РП проф.труд швейное дело 24

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа №2
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ УГО
МБОУ ООШ №2 г. Углегорска
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 11 от 30.08.24
.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 190 от 04.09.24

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По профильному труду
«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»
Для обучающихся 5-9 классов
(срок обучения 5 лет)

г. Углегорск
2024-28 уч.г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5-9 классов
коррекционной школы составлена на основе Программы специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под
редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит изд. Центр Владос, 2001, автор
Иноземцева Л.С., допущенной
для использования Министерством
образования Российской Федерации.
Рабочая программа рассчитана на 5 летний срок обучения и
предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению
производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со
специализацией по профессии швея – мотористка женской и детской одежды.
Рабочая программа направлена на достижение цели:
овладение учащимися общетрудовыми и специальными умениями и
навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой
одежды.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на
основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о
составляющих технологической культуры, организации производства и
труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на
окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и
построения профессиональной карьеры;
- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для
поиска и использования технологической информации, самостоятельного и
осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов,
безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой
деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и
экологических требований, сопоставление профессиональных планов с
состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными
особенностями;
- развитие познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения,
творческих, коммуникативных и
организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и
использованию информации для решения практических задач в сфере
технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому
сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий
и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части
общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- получение опыта применения технологических знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности
на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в
системе непрерывного профессионального образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей
образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри
предметных связей, а также с возрастными особенностями развития
обучающихся. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет
приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность
обучающихся понимать причины и логику развития технологических
процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего
разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в
современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать
развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к
социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет
направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний
и умений, но и на максимально возможную коррекцию
психофизиологических особенностей обучающихся. При проведении
коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества,
которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и
позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную
работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его
ближайшего развития.
В процессе обучения обучающиеся усваивают необходимые в быту и
посильной индивидуальной трудовой деятельности знания и умения по
швейному профилю, на этом материале формируются общетрудовые умения
на уровне, доступном данному контингенту обучающихся. Вместе с тем
предлагаемый учебный материал может служить базой для последующего
овладения профессиями швейного производства.
Определение учебного времени, необходимого на обработку содержания
учебной темы, отводится учителем, исходя из возможностей конкретной
учебно-трудовой группы, материально-технического обеспечения мастерской.
Последовательность программных тем, содержание практических работ
конкретизированы и адаптированы к условиям школы и имеющейся учебнометодической литературы.
Общая характеристика предмета.
В первые два-три года профессионального обучения первостепенное
внимание уделяется правильности выполнения учащимися практических
умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень
овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются
занятия практического повторения, во время которых учащиеся выполняют

изученные виды работ. Специализация профессионального обучения
предусматривается программой в 8-9 классах.
В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины.
Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней.
Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и
по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на
занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых,
закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях,
снятию мерок, построению чертежа.
В 6-8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей
изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине.
Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине.
Материал 7-8 классов достаточно сложен: изучаются технология пошива
легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся
усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких
операций. Поэтому особое внимание уделяется обучению планировать
процесс пошива, анализировать свои действия и их результаты.
Программа 9класса предусматривает овладение учащимися промышленной
технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными
приемами труда на производственных швейных машинах.
Предлагаемая
программа
имеет
коррекционно-развивающую
направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы
к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой
деятельности в обществе.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Занятия по швейному делу организуются по 6-8 часа в неделю.
Количество учебных часов на год рассчитывается в соответствии с учебным
планом и выглядит следующим образом:
5 класс – 6 часа в неделю – 204 часов в году;
6 класс – 6 часа в неделю –204 часов в году;
7 класс – 7 часа в неделю – 238 часа в году;
8 класс – 7 часа в неделю – 238 часов в году;
9 класс – 7 часа в неделю – 238 часа в году.

