.
Практические работы.. 1Анализ статистических и текстовых материалов с целью
сравнения
стоимости
электроэнергии
для
населения.
2Сравнительная
оценка
возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны.
Тема3 Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве .Место России в мировом производстве
черных и цветных металлов .Особенности
технологии производства.
Факторы
размещения предприятий разных отраслей. География металлургии черных, легких и
тяжелых цветных металлов. Основные районы и центры. Металлургические базы России
Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения Стратегии развития
черной
и
цветной
металлургии
России
до2030
года.
Практическая
работа.
19
1Выявление
факторов,
влияющих
на
себестоимость
производства
предприятий
металлургического комплекса..
Тема4 Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве
машиностроительной
продукции.
Факторы
размещения
предприятий
География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации
целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды,
создание
экологически
эффективного
оборудования
.Перспективы
развития
машиностроения России .
Практическая
работа1
Выявление
факторов
,повлиявших
на
размещение
машиностроительного предприятия.
Тема5.Химико-лесной комплекс.
Состав ,место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место
России в мировом производстве химической продукции.Химическая промышленность и
охрана окружающей среды. Основные положения Стратегия развития химического и
нефтехимического комплекса на период до 2030 года
Лесопромышленный комплекс. Факторы размещения предприятий .Место России в
мировом производстве продукции лесного комплекса. География важнейших отраслей:
основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесное хозяйство окружающая
среда Проблемы и перспективы развития.
Практическая работа 1Анализ документов Прогноз развития лесного сектора
Российской Федерации до 2030 года и Стратегия развития лесного комплекса до2030 года
с целью определения перспектив и проблем развития комплекса .
Тема 6. Агропромышленный комплекс
Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в
экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные
ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана
окружающей среды.
География основных отраслей земледелия и животноводства.
Состав, место и значение пищевой и легкой промышленности в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Предприятия пищевой и легкой промышленности и охрана окружающей среды
Пр. № 1 Определение влияния природных и социальных факторов на размещение
отраслей АПК.
20
Тема 7. Инфраструктурный комплекс –
Состав
инфраструктурного
комплекса.
Классификация
услуг.
Доля
инфраструктурного комплекса в экономике.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской ,внутренний
водный, железнодорожный ,автомобильный. воздушный и трубопроводный транспорт.
География отдельных видов транспорта и связи. Основные транспортные пути и линии
связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды
.Информационная инфраструктура .Рекреационное хозяйство. Особенности сферы
обслуживания своего края. Проблемы и перспективы развития комплекса.
развития
транспорта
России
на
период
до
2030
года,
Стратегия
Федеральный
проект
Информационная инфраструктура.
П.р.№1Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных
морских бассейнов в грузоперевозках и объяснения выявленных различий. Заполнение
П.р 2Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края. .
Тема8 Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства.
пространственного
Стратегия
развития Российской Федерации до2025 года. Новые формы
территориальной организации хозяйства. Особые экономические зоны .Территории
опережающего развития..
П.р. Сравнительная оценка вклада отдельны отраслей хозяйства в загрязнение
окружающей среды.
Тема 1 Западный макрорегион – Европейская Россия
Общая характеристика Европейской России. Особенности географических районов.
Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг
Европейской части России, Урал. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население, хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации
Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития, их внутренние
различия.
Практические работы 1 Сравнение ЭГП двух географических районов страны по
разным источникам информации. 2 Классификация субъектов Российской Федерации
одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития
на основе статистических данных.
21
Тема2 Восточный макрорегион. Азиатская часть России.
Географические
особенности географических районов России: Сибирь, Дальний Восток. Географическое
положение .Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство.
Социально-экономические
и
экологические
проблемы
и
перспективы
развития.
Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню
социально-экономического
развития,
их
внутренние
различия.
Практические работы1 Сравнение человеческого капитала двух географических районов
по заданным критериям. 2Выявление факторов размещения предприятий одного из
промышленных кластеров Дальнего Востока. Тема 3. Обобщение знаний. Федеральные и региональные целевые программы
Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации»..
Тема4Россия в современном мире.
Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в
составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязь России
с другими странами мира. Россия и страны СНГ ЕАЭС. Значение для мировой
цивилизации
географического
пространства
России.
Как
комплекса
природных.
Культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного
наследия России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Тема раздела
Что изучает география
Развитие географических знаний о Земле
Планы местности.
Географические карты
Количество часов
Практические,
контрольные
2
7
5
5
1
2
2
2
22
5.
6.
7
Земля-планета Солнечной системы
Литосфера
Заключение
Итого 31 + 3 резерв
4
7
1
1
1
1
Количество часов
Практические,
контрольные
9
11
5
4
34
2
2
1
1
16
6 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Тема раздела
Гидросфера- водная оболочка Земли.
Атмосфера –воздушная оболочка Земли.
Биосфера – оболочка жизни.
Природно- территориальные комплексы.
Резерв 5 часов.
Итого
7 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
Тема раздела
Географическая оболочка
Литосфера
Атмосфера Земли
Мировой океан - основная часть гидросферы
Численность населения
Страны и народы мира
Южные материки
Северные материки
Взаимодействие природы и общества
Резерв
Количество
часов
Практические,
контрольные
4
6
8
6
3
4
14
15
5
1
2
1
2
2
1
5
4
1
3
Итого
68
8 класс
№ п/п
Тема раздела
Количество часов
Практические,
контрольные
1.
История формирования и освоение территории
России.
Географическое положение России.
Время на территории России.
Административно-территориальное устройство.
Природные условия и ресурсы
2
1
4
2
3
4
1
1
1
2.
3.
4.
5.
23
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Геологическое строение и полезные
ископаемые.
Климат и климатические ресурсы.
Внутренние воды.
Природно-хозяйственные зоны
Население России
Человеческий капитал России.
Резерв
Итого
8
2
7
6
15
11
1
6
68
3
2
2
3
1
0
17
Количество часов
Практические,
контрольные
3
5
3
3
4
4
5
2
17
11
2
2
61
7
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
0
0
13
9 класс
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
Тема раздела
Общая характеристика хозяйства России.
Топливно-энергетический комплекс
Металлургический комплекс
Машиностроительный комплекс
Химико-лесной комплекс
Агропромышленный комплекс
Инфраструктурный комплекс
Обобщение знаний
Западный макрорегион
Восточный макрорегион
Обобщение знаний
Россия в современном мире
итого
резерв