МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Приморская, 35
Тел / факс (8 42432) 37 – 302, ugl-school2@yandex.ru
ОГРН 1026500993419, ИНН/КПП 6508006300/650801001
Рассмотрено
педагогическим советом
Протокол от 24.07.2024 № 10
Утверждена
Приказом №135 - ОД от26.07.2024
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
для обучающихся 5-8 классов
с задержкой психического развития
г. Углегорск 2024 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с программой
«Музыка. Искусство» 5-9 классы , авторы Г.П., Сергеева, Е.Д. Критская, Москва:
Просвещение 2018 год. ученики
«Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская , Москва «Просвещение» 2021 г.
«Музыка» 6 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская , Москва «Просвещение» 2021 г.
«Музыка» 7 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская , Москва «Просвещение» 2021 г.
«Музыка» 8 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская , Москва «Просвещение» 2021.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического
развития.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
У данных учащихся при потенциально сохранных возможностях интеллектуального
развития наблюдаются:
1.
Снижение объема, точности памяти и скорости запоминания; преобладание наглядной
памяти над словесной; снижение произвольной памяти; низкий уровень самоконтроля в
процессе заучивания и воспроизведения; неумение самостоятельно организовать свою работу
по запоминанию;
2.
Низкая концентрация и способность к распределению внимания, неспособность ребенка
сосредоточиться на задании, на какой-либо деятельности, быстрая отвлекаемость, быстрая
истощаемость и утомляемость; низкий уровень устойчивости внимания. 3. Отсутствие
выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Нет планирования
деятельности. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу, они заинтересованы в том, чтобы
быстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания.
Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он
первоначально думал, анализировал задание (что сначала буду делать, что потом,
соответствует ли образцу и т.п.).
4. Низкая мыслительная активность:
«бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад,
не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения,
преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне (ребенок вроде бы
правильно дает ответ, но объяснить его не может).
5. Наглядно-образное мышление:
дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций
анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия. Это ведет к
тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить
взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной
деятельности.
6. Логическое мышление. У детей с ЗПР имеются нарушения важнейших мыслительных
операций, которые служат составляющими логического мышления:
2
-анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные
признаки); сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным
признакам); -классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не
может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).
Обобщения носят диффузный, слабо дифференцированный характер. Нужное понятие
воспроизводится после предъявления им значительного числа соответствующих предметов или
их изображений.
7. Особенности эмоциональной сферы:
- слабая эмоциональная устойчивость;
- нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;
- агрессивность поведения и его провоцирующий характер;
- трудности приспособления к детскому коллективу;
- суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье,
фамильярность по отношению к взрослому.
8. Формирование эмоционально – волевой сферы: зависимость от фона настроения.
У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и
психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и
непосредственность.
Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости,
боязливости, страхам.
9. Работоспособность в учебной деятельности ученика с ЗПР:
- быстро устают, начинают отвлекаться и перестают воспринимать учебный материал;
- колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений связаны с нервнопсихическими состояниями;
На уроках в состоянии сосредоточенности дети могут сравнительно быстро понять
учебный материал небольшого объема, правильно выполнить упражнения и, руководствуясь
образцом или целью задания, исправить допущенные в работе ошибки.
Однако сосредоточенность и напряжение длятся лишь недолгие минуты, после которых
наступает утомление, безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять
допущенные ошибки.
При переутомлении работы детей остаются незаконченными, количество ошибок резко
возрастает, дети их не видят и не исправляют; иногда учащиеся не могут повторить за
педагогом простых формулировок.
Частая смена «рабочих» и «нерабочих» состояний в сочетании с пониженной
познавательной активностью приводит к тому, что получаемые на занятиях обрывочные знания,
недостаточно закрепленные и не связанные в системы, очень быстро угасают;
порой
создается впечатление, будто материал вовсе не изучался.
Особые образовательные потребности детей с ЗПР
Рабочая программа по реализации Адаптированной основной общеобразовательной
программы образования направлена на обеспечение коррекции психического развития и
эмоционально-волевой сферы обучающихся с ЗПР, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности.
