АРП-УО-музыка-5-класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Приморская, 35
Тел / факс (8 42432) 37 – 302, ugl-school2@yandex.ru
ОГРН 1026500993419, ИНН/КПП 6508006300/650801001

Рассмотрено
педагогическим советом
Протокол от 24.07.2024 № 10

Утверждена
Приказом № 135- ОД от26.07.2024

Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
для обучающихся 5-го класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

г. Углегорск 2024 год

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа общего образования по «Музыке и
пению» 5 класс разработана на основе Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида: 5-8 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел
«Музыка» автор Евтушенко И.В.). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2014 г.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические
особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания
обучающихся с умственной отсталостью.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить
представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития
учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства,
предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению
учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение
содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;
-овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного
анализа;
- обобщению
получаемых впечатлений об
изучаемых явлениях,
событиях
художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, адекватного
восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, осознанного
отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому
художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой
или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с
обучающимися, с учителем;
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей
деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей,
склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью
обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Содержание программы по музыке и пению в 5 классе
Пение:
Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности,
открытости.
Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4
классом песенном материале, а так же на материале вокально- хоровых упражнений во
время распевания.
Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и
характера песни.
Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором;
ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические
оттенки.
Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз
и мелодических оборотов группой и индивидуально.
Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен
подвижного характера.
Развитие вокально- хоровых навыков при исполнении выученных песен без
сопровождения.
Работа над легким подвижным звуком и кантиленой.
Повторение песен, разученных в 4 классе.
Слушание музыки:
Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей
песен. Многожанровость русской музыки связь с жизнью народа и его бытом.
Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней.
Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов.
Повторное прослушивание произведений из программы 4 класса.
Музыкальный материал для пения.
1 четверть
«Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
«Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. «Мальчишки и девчонки»
— муз. А. Островского, сл. И. Дика.
«Расти, колосок». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» —
муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
«Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского.
«Земля хлебами славится». Из музыкально-поэтической композиции «Как хлеб на стол
приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
2 четверть
«Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина.
«Прекрасное далѐко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита.
«Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве,
сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой.
3 четверть
«Ванька - Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю.
Чичкова, сл. Я. Халецкого.

«Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из
кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Нам
бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз.и сл.
Ю. Визбора.
«Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова.
«Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.
4 четверть
«Бу-ра-ти-но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю.
Энтина.
«Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Калинка» — русская
народная песня.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел, М. Пляцковского. «Летние частушки» —
муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. «Картошка» — русская народная песня, обр. М.
Иорданского.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№
урока

Тема урока

Колво
Дата
часов проведения
урока

Содержание
урока

I четверть8 часов.
1.

Закрепление певческих
навыков и умений на
материале, пройденном
в

1

02.09.

певческой установки, правильного дыхания
во время пения;
-

4 классе
2

Национальный
фольклор

Закрепление:

песен, разученных в 4 классе,

муз.произведений, прослушанных в 4
классе
1

09.09.

Главные признаки русской музыки
«Вниз по матушке по Волге» - рус.нар. песня слушание
«Моя Россия» м. Г. Струве, сл.Н. Соловьевой разучивание

3

Характерные
особенности русской
песни

1

16.09.

Интонационное своеобразие народной музыки
распевность на нескольких звуках одного слога
М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы
«Хованщина» -слушание
«Моя Россия» - исполнение

4

Многожанровость
русской песни - былины

1

23.09.

Былины – песни о подвигах богатырей
«Ермак» р.н. п. – слушание
«Пойду ль я, выйду ль я» - р. н. п. - разучивание

5

Календарные обрядовые 1
песни, частушки

30.10.

Исполнение колядок
«Виноград в саду цветет» - слушание (свадебная
обрядовая), частушки – исполнение «Пойду ль я,
выйду ль я» - исполнение без сопровождения

6

Связь музыки с жизнью
людей

1

07.10.

«Калинка» - р. н. п., «Во кузнице» - р. н. п., «Уж,

Роль музыки в труде
людей

1

7

вы, мои ветры» - р. н. п. – слушание
«Расти, колосок» м. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского
- разучивание
14.10.

«Во кузнице» - р. н. п., «Дуня – тонкопряха» слушание
«Расти, колосок» - выразительное исполнение
«Пойду ль я, выйду ль я» - исполнение в рус.нар.
игре «Ручеек»

8

Роль музыки в отдыхе

1

21.10

«Тонкая рябина» р. н. п., «Светит месяц» -

людей.

слушание

Обобщение темы

«Из чего наш мир состоит?»» м. С.Савельева, сл.
М. Танича - разучивание

«Расти, колосок» - исполнение

II четверть 8 часов.

9

10

Элементарное понятие о
нотной записи: нотный
стан, нота

1

Звук, звукоряд

1

05.11.

Работа в тетрадях – понятие и запись нотного стана,
нот;

12.11.