5 класс
Личностные результаты
1) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
3) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
4) уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
Минимальный уровень:

Предметные результаты
Достаточный уровень:

− знание названий некоторых материалов; − планирование
(с
помощью
изделий, которые из них изготавливаются и
учителя)
предстоящей
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
практической работы;
− представления об основных свойствах − знание оптимальных и доступных
используемых материалов;
технологических приемов ручной
и
машинной
обработки
− отбор (с помощью учителя) материалов и
материалов в зависимости от
инструментов, необходимых для работы;
свойств
материалов
и
− представления о принципах действия, общем
поставленных целей;
устройстве машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной − понимание
общественной
машины: швейной машины, ткацкого станка,
значимости своего труда, своих
и др.);
достижений в области трудовой
− представления о правилах безопасной работы
деятельности.
с
инструментами
и
оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
− чтение
(с
помощью
учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
− организация (под руководством учителя)
совместной работы в группе;
− осознание необходимости соблюдения в
процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
− выполнение общественных поручений по
уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
− посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.

6 класс
Личностные результаты
1) овладение начальными
развивающемся мире;

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
5) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Минимальный уровень:

Предметные результаты
Достаточный уровень:

− знание названий некоторых материалов;
изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
− представления об основных свойствах
используемых материалов;
− знание правил хранения материалов;
санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
− отбор (с помощью учителя) материалов и
инструментов, необходимых для работы;
− представления о принципах действия, общем
устройстве машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной
машины: швейной машины, ткацкого станка,
и др.);
− представления о правилах безопасной работы
с
инструментами
и
оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
− чтение
(с
помощью
учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
− представления о разных видах профильного
труда;
− заботливое и бережное отношение к
общественному достоянию и родной
природе;
− организация (под руководством учителя)
совместной работы в группе;
− осознание необходимости соблюдения в
процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
− выполнение общественных поручений по
уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
− посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.

− экономное
расходование
материалов;
− планирование
(с
помощью
учителя)
предстоящей
практической работы;
− знание оптимальных и доступных
технологических приемов ручной
и
машинной
обработки
материалов в зависимости от
свойств
материалов
и
поставленных целей;
− понимание
общественной
значимости своего труда, своих
достижений в области трудовой
деятельности.

7 класс
Личностные результаты
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
5) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
7) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:

Предметные результаты
Достаточный уровень:

− знание правил организации рабочего места и
умение самостоятельно его организовать в
зависимости от характера выполняемой
работы,
(рационально
располагать
инструменты, материалы и приспособления
на рабочем столе, сохранять порядок на
рабочем месте);
− знание видов трудовых работ;
− знание названий и некоторых свойств
поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда;
− знание и соблюдение правил их хранения,
санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
− знание названий инструментов, необходимых
на уроках ручного труда, их устройства,
правил техники безопасной работы с
колющими и режущими инструментами;
− знание приемов работы, используемые на
уроках ручного труда;
− анализ объекта, подлежащего изготовлению,
выделение и называние его признаков и
свойств; определение способов соединения
деталей;
− пользование доступными технологическими
(инструкционными) картами;
− составление стандартного плана работы по
пунктам;
− владение некоторыми технологическими
приемами ручной обработки материалов;
− использование
в
работе
доступных
материалов (природными
материалами;
бумагой и картоном; нитками и тканью).

− знание правил рациональной
организации труда, включающих
упорядоченность действий и
самодисциплину;
− нахождение
необходимой
информации
в
материалах
учебника, рабочей тетради;
− знание и использование правил
безопасной работы с режущими и
колющими
инструментами;
соблюдение
санитарногигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
− отбор оптимальных и доступных
технологических приемов ручной
обработки в зависимости от
свойств
материалов
и
поставленных целей; экономное
расходование материалов;
− осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий
и
корректировка хода практической
работы;
− оценка своих изделий (красиво,
некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
− выполнение
общественных
поручений
по
уборке
класса/мастерской после уроков
трудового обучения.

