МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Приморская, 35
Тел / факс (8 42432) 37 – 302, ugl-school2@yandex.ru
ОГРН 1026500993419, ИНН/КПП 6508006300/650801001
Рассмотрено
педагогическим советом
Протокол от 24.07.2024
№ 10
Утвержден
Приказом №135 - ОД
от26 .07.2024
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности для 5 класс,
реализуемая с помощью средств обучения и воспитания центра
«Точка роста»
«ЗАГАДОЧНАЯ ХИМИЯ»
Направление: естественно-научное
Возраст детей 10-12 лет
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 7C905826A005BBB7D516A5DC9F34C872
Владелец: Шестак Анна Владимировна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
Составитель: Подгорова Т.Л.,
учитель химии
г. Углегорск
2024
Содержание
1. Пояснительная записка… ................................................................ 3-7
1. Учебно-тематический план ...........................................................7-10
1. Содержание программы…............................................................10-12
1. Список литературы ...............................................................................13
1. Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденным
Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, основная
образовательная программа основного общего образования реализуется
образовательным учреждением через учебный план и план внеурочной
деятельности. Обучение по новым образовательным стандартам
предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая
способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие
и поддержание его таланта.
Программа «Загадочная химия» предназначена для обучающихся 5 классов.
Программа имеет естественно – научную направленность, рассчитана на
34 часа (1 час в неделю). Содержание программы знакомит обучающихся со
свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в наших
домах и окружающей среде, поэтому уровень освоения программы можно
определить как общекультурный.
Содержание программы актуально тем, что ребёнок с рождения окружён
различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство
учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет
раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ в среде его обитания.
Рабочая программа внеурочной деятельности по химии соответствует
государственным образовательным стандартам, учебному плану, целям и
задачам основной образовательной программе МБОУ ООШ №2 г.
Углегорска.
При реализации данной программы будет задействовано оборудование
центра «Точка роста».
Актуальность
Данный курс внеурочной деятельности «Загадочная химия» был создан с
целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он
ориентирован на учащихся 5 классов, то есть такого возраста, когда интерес
к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает.
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь
обращаться с ними.
С учетом психологических особенностей детей этого возраста курс построен
по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества
вокруг меня». Новизна программы состоит в личностно-ориентированном
обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому
обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации
его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных
методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает
собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при
решении поставленных задач. Программа составлена с учётом возрастных
особенностей и возможностей детей; в то же время содержит большой
развивающий потенциал. На занятиях ребята знакомятся с лабораторным
оборудованием, приобретают навыки работы с химической посудой и учатся
проводить простейшие эксперименты с соблюдением правил техники
безопасности.
На этих занятиях должна быть так организована деятельность каждого
ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочный курс «Загадочная химия» содержит материал, который является
подготовительным при изучении основного курса химии. Он знакомит
учащихся 5 класса с многочисленными явлениями химии, показывает
учащимся роль химии в окружающей их действительности, раскрывает перед
ними широкую перспективу использования химии в их повседневной жизни.
Данный курс создает благоприятные возможности для развития творческих
способностей учащихся. Внеурочный курс «Загадочная химия» предполагает
тесную связь при изучении химии, биологии, физики, экологии, способствуя
тем самым реализации межпредметных связей. Это позволяет соединить и
обобщить знания, которые учащиеся получали при изучении разных
предметов, создать у обучающихся целостное представление о природе и
природных явлениях.
Цель внеурочного курса «Загадочная химия» - создание условий для
развития разносторонних интересов и индивидуальных способностей
учащихся, способствовать формированию у учащихся знаний и умений,
необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с
веществами, используемыми в быту.
Задачи:
•
Развивать способности к самостоятельному приобретению знаний.
•
Расширить межпредметные связи между химией и другими науками.
•
Научить проводить простейшие эксперименты.
•
Научиться видеть физические и химические явления в простых
бытовых ситуациях.
•
Привить интерес к предмету, к добыванию знаний с учетом возраста
детей и их способностей.