«Из чего наш мир состоит?»» - исполнение
Понятия «звук», «звукоряд», запись звукоряда в
тетради; Л. Бетховен «К Элизе» - слушание
«Наш учитель самый лучший» м. Хромушина,
сл. Садовского – разучивание
«Из чего наш мир состоит?» - выразительное
исполнение
Понятие «пауза», графическая запись в тетради;
«Наш учитель самый лучший» - исполнение

11

Пауза (длинная,
короткая)

1

19.11.

12

Развитие
навыка
концертного исполнения

1

26.11.

Исполнение детских песен из м/ф по выбору
учащихся группами, по одному

13

Развитие уверенности в
своих
силах,
общительности

1

03.12

Муз.игра «На концерте»
«Сурок» Л. Бетховен – слушание
«Зарядка» м. Д. Слонова, сл.З. Петровой разучивание

14

15
16

Совершенствование
навыков певческого
дыхания

1

Повторение репертуара
за четверть.

1
1

10.12.

«Наш учитель самый лучший» - исполнение
Вокально – хоровые упражнения на развитие
певческого дыхания;

23.12
27.12.

«Зарядка» - исполнении с движениями
Музыкальная викторина

Обобщение темы.

17

Ознакомление с
условной записью
длительностей

1

III-я четверть 10 часов
14.01.
Долгий звук — целая нота, половинный звук —
половина

звука

(

графическая

запись);

«Зарядка» - исполнение без музыкального
сопровождения

18.

Длительности нот

1

21.01.

Графическая запись длительностей - четвертная
нота, восьмая нота. «Зарядка» - исполнение без
музыкального сопровождения

19

Закрепление интереса к
музыке различного
характера

1

28.01.

«Утро», «Танец Анитры» Э. Григ – слушание
«Прекрасное далеко» м. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина - разучивание

20

Закрепление
представлений о составе
и звучании оркестра
народных инструментов

1

04.02.

21

Народный инструмент –

1

11.02.

Игра на знакомых русских народных
инструментах под аккомпанемент фортепиано
(ударно - шумовые);
«Прекрасное далеко» - исполнение
Знакомство с народным инструментом – домрой
(рассказ о домре, прослушивание звучания в
записи);

домра

Разучивание
песни
интонация, ритм, темп.

22

Народный инструмент мандолина

1

18.02.

23

Народный инструмент –
свирель

1

25.02.

24

Народный инструмент гармонь

1

04.03.

25

Народный инструмент –
бас-балалайка

1

11.03.

«Большой

хоровод»

Знакомство с народным
инструментом –
мандолиной (рассказ о мандолине, прослушивание
звучания в записи);
«Большой хоровод» - работа над мелодией песни
Знакомство с народным инструментом – свирелью
(рассказ о свирели, прослушивание звучания в
записи);
«Слон и скрипочка» м. Е.Устиновой, сл. В.
Татаринова – разучивание
«Большой хоровод» - выразительное исполнение
Знакомство с народным инструментом –
гармонью (рассказ о гармони, прослушивание
звучания в записи);
«Слон и скрипочка» - четкое произношение слов
в тексте песни
Знакомство с народным инструментом –
басбалалайкой (рассказ об инструменте,
прослушивание звучания в записи);
«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина – разучивание

26

Шумовые народные
инструменты.
Обобщающий урок

1

18.03.

«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям
Знакомство с народным инструментом – ложки,
трещетки, бубны, маракасы и д.т.д. (рассказ об
инструменте, прослушивание звучания в записи);
«Песенка Деда Мороза» м. Е. Крылатова, сл. Ю.
Энтина–разучивание
«Слон и скрипочка» - исполнение по ролям

IV четверть 8 часов.
27

Средства

музыкальной

выразительности

1

01.04.

–

Повторение понятий: мелодия, сопровождение,
различение их в муз.произведении

мелодия, сопровождение

«Дорога добра» м. М. Минникова, сл. Ю. Энтина –
слушание

28

Длительность звуков

1

08.04

«Песенка Деда Мороза» - исполнение в бодром
характере
Повторение понятия – длительности звуков,
различение их в музыке;

29

Динамика

1

15.04.

30

Темп

1

22.04.

«Пестрый колпачок» м. Г. Струве, сл. Н.
Соловьевой - разучивание
Повторение понятий – длительности звуков,
динамические оттенки музыки.
Изучение термина – темп (скорость исполнения
музыки), различение в муз. пьесах – вступление к
к/ф «Новые приключения неуловимых» м.Я.
Френкеля
«Пестрый колпачок» - исполнение в четком ритме

31

Ритм

1

29.04.

«Песенка Деда Мороза» - выразительное
исполнение
Изучение понятия – ритм (чередование длинных и
коротких звуков в музыке)
«Наша елка» м. А. Островского, сл. З. Петровой разучивание
«Пестрый колпачок» - исполнение
Изучение понятия – тембр (окраска звука, голоса),
узнавание по тембру музыкальных инструментов.
«Наша елка» - исполнение с движениями

32

Тембр

1

06.05.

33

Музыкальная форма

1

13.05.

Повторение термина – муз.форма, виды муз. форм,
различение в муз. произведениях, песнях; Пение
новогодних песен.

34

Урок – обобщение по 1
теме. Контрольный урок

20.05.

Проведение теста по данной теме.

Итого: 34 часа за год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».