8 класс
Личностные результаты
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
5) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
7) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:

Предметные результаты
Достаточный уровень:

− знание названий некоторых материалов;
изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
− представления об основных свойствах
используемых материалов;
− знание правил хранения материалов;
санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
− отбор
материалов
и
инструментов,
необходимых для работы;
− представления о принципах действия, общем
устройстве машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной
машины: швейной машины, ткацкого станка,
и др.);
− представления о правилах безопасной работы
с
инструментами
и
оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
− владение базовыми умениями, лежащими в
основе наиболее распространенных производственных технологических процессов;
− чтение
(с
помощью
учителя)
технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
− представления о разных видах профильного
труда (швейные, сельскохозяйственный труд,
цветоводство и др.);
− понимание значения и ценности труда;
− заботливое и бережное отношение к
общественному достоянию и родной
природе;

− определение (с помощью учителя)
возможностей
различных
материалов, их целенаправленный
выбор (с помощью учителя) в
соответствии с физическими,
декоративно-художественными и
конструктивными свойствам;
− экономное
расходование
материалов;
− планирование
(с
помощью
учителя)
предстоящей
практической работы;
− знание оптимальных и доступных
технологических приемов ручной
и
машинной
обработки
материалов в зависимости от
свойств
материалов
и
поставленных целей;
− понимание
общественной
значимости своего труда, своих
достижений в области трудовой
деятельности.

− понимание
значимости
организации
школьного рабочего места, обеспечивающего
внутреннюю дисциплину;
− выражение отношения к результатам
собственной
и
чужой
творческой
деятельности («нравится»/«не нравится»);
− организация (под руководством учителя)
совместной работы в группе;
− осознание необходимости соблюдения в
процессе выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
− выслушивание предложений и мнений
товарищей, адекватное реагирование на них;
− проявление заинтересованного отношения к
деятельности своих товарищей и результатам
их работы;
− выполнение общественных поручений по
уборке мастерской после уроков трудового
обучения;
− посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.

9 класс
Личностные результаты
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
10) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Минимальный уровень:

Предметные результаты
Достаточный уровень:

− знание названий некоторых материалов; изделий, − определение возможностей
которые из них изготавливаются и применяются в
различных материалов, их
быту, игре, учебе, отдыхе;
целенаправленный выбор в

− представления
об
основных
свойствах
используемых материалов;
− знание правил хранения материалов; санитарногигиенических требований при работе с
производственными материалами;
− отбор материалов и инструментов, необходимых
для работы;
− представления о принципах действия, общем
устройстве машины и ее основных частей (на
примере швейной машины, ткацкого станка);
− представления о правилах безопасной работы с
инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требованиях при выполнении
работы;
− владение базовыми умениями, лежащими в
основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье);
− чтение (с помощью учителя) технологической
карты, используемой в процессе изготовления
изделия;
− представления о разных видах профильного труда
(швейные, переплетно-картонажные работы,
сельскохозяйственный труд, цветоводство и др.);
− понимание значения и ценности труда;
− понимание красоты труда и его результатов;
− заботливое
и
бережное
отношение
к
общественному достоянию;
− понимание значимости организации школьного
рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
− выражение отношения к результатам собственной
и чужой творческой деятельности;
− организация совместной работы в группе;
− осознание необходимости соблюдения в процессе
выполнения трудовых заданий порядка и
аккуратности;
− выслушивание
предложений
и
мнений
товарищей, адекватное реагирование на них;
− комментирование и оценка в доброжелательной
форме достижения товарищей, высказывание
своих предложений и пожеланий;
− проявление заинтересованного отношения к
деятельности своих товарищей и результатам их
работы;
− выполнение общественных поручений по уборке
мастерской после уроков трудового обучения;
− посильное участие в благоустройстве и
озеленении территорий; охране природы и
окружающей среды.