•
продолжить формирование знаний о методах научного познания
природы, умений, связанных с выполнением учебного исследования;
•
продолжить формирование бережного отношения к природе.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за химическую
науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность,
самоконтроль и самооценка;
2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории;
3. в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – мотивация
учения, умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
1. владение универсальными естественно-научными способами
деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное
исследование; применение основных методов познания;
2. умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их
реализации;
3. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства
реализации цели и применять их на практике;
4. использование различных источников для получения химической
информации.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
•
давать определения изученных понятий;
•
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и
язык химии;
•
классифицировать изученные объекты и явления;
•
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных
химических закономерностей;
•
структурировать изученный материал и химическую информацию,
полученную из других источников;
1. В ценностно-ориентационной сфере:
•
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды
бытовой и производственной деятельности человека;
•
разъяснять на примерах материальное единство и взаимосвязь
компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть
этого единства;
•
строить свое поведение в соответствии с принципами бережного
отношения к природе.
1. В трудовой сфере:
•
Планировать и проводить химический эксперимент;
•
Использовать вещества в соответствии с их предназначением и
свойствами, описанными в инструкциях по применению.
1. В сфере безопасности жизнедеятельности:
•
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,
связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы
деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с
выводами, рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить,
отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на
вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на
публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать
перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Методы и приемы
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что
позволяет сделать обучение эффективным и интересным: сенсорного
восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД); практические
(лабораторные работы, эксперименты); коммуникативные (дискуссии,
беседы, ролевые игры, проекты); комбинированные (самостоятельная работа
учащихся, инсценировки); проблемный (создание на уроке проблемной
ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения обучающимися программы
в обучении:
- знание правил техники безопасности при работе с веществами в
химическом кабинете;
- умение ставить простейшие химические эксперименты;
- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
- сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе.
в воспитании:
- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
- воспитание воли, характера;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
•
Личностно – ориентированные технологии
•
Игровые технологии
•
Технология творческой деятельности
•
Технология исследовательской деятельности
•
Технология методов проекта.
Формы контроля усвоения материала: отчеты по практическим работам,
творческие работы, презентации по теме в программе MS Power Point и т. д.
Подготовка слайд-презентации предусматривает освоение умений и навыков
работы с данной программой. Обучающиеся выполняют задания
индивидуально, под руководством учителя. Работа над проектами создает
ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить
выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля
деятельности. Обучающиеся включены в реальную творческую
деятельность, привлекающую новизной и необычностью это становится
сильнейшим стимулом познавательного интереса. Одновременно занятия
способствуют развитию у обучающихся выявлять проблемы и разрешать
возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится
итоговое занятие.
Срок реализации программы: 1 год,
Количество обучающихся в группе 10 – 15 человек.
Формы работы
1. индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных
опытов).
2. парная (выполнение более сложных практических работ).
3. коллективная (обсуждение проблем, возникающих в ходе занятий,
просмотр демонстраций химических опытов).
1. Учебно-тематический план
№
Наименование темы
п/п
Всего Теоретические Лабораторные
занятия
занятия
часов
ВВЕДЕНИЕ 4 ЧАСА
1
Естественные науки. Природа
живая и неживая.
1
1
2
Методы изучения природы.
1
1
3
Химия – наука о веществах.
Правила поведения в хим.
кабинете.
1
1
4
Практическая работа №1
«Знакомство с лабораторным
оборудованием. Правила ТБ
при выполнении опытов»
1
МИР ВЕЩЕСТВ – 11 ЧАСОВ
5
Тела и вещества.
1
1. Знакомство с
телами и
веществами.
2. Наблюдение
различных
состояний
веществ.
6
Свойства твёрдых тел,
жидкостей и газов.
1
7
Вещества и смеси. Способы
разделения смесей.
1
Практическая работа №2
«Разделение смесей»
8
Путешествие в микромир.
1
9
Менделеевский дом.
1
10
Движение частиц вещества.
1
11
Взаимодействие частиц.
1
3.Описание физ.
