МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Приморская, 35
Тел / факс (8 42432) 37 – 302, ugl-school2@yandex.ru
ОГРН 1026500993419, ИНН/КПП 6508006300/650801001
Рассмотрено
педагогическим советом
Протокол от 24.07.2024
№ 10
Утвержден
Приказом
26.07.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной
деятельности
естественно-научной
направленности
реализуемая с помощью средств
обучения и воспитания центра «Точка
роста»
«Практическая биология»
Возраст детей: 14-15
лет (8 класс
Срок реализации: 1
год
Количество
часов: 34
Составила:
Подгорова Т.Л.
Должность: учитель биологии
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 7C905826A005BBB7D516A5DC9F34C872
Владелец: Шестак Анна Владимировна
Действителен: с 29.11.2023 до 21.02.2025
г. Углегорск
2024
№ 135 – ОД от
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая биология» для
учащихся 8 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основные документы, используемые при составлении рабочей программы:
− Конституция Российской Федерации;
− Гражданский кодекс Российской Федерации;
− Трудовой кодекс Российской Федерации;
− Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года»;
− Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России
до 2030 года»
− Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных
программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
−
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки Российской
Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической
составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные
• Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
• Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний. Знакомить с
биологическими специальностями.
Развивающие
• Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
• Развитие навыков общение и коммуникации.
• Развитие творческих способностей ребенка.
• Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности,
проведения опытов.
Воспитательные
• Воспитывать интерес к миру живых существ.
• Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа предназначена для обучающихся 8 классов. В соответствии с базисным
учебным планом «Практическая биология» рекомендуется для более глубокого изучения
предмета «Биология». Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 34 учебных часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
-эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
-развитие глубоких системных знаний при изучении биологических процессов и явлений
разной сложности;
- формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
- расширение самостоятельности и самоконтроля.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение/ 1ч
• Введение. Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
Раздел 2. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы/4ч
Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование
• Что такое наука? Кто такие ученые?
• Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы.
• Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним.
• Методы изучения клетки. Строение
• Состав клетки
Раздел 3. Ботаника/ 22
• Микропрепараты. Методика приготовления микропрепарата. изучение препаратов
«живая клетка», «фиксированный препарат».
• Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их
изучение под микроскопом.
• Тургорное состояние клеток
• Признаки и свойства живого
• «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»
• Изготовление модели растительной клетки
• Органы растения
• Цветок. Составление диаграмм цветков и формул цветков.
• Лист внешнее и внутреннее строение листа
• Поперечный срез листа
• Строение органов растений под микроскопом (стебель, корень)
• Изучение фотосинтеза, дыхания, транспирации
• «Испарение воды листьями до и после полива».
• Испарение влаги с листьев растения. Транспирация
• «Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»
• Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения
• Обнаружение нитратов в листьях
• Закладка опыта и наблюдение за развитием зародыша семени боба.
• Дыхание семян
Раздел.4 Микробиология/ 4
• Бактерии. Методы выращивания. Питательные среды для выращивания
микроорганизмов.
• «Как увидеть невидимое, как вырастить культуру бактерий»
• Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и изучение её
под микроскопом
• Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом
• Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Раздел.5 Подготовка и защита проекта/ 3ч
• Работа над проектом
• Защита проекта
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ:
Беседа
Наблюдение
Моделирование
Интеллектуальные игры
Мини исследование
Групповая проблемная работа
Этические беседы
Обмен взглядами по конкретной проблеме
Игра
Лабораторная работа
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Лекция, обмен взглядами по конкретной проблеме, упорядочивание и закрепление
материала, проблемно-ценностное общение, поиск необходимой информации в учебной
и справочной литературе, проектная деятельность, дискуссия-сравнение, анализ, синтез,
обобщение, построение рассуждений, освоение типичных экономических ролей через
участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
№
п/п
Кол-во часов
1
Раздел 1. Введение.
1ч
2
Раздел 2. Методы изучения живых организмов.
Увеличительные приборы
4ч
3
Раздел 3. Ботаника
22ч
4
Раздел 4.Микробиология
4ч
5
Раздел 5.Подготовка и защита проекта
3ч
Всего
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата проведения
п/
Факт
План
п
Тема
Кол-во
часов
Раздел 1. Введение (1 ч.)
1
Введение. Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
1
Раздел 2. Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (4ч)
2
3
Приборы для научных исследований. лабораторное оборудование
Что такое наука? Подготовка к проекту. Выбор темы проекта.
4
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы
5
Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним
Раздел 3. Ботаника (22ч)
6
Методы изучения клетки. Строение
1
7
Состав клетки
1
8
Микропрепараты. Методика приготовления микропрепарата. и изучение
препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».
1
9
1
10
Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока,
картофеля и их изучение под микроскопом.
Тургорное состояние клеток
11
Признаки и свойства живого
1
12
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»
1
1
13
Изготовление модели растительной клетки
1
14
Органы растения
1
15
Цветок. Составление диаграмм цветков и формул цветков.
1
16
Лист внешнее и внутреннее строение листа
1
17
Поперечный срез листа
1
18
Строение органов растений под микроскопом (стебель, корень)
1
19
Изучение фотосинтеза, дыхания, транспирации
1
20
«Испарение воды листьями до и после полива».
1
21
Испарение влаги с листьев растения. Транспирация
1
22
«Измерение влажности и температуры в разных зонах класса»
1
23
Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения
1
24
Обнаружение нитратов в листьях
1
25
Закладка опыта и наблюдение за развитием зародыша семени боба.
1
26
Дыхание семян
1
27
Бактерии. Методы выращивания. Питательные среды для выращивания
микроорганизмов.
1
Раздел 4.Микробиология (4ч)
28
«Как увидеть невидимое, как вырастить культуру бактерий»
1
29
Приготовление сенного настоя, выращивание культуры сенной палочки и
изучение её под микроскопом
1
30
Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом
1
31
Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом
1
Раздел 5.Подготовка и защита проекта (3ч)
32
Работа над проектом
1
33
Работа над проектом.
1
34
Защита проектов.
1
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1) Интернет-ресурсы
1) http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2) http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3) http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы
образования»
4) http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы
России.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной
образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие
оборудования центра «Точка роста»:
цифровая лаборатория по биологии;
микроскоп цифровой;
комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран,
средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).