−
−
−

−

−

соответствии с физическими,
декоративнохудожественными
и
конструктивными свойствам в
зависимости
от
задач
предметно-практической
деятельности;
экономное
расходование
материалов;
планирование предстоящей
практической работы;
знание
оптимальных
и
доступных технологических
приемов ручной и машинной
обработки
материалов
в
зависимости
от
свойств
материалов и поставленных
целей;
осуществление
текущего
самоконтроля выполняемых
практических действий и
корректировка
хода
практической работы;
понимание
общественной
значимости своего труда,
своих достижений в области
трудовой деятельности.

Содержание учебного предмета-5 класс
Выводное занятие
Повторение пройденного материала, правил техники безопасности, правила дежурства и
поведения в мастерской; закрепление рабочих мест учащихся.
«Швейная машина»
Марки, скорость, виды работ. Заправка машины. Работа на швейной машине: свободный и
рабочий ход машины, пуск и остановка машины, шпулька и шпульный колпачок.
Выполнение прямых строчек на бумаге. Машинная игла, устройство, установка.
«Носовой платок»
Назначение, форма, ткани, отделка. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Долевая и
поперечная нити в ткани. Изготовление образца полотняного переплетения. Виды ручных
стежков для украшения носового платочка, изготовление их на образце. Машинный
краевой шов «вподгибку с закрытым срезом», изготовление шва на образце. Влажнотепловая обработка платочка (ВТО).
«Ремонт одежды»
Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения,
степени износа). Вешалка к одежде. Заплата: виды, материал, выбор способов пришивания
заплаты; фигурная заплата.
«Мешочек для хранения работ»
Составление плана работы. Выполнение стачного шва на образце. Отделка мешочка
ручными стежками. Обработка боковых и верхнего срезов мешочка.
«Новогодние сувениры»
Виды новогодних сувениров, требования к ним, материалы, отделка. Раскрой новогодних
сувениров. Сборка деталей, обработка срезов, отделка изделий.
«Салфетка»
Назначение салфетки, способы выполнения, отделка. Построение чертежа салфетки
квадратной формы. Понятие прямого угла, масштаба. Раскрой. Обработка краёв салфетки.
Электроутюги, их устройство. Правила ТБ при работе с утюгом. ВТО салфетки.
«Наволочка»
Назначение наволочки, швы, ткани, применяемые для изготовление наволочки, размеры и
фасоны наволочек. Двойной шов, шов «вподгибку с закрытым срезом». Понятие клапана
наволочки, его назначение. Построение чертежа в М 1:4.Раскрой наволочки. Пошив. ВТО,
складывание по стандарту готового изделия.
«Сумка хозяйственная»
Назначение сумки, швы, ткани, применяемые для изготовление сумки, размеры и модели.
Накладной шов: выполнение на образце. Хлопчатобумажная ткань: изготовление, свойства.
Работа с коллекцией хлопка. Построение чертежа сумки. Составление плана изготовление
изделия. Пошив сумки, изготовление накладного кармана. Отделка сумки. ВТО.
Практическое повторение
Самостоятельный раскрой изделий по лекалам. Поузловая обработка изделия. Влажнотепловая обработка изделия. Складывание изделия по стандарту. Совершенствование
навыков работе в бригаде.
Самостоятельная работа
Закрепление ЗУН при выполнении машинных, утюжильных, ручных работ.