св-в веществ
12
Разнообразие веществ.
1
13
Физические и химические
явления.
1
4.Примеры физ.
и хим. явлений в
быту
14
Горение и окисление.
1
5.Горение свечи
на воздухе.
15
Защита проектов.
1
ВОДА – 6 ЧАСОВ
16
Вода – самое удивительное
вещество на Земле.
1
17
Путешествие одной капли
воды (круговорот воды в
природе)
1
18
Вода в природе и жизни
человека.
1
19
Вода – растворитель.
Практическая работа №3
«Определение растворимости
веществ в воде»
1
20
Охрана вод. Какую воду мы
пьём? Практическая работа
№4 «Простейшие приёмы
очистки воды»
1
21
Защита проектов
1
6.Описание
свойств воды.
ВОЗДУХ – 4 ЧАСА
22
Воздух. Химический состав
1
воздуха, значение воздуха.
23
Охрана воздуха.
1
24
Экологические проблемы
человечества: озоновые
дыры, парниковый эффект,
кислотные дожди. Пути их
решения.
1
7.Обнаружение
кислорода и
углекислого газа
в воздухе.
25
Защита проектов.
1
ВЕЩЕСТВА ПИЩИ – 4 ЧАСА
26
Вещества пищи:
минеральные и органические.
27
Практическая работа №5
«Опыты с пищевыми
продуктами: Обнаружение
крахмала в муке, хлебе,
крупах, картофеле.
1
Обнаружение жира в семенах
подсолнечника, льна, орехах
в сравнении с чипсами.»
28
Практическая работа №6
«Опыты с кока – колой:
поглощение красителя
активированным углём,
обнаружение кислоты и
углекислого газа.»
29
Практическая работа №7
1
«Обнаружение кальция в
зубном порошке, зубной
пасте, в кусочке мела, яичной
скорлупе».
ВИТАМИНЫ – 2 ЧАСА
30
Витамины.
1
31
Практическая работа №8
1
«Изучение содержания
витаминов в продуктах
питания (изучение
упаковок)».
ИСТОРИЯ ХИМИИ – 2 ЧАСА
32
33
34
Алхимический период в
истории химии. Жизнь и
научная деятельность Д.И.
Менделеева и М.В.
Ломоносова. Основные
направления развития
современной химии.
2
Игровой марафон
1
«Загадочная химия» (загадки,
викторины, химические игры)
2. Содержание программы
Введение (4ч). Естественные науки – науки, изучающие природу: химия,
биология, география, физика. Методы изучения природы: измерение,
эксперимент, наблюдение, прогнозирование. Химия - наука о веществах.
Ознакомление с лабораторным оборудованием, химической посудой.
Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила поведения в
лаборатории.
Практическая работа 1. «Знакомство с лабораторным оборудованием.
Правила ТБ при выполнении опытов». Простейшие операции с веществом.
Выполнение операций наливания, насыпаны, взвешивания.
Тема 1. Мир веществ. (11ч)
Знакомство с частицами из которых состоит окружающий мир: молекулы,
атомы, химические элементы. Дом, в котором живут химические элементы
(ПСХЭ Менделеева), ознакомление с некоторыми знаками хим. элементов
(кислород, водород, сера, железо). Тела и вещества. Строение твердых,
жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические и химические явления, химические реакции.
Горение и окисление. Использование человеком физических и химических
явлений природы в повседневной жизни.
Практическая работа №2 «Разделение смесей»
Лабораторные работы
1. Знакомство с телами и веществами.
2. Наблюдение различных состояний веществ.
3. Описание физ. свойств веществ
4. Примеры физ. и хим. явлений в быту
5. Горение свечи на воздухе.
Темы исследовательских работ:
Физические и химические явления в жизни человека.
Смеси в природе и быту.
Горение - польза и вред.
Тема 2. Вода (6 ч)
Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание в
туристическом походе. Растворы насыщенные и ненасыщенные.
Минеральные воды. Кристаллы. Три состояния воды. Изменение объема
воды при нагревании.
Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в
природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий.
Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Практические работы.
Практическая работа №3 «Определение растворимости веществ в воде»
Практическая работа №4 «Простейшие приёмы очистки воды» (отстаивание,
фильтрование, выпаривание.)
Лабораторные опыты:
6. Описание свойств воды.
Темы исследовательских работ.
Самое удивительное вещество на свете. Живая вода. Вода и здоровье
человека. Растворы и их свойства. «Тяжёлые» растворы. Кристалл – чудо
природы. Информационные свойства воды. Экологические плакаты
«Берегите воду!»
Тема 3. Воздух (4 ч)
Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава
воздуха. Глобальные проблемы человечества: парниковый эффект, озоновые
дыры, кислотные дожди. Пути решения этих проблем. Охрана воздуха.
Лабораторные опыты:
7. Обнаружение кислорода и углекислого газа в воздухе.
Темы исследовательских работ:
Парниковый эффект. Пути решения проблемы.
Кислотные дожди. Пути решения проблемы.
Озоновые дыры. Пути решения проблемы.
Экологические плакаты «Глобальные проблемы человечества»
Тема 4. Вещества пищи (4ч)
Минеральные и органические вещества. Белки, углеводы, жиры: значение
для организма. Чипсы, кока – кола и здоровье.
Железо, кальций, натрий, содержание в продуктах, значение. Кальций в
природе. Образование жемчуга, кораллов.
Практические работы
Практическая работа №5 «Опыты с пищевыми продуктами: Обнаружение
крахмала в муке, хлебе, крупах, картофеле.
Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с
чипсами.»
Практическая работа №6
«Опыты с кока – колой: поглощение красителя активированным углём,
обнаружение кислоты и углекислого газа.»
Практическая работа №7
«Обнаружение кальция в зубном порошке, зубной пасте, в кусочке мела,
яичной скорлупе». Опыт Клеопатры: распознавание настоящего жемчуга.
Темы исследовательских работ.
Проблемы правильного питания. Пищевые добавки. Диеты: питание и
здоровье. Правильное питание – залог здоровья. Рациональное меню.
«Сладкая» жизнь. Железо внутри нас. Соль жизни.
Тема 5. Витамины (2ч)
История открытия. Витамины водо – и жирорастворимые. Витамины А,
В,С,D, их значение, нахождение в продуктах. Авитаминоз.
Практические работы.
Практическая работа №8
«Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение
упаковок)».
Темы исследовательских работ.
Здоровье человека на Дальнем Востоке. Здоровье без лекарств. Витамины и
возраст человека. Роль витаминов в жизни человека. Авитаминоз и его
последствия.
Тема 5. История химии (2 ч)
Алхимический период в истории химии. Жизнь и научная деятельность
Д.И. Менделеева и М.В. Ломоносова. Химическая революция. Основные
направления развития современной химии.
Темы исследовательских работ:
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.
Алхимический период в истории химии.
Формы подведения итогов реализации программы
· Итоговые выставки творческих работ;
· Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
· Участие в конкурсах исследовательских работ;
· Презентация итогов работы на заседании школьного научного общества.
Для обеспечения безопасного труда в кабинете химии имеется:
• противопожарный инвентарь
•
аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
•
инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
•
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда
Литература:
1. Тебиева Е.А. Химия для малышей / Химия в школе № 5, 2008
2. Ивченко Л.А., Макареня А.А. Валеология на уроках неорганической
химии. – Тюмень, ТОГИРРО, 1998
3. Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков. –
М.:
4. Урок окончен – занятия продолжаются: под ред. Э. Г. Злотникова. – М.:
Просвещение, 1992
5. Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2001
6. Зданчук Г.А. Химический кружок. – М. Просвещение, 1984
7. Штремплер Г.И. «Химия на досуге». Загадки, игры, ребусы. Книга для
учащихся. – Москва, «Просвещение», 1993.
DVD – фильмы «Занимательная химия».
http://www. alhimik. ru
http://www. XuMuK. ru
http://www. chemistry. narod. ru/
http://it-n. ru/
http://school. edu. ru/