3
Особенностью реализации рабочей программы учебного предмета для обучающихся с
ЗПР является:
коррекционно-развивающий характер обучения, что выражается в выделении
существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в
материале); опоре на объективные внутренние связи, содержание изучаемого материала (в
рамках предмета и нескольких предметов); соблюдении в определении объема изучаемого
материала, принципов необходимости и достаточности; учете индивидуальных особенностей
ребенка, то есть обеспечение личностно-ориентированного обучения; практикоориентированной направленности учебного процесса; связи предметного содержания с жизнью;
проектировании жизненных компетенций обучающегося; включении всего класса в совместную
деятельность по оказанию помощи друг другу; привлечении дополнительных ресурсов
(специальная индивидуальная помощь, обстановка, оборудование, другие вспомогательные
средства);
увеличение времени, планируемого на повторение и пропедевтическую работу с учетом
особых образовательных потребностей детей с ЗПР;
проектирование наряду с основными образовательными задачами индивидуальных
образовательных задач для детей с ЗПР;
использование приемов коррекционной педагогики на уроках: наглядные опоры в
обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам; безусловное принятие обучающегося;
обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности;
определение характерных для учебного курса форм организации деятельности учащихся
с учетом организации взаимодействия детей: групповая, парная, индивидуальная; проектная,
игровая деятельность; самостоятельная, совместная деятельность.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2)
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
4)
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
4
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7)
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8)
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11)
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
5
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10)
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11)
формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
12)
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Планируемые предметные результаты освоения предмета музыка
5 класс Выпускник научится:
•
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своѐ отношение
к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его
формой;
•
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных
искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий,
красок), различать особенности видов искусства;
•
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении,
участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в
художественнотворческой деятельности.
6 класс Выпускник научится:
•
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и
стилей; определять средства музыкальной выразительности, приѐмы взаимодействия и развития
музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение
об основной идее и форме еѐ воплощения;
•
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального
искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении,
музыкально – ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове,
изобразительной деятельности;
•
осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной
драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности
для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим
музицированием.
7 -8класс Выпускник научится:
•
ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и
поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях
художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной
терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы,
музеи)
6
•
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной
музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и
зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и
зарубежное музыкальное искусство XX в.);
•
применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта
творческой деятельности и углублѐнного понимания образного содержания и формы
музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных
инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети
Интернет.
2. Содержание программы учебного предмета «Музыка».
класс (34 ч) Раздел 1. Музыка и литература (16 ч)
Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные
особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и
зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности
каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры
инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и
музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на
телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины
природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ
музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.
Исторические события в музыке: через прошлое — к настоящему. Музыкальная живопись и
живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы
борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и
живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и
живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование
различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.
класс (34 ч.)
В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных
в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки.
Музыкальный образ — живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в
звуках. Интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития
различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной,
классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие
жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.).
Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие
жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для
фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное
7
пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал,
токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания
музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на
основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.).
Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность
музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд,
ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония,
симфония-действо и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися
содержания музыкальных образов.
класс (34ч)
Содержательный стержень программы — «Классика и современность». Вечные темы
классической музыки и их претворение в произведениях разных жанров. Художественные
направления, стили и жанры классической и современной музыки.
Особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях
крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте,
сюите и др. Жанровые и стилистические особенности музыкального языка. Единство
содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощущения
композитора. Стили музыкального творчества и исполнения, присущие разным эпохам.
Раздел 1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (16 ч)
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия — Запад. Жанровое - разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические,
драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным
искусством
в
сценических
жанрах.
Особенности
построения
музыкальнодраматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена.
Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де,
музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство
внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении. Использование
различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания
8
музыкальных образов. Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической
музыки (18 ч)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической
сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных
форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах. Стилизация
как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого,
воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские
коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися
содержания музыкальных образов.
класс (34 ч)
Темы раскрываются в двух разделах: «Классика и современность », «Традиции и
новаторство в музыке». Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., еѐ стилевое
многообразие. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рокмузыка (рок-опера, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационнокоммуникативные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся
отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Музыкальное
искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и
поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир человеческих чувств, мир духовных
поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем
самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в
искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.
Тематическое планирование 5 класс (34часа)
№
п/п
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование разделов и тем
Количество часов
Музыка и литература
Что роднит музыку с литературой
Вокальная музыка. Жанр песни.