Содержание учебного предмета-6 класс
Выводное занятие
Повторение пройденного материала, правил техники безопасности, правила дежурства и
поведения в мастерской; закрепление рабочих мест учащихся.
«Обработка обтачкой срезов деталей»
Понятие, назначение обтачки. Способы обработки прямых, овальных срезов, срезов с
углами обтачкой.
«Оборки»
Понятие оборки. Способы обработки. Особенности ткани для изготовления оборок.
Изготовление оборок на образце. Способы соединения оборки с основным изделием.
«Ремонт одежды»
Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения,
степени износа). Вешалка к одежде. Заплата: виды, материал, выбор способов пришивания
заплаты; фигурная заплата.
«Запошивочный шов»
Виды соединительных швов. Запошивочный шов: внешний вид, применение. Изготовление
запошивочного шва на образце.
«Ночная сорочка»
Назначение ночной сорочки, ткани, отделка, конструктивные линии и срезы, способы
пошива. Снятие мерок, определение размера изделия по меркам. Понятие масштаба. Пошив
ночной сороки. Обработка закруглённых срезов ночной сорочки обтачкой.
«Бытовая швейная машина с электроприводом»
Марки, скорость, виды работ. Заправка машины. Работа на швейной машине.
Регулирование верхней и нижней нитей. ТБ при работе на машине. Различие в регулировке
машин с ножным и электрическим приводом. Выполнение прямых строчек на бумаге.
«Складки»
Складки, назначение, виды. Расчёт ткани на мягкие складки. Изготовление мягких складок.
«Накладной карман»
Карманы: виды, назначение, отделка. Изготовление накладного кармана.
«Фартук»
Фартук: назначение, фасоны, название контурных линий и срезов; одинарные и парные
детали. Снятие мерок. Построение чертежа фартука. Понятие масштаба. Раскрой фартука.
Пошив. Соединение накладного кармана с фартуком. Окончательная отделка и ВТО
фартука. Лабораторная работа: свойства тканей из растительных волокон.
«Трусы-шорты»
Назначение, виды ткани, формы. Название контурных линий и срезов. Снятие мерок для
построения чертежа. Изготовление выкройки, раскладка на ткани. Раскрой. Пошив.
Окончательная отделка и ВТО.
«Летний головной убор»
Назначение, виды ткани, формы, отделка. Название контурных линий и срезов. Снятие
мерок для построения чертежа козырька и клина. Изготовление выкройки, раскладка на
ткани. Раскрой. Пошив. Расстрочной и настрочной швы. Окончательная отделка и ВТО.
Практическое повторение

Самостоятельный раскрой изделий по лекалам. Поузловая обработка изделия. Влажнотепловая обработка изделия. Складывание изделия по стандарту. Совершенствование
навыков работе в бригаде.
Самостоятельная работа
Закрепление ЗУН при выполнении машинных, утюжильных, ручных работ.

Содержание учебного предмета-7 класс
Выводное занятие
Повторение пройденного материала, правил техники безопасности, правила дежурства и
поведения в мастерской; закрепление рабочих мест учащихся.
«Производственная машина 22-А класса»
Назначение, скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы, швейные операции;
заправка верхней и нижней нитей. Работа на промышленной швейной машине. Правила ТБ,
организация рабочего места.
«Ночная сорочка»
Назначение ночной сорочки, ткани, отделка, конструктивные линии и срезы, способы
пошива. Снятие мерок, определение размера изделия по меркам. Понятие масштаба. Пошив
ночной сороки. Обработка закруглённых срезов ночной сорочки обтачкой.
«Понятие о ткацком производстве»
Общее представление о профессии. Выполнение сатинового, саржевого и полотняного
переплетения. Сопоставление переплетений с образцами ткани.
«Постельное бельё»
Назначение, виды постельного белья. Ткани, применяемые при пошиве постельного белья.
Бригадный метод пошива постельного белья. Пододеяльник: размеры, ткани, название
деталей, срезов, швы; утюжка и складывание по стандарту. Наволочка: пошив с
пооперационным разделением труда.
«Пижама»
Назначение пижамы, ткани, отделка, фасоны. Построение чертежа. Пошив пижамы. ВТО,
окончательная отделка.
«Ремонт одежды»
Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения,
степени износа). Штопка, заплата: эстетика одежды; требования, применяемые к одежде.
«Складки»
Складки, назначение, виды. Расчёт ткани на мягкие складки. Изготовление мягких складок.
«Юбка»
Фасоны, модели юбок, назначение. Ткани, отделка. Контурные срезы и линии. Способы
обработки и швы. Прямая и коническая юбки. Лабораторная работа: определение
шерстяного волокна. Построение чертежа прямой и конической юбок. Раскрой. Обработка
верхнего среза юбки. Обработка застёжки в юбки. Понятие силуэта. Способы обработки
нижнего среза юбки в зависимости от ткани и силуэта юбки.
«Оборки»
Понятие оборки. Способы обработки. Особенности ткани для изготовления оборок.
Изготовление оборок на образце. Способы соединения оборки с основным изделием.
Практическое повторение

Самостоятельный раскрой изделий по лекалам. Поузловая обработка изделия. Влажнотепловая обработка изделия. Складывание изделия по стандарту. Совершенствование
навыков работе в бригаде.
Самостоятельная работа
Закрепление ЗУН при выполнении машинных, утюжильных, ручных работ.

Содержание учебного предмета-8 класс
Выводное занятие
Повторение пройденного материала, правил техники безопасности, правила дежурства и
поведения в мастерской; закрепление рабочих мест учащихся.
«Вышивка гладью»
Применение вышивки (гладь) для украшения швейного изделия. Различные виды вышивки.
Инструменты и приспособления для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань.
«Блузка»
Общее представление о получении волокон и пряжи натурального и искусственного шёлка.
Свойства волокон шёлка. Свойства шёлковых тканей: прочность, сминаемость,
гигроскопичность, воздухопроницаемость, скольжение, осыпаемость, прорубаемость,
отношение к воде, теплу, щелочам, правила утюжки.
Ткани для блузок. Фасоны блузок без рукавов и с короткими цельнокроеными рукавами.
Мерки для построения чертежа основы блузки. Название деталей и контурных срезов.
Припуски на обработку срезов. Простейшее моделирование (перенос нагрудной вытачки).
Правила раскладки выкройки на ткани. Расчёт расхода ткани на блузку.
«Платье»
Понятие силуэт (в одежде). Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов. Виды
выреза горловины в платье без воротника (круглый, каре, углом). Использование выкройки
блузки для изготовления выкройки платья. Название деталей и контурных срезов
выкройки. Детали платья. Расчет и расположение вытачек по линии талии. Общее
представление о получении синтетических волокон и пряжи. Виды синтетического волокна
(капрон, лавсан, нитрон). Получение пряжи из синтетических волокон и нитей. Мерки для
построения чертежа платья, правила их снятия. Основные условные и ориентирные точки
фигуры. Детали платья. Контурные срезы выкройки.
«Отделка женской одежды»
Виды отделки женской одежды: складки, рюши, воланы, мережка. Обработка различных
видов отделки; соединение с основным изделием.
«Ремонт одежды»
Виды ремонта в зависимости от характера изделия (ткани, формы, виды повреждения,
степени износа). Наложение заплаты на легкое верхнее платье.

«Массовое производство швейных изделий»
Пооперационное разделение труда при массовом изготовлении швейных изделий.
Содержание работы на отдельных рабочих местах при операционном разделении труда.
Машинные и ручные работы на швейной фабрике. Швейная фабрика. Ознакомление с
технологией массового пошива швейных изделий.

Практическое повторение
Самостоятельный раскрой изделий по лекалам. Поузловая обработка изделия. Влажнотепловая обработка изделия. Складывание изделия по стандарту. Совершенствование
навыков работе в бригаде.
Самостоятельная работа
Закрепление ЗУН при выполнении машинных, утюжильных, ручных работ.

Содержание учебного предмета – 9 класс
Выводное занятие
Повторение пройденного материала, правил техники безопасности, правила дежурства и
поведения в мастерской; закрепление рабочих мест учащихся.
«Особенности обработки изделий из синтетических тканей»
Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, платьевая и плащевая
синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажнотепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из
синтетических тканей.
«Платье отрезное и цельнокроеное»
Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по
линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для
изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для
изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».
«Построение чертежей и выкроек в натуральную величину и в масштабе»
Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные
обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину,
цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Особенности, название
деталей и контурных срезов, условные обозначения линий; понятие «масштаб».
«Технология пошива юбок, брюк, применяемая в массовом производстве одежды»
Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления
поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя
поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии.
Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование
прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ
обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал,
внесение необходимых изменении в выкройку детали изделия.
«Обработка окантовочным швом среза мелкой детали»
Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного
шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки
окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении
окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины
дефектов: отклонение и ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за
выполнением окантовочного шва.