Вокальная музыка. Жанр русской народной песни.
(ОДНКНР: Традиции моего народа)
Вокальная музыка. Романс.
Фольклор в музыке русских композиторов – А. К. Лядов
«Кикимора»
Фольклор в музыке русских композиторов – Н. Римский –
Корсаков «Шахерезада».
Жанры вокальной и инструментальной музыки. – Баркарола
– вокальная и инструментальная, Глинка, Шуберт,
Чайковский
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества
16
9
1
1
1
1
1
1
1
1
9
«Всю жизнь мою несу Родину в душе...». Гаврилин
«Перезвоны» Обобщение «Взаимодействие и взаимосвязь
музыки с другими видами искусства (литература)». (ОДНКНР:
Традиции моего народа)
1
10
«Всю жизнь мою несу родину в душе...». «Скажи, откуда ты
приходишь, красота?»
1
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии
задумчивый поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. - Стихи и песни о
России. Шопен – любовь к Родине
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера -былина
Н.А. Римского Корсакова «Садко».
(ОДНКНР: Традиции моего народа)
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. – «Мери
Поппинс», «Айболит 66», «Петров и Васечкин», «Мама»,
«Кошки».
Музыка и изобразительное искусство
Мир композитора
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
«Звать через прошлое к настоящему». Героические образы
кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева. (ОДНКНР:
Герои, памятники и святыни моего народа)
«Звать через прошлое к настоящему». Героические образы
кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
Музыкальная живопись и живописная музыка
1
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. – Скрипка,
Николо Паганини
Волшебная палочка дирижѐра. – Дирижѐры мира
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте
Импрессионизм в музыке и живописи
«О подвигах, о доблести, о славе»
В каждой мимолѐтности вижу я миры
Мир композитора. С веком наравне .Заключительный урок концерт
1
1
12
13
14
15
16
2
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 6 класс (34часа)
10
№
Наименование разделов и тем
Количество
п/п
часов
16
1.
Мир музыки вокальной и инструментальной музыки
1.
1
Удивительный мир музыкальных образов
2.
3.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский 1
романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная
1
галерея.
«Уноси моѐ сердце в звенящую даль…». - С. В. Рахманинов
1
4.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
5.
6.
7.
8.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. – «Матушка,
матушка, что во поле пыльно».
(ОДНКНР: Русская культура и ее роль в мировой культуре)
Образы песен зарубежных композиторов
1
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
«Фрески Софии Киевской». «Перезвоны». Молитва.
(ОДНКНР: Традиции моего народа)
1
9.
10.
11.
12.
13.
1
1
1
Образы духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. – «Руслан и
Людмила», «Садко», духовная музыка. (ОДНКНР: роль религии в жизни
человека и общества)
Небесное и земное в музыке Баха, образы духовной музыки Западной
1
Европы. (ОДНКНР: роль религии в жизни человека и общества)
1
Образы скорби и печали
1
Авторская песня: прошлое и настоящее
Авторская песня: прошлое и настоящее
1
14.
Джаз – искусство 20 века
1
15.
1
16.
2.
17.
Джаз – искусство 20 века
Мир образов камерной и симфонической музыки
Вечные темы искусства. Символизм в музыке
11
18
1
18.
Вечные темы искусства. Символизм в музыке
1
19.
«Космический пейзаж». Картинная галерея
1
20
«Космический пейзаж». Картинная галерея
1
1
22.
Образы симфонической музыки. «Метель», музыкальные иллюстрации к
повести А.С. Пушкина.
(ОДНКНР: Традиции моего народа)
Симфоническое развитие музыкальных образов
23.
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
24.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
1
25.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
26.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
28.
Мир музыкального театра
1
29.
Мир музыкального театра
1
30.
Мир музыкального театра
1
31.
Образы киномузыки
1
32.
Образы киномузыки
1
33.
34.
Образы киномузыки
Обобщающий урок
1
1
21.
1
Тематическое планирование 7 класс (34часа)
№ п/п
1
Наименование разделов и тем
Раздел №1Особенности драматургии сценической музыки
Классика и современность
12
Количество
часов
16
1
2
3
4
5
6
В музыкальном театре. Опера
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» (ОДНКНР: Герои, памятники и
святыни моего народа)
В музыкальном театре. Балет .
2
1
1
1
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна».
2
Героическая тема в русской музыке. (ОДНКНР: Герои, памятники и
святыни моего народа)
В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бес»
Опера Ж. Бизе «Кармен».
Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»
Сюжеты и образы духовной музыки
Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – супер звезда»
Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского «Ромео и
Джульетта»
«Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка».
Обобщение по разделу I.
Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры.
Музыкальная драматургия – развитие музыки
Два направления в музыкальной культуре: светская и духовная музыка
Камерная инструментальная музыка: этюд
Транскрипция
Циклические формы инструментальной музыки
1
1
1
1
1
1
1
1
18
1
1
1
1
1
Соната №2 С. Прокофьева.Соната №11 В.А. Моцарта. Соната №8
(«Патетическая») Л. Бетховена.
Симфоническая музыка Симфония №1С.Прокофьев,Симфония
№5Л.Бетховен,Симфония №8 («Неоконченная»)Ф.Шуберт,Симфония
24 №1В.Калинникова,Симфония №5 П.Чайковского,Симфония №7
25 («Ленинградская»).
26 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
27
28 Инструментальный концерт.Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатурян.
22
23
29
30
31
32
33
34
2
2
1
2
Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
1
Музыка народов мира.
2
Международные хиты.
Обобщающий урок
2
1
13
Тематическое планирование 8 класс (34часа)
№ п/п
1
Количество
часов
Раздел №1 Классика и современность
Классика в нашей жизни
В музыкальном театре. Опера.
2
3
4
5
6
7
8
9
1
В музыкальном театре. Опера "Князь Игорь"
.Русская эпическая опера .Ария князя игоря.Портрет
половцев."Плач Ярославны"
1
Балет «Ярославна».Вступление. "стон Русской земли"."Первая битва
с половцами"."Плач Ярославны"."Молитва".(ОДНКНР:
Историческая судьба моего народа в произведениях культуры) 1
В музыкальном тетре.Мюзикл. Рок-опера."Человек есть
тайна".Рокопера"Преступление и наказание".
1
1
Мюзикл"Ромео и Джульетта":от ненависти до любви"
Музыка к драматическому спектаклю. "Ромео и
Джульетта"Музыкальные зарисовки для большого симфонического
оркестра.
1
Из музыки к спектаклю"Ревизская сказка". Образы Гоголь -сюиты. 1
Обобщающий урок-концерт по теме "Классика и современность". 1
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена"Пер Гюнт".
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
1
1
Музыка в кино.Ты отправишься в путь,чтобы зажечь день... Музыка
к фильму "Властелин колец"
1
В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. Симфония №
8 ("Неоконченная") Ф. Шуберта»
1
1
Симфония № 5 П. И. Чайковского
Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева
Музыка -это огромный мир ,окружающий человека...
контрольная работа
1
Обобщающий урок- концерт по теме: "Классика и современность". 1
18
Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке.
1
Музыканты -извечные маги.
. И снова в музыкальном театре... Опера. "Порги и
Бесс"(фрагменты)Дж.Гершвин .Развитие традиций оперного
спектакля.
1
1
Опера «Кармен»(фрагменты)
1
Опера «Кармен».
1
Портреты великих исполнителей. Е. Образцова
1
Балет «Кармен-сюита».(фрагменты)Р.Щедрин
1
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
14
24
25
26
27
Современный музыкальный театр.
Обобщающий урок-концерт по теме: «Традиции и новаторство в
музыке»
Великие мюзиклы мира
Классика в современной обработке
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
Д.Шостакович.
28
1
1
1
1
1
В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская»)
Д.Шостаковича.
Литературные страницы. (ОДНКНР: Историческая судьба моего
народа в произведениях культуры)
29
30
31
32
33
34
1
Музыка в храмовом синтезе искусств. Литературные страницы.
Галерея религиозных образов. (ОДНКНР: Традиции моего народа
в музыкальной культуре)
1
Неизвестный Свиридов."О России петь-что стремиться в
храм..."Хоровой цикл"Песнопения и молитвы".(фрагменты)
1
Свет фресок Дионисия -миру("Фрески Диониссия" р.Щедрин )
Музыкальные завещания потомкам
Пусть музыка звучит.Обобщающий урок -концерт по теме:
«Традиции и новаторство в музыке».
15
1
1
1