«Трудовое законодательство»
Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой
договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от
работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана
труда. Труд молодежи.
«Организация труда и производства на швейной фабрике»
Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее
представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового
производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный,
раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на
швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции)
и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма
организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной
сетке.
Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном
цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность.
Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажнотепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих
местах.
«Оборудование швейного цеха»
Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и
другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к
универсальной швейной машине. Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки.
Простейшие приёмы регулировки натяжения верхней и нижней нити. Заправка верхней и
нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.
«Технология пошива простейших изделий на швейных фабриках»
Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива
простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия
срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки
изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при
пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив
простейшего изделия в производственных условиях.
«Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии»
Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических.
Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и
использование новых тканей для изготовления одежды.
Контрольные, самостоятельные работы
Закрепление ЗУН при выполнении машинных, утюжильных, ручных работ.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
5 класс - 204 часа
№
уро
ка
1

2

3

4

Раздел
Вводные занятия,
повторение 8 ч.

Основные виды учебной деятельности
Знать о профессии швеи-мотористки. Вспомнить и повторить
пройденный материал в предыдущей четверти, правила
безопасности при работе в мастерской, правила дежурства в
кабинете.

«Швейная машина» Знать механизмы швейной машины; ТБ при работе за
16 ч.
машиной; способы установки машинной иглы;
Уметь заправлять швейную машину, выполнять её
регулировку.
«Носовой платок»
Знать понятия долевой и поперечной нити, понятие
22 ч.
полотняного переплетения; ТБ;
Различать ручные украшающие стежки по внешнему виду;
Выполнять отделку носового платочка;
Анализировать готовое изделия, сличая с образцом.
«Ремонт одежды»
Знать виды ремонта; требования к ремонту одежды; ТБ;
28 ч.
Различать и называть ручные стежки, применяемые при
ремонте одежды;
Уметь подбирать способ ремонта; подбирать ткани для разных
видов ремонта одежды.

5

«Мешочек для
хранения работ» 10
ч.

6

«Новогодние
сувениры» 8 ч.

7

«Швейная машина
с ножным
приводом»
10 ч.

7

«Салфетка» 24 ч.

8

«Наволочка» 8 ч.

Уметь работать в соответствии по плану; ТБ;
Различать ручные украшающие стежки по внешнему виду;
Выполнять отделку мешочка;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Знать требования к новогодним сувенирам и игрушкам;
материалы для изготовления новогодних сувениров; ТБ;
Уметь кроить изделие; выполнять сборку и отделку.
Сравнивать готовое изделие с изделиями других учащихся,
образцом.
Знать механизмы швейной машины; ТБ при работе за
машиной; способы установки машинной иглы;
Уметь заправлять швейную машину, выполнять её
регулировку.
Сравнивать и анализировать работу швейных машин с
ножным, ручным и электрическим приводами.
Знать назначение салфетки; понятие прямого угла; ТБ;
Понимать понятие масштаба;
Различать и называть ручные стежки, машинные швы,
применяемые при украшении салфетки
Знать назначение наволочки, клапана в наволочке; ТБ;
машинные швы, применяемые при изготовлении наволочки;
понятие прямого угла;
Определять направление долевой и поперечной нитей;
Изготавливать наволочку в соответствии с планом работы.

9

«Сумка
хозяйственная» 30
ч.

10

Практическое
повторение 32 ч.

11

Контрольные,
самостоятельные
работы
8 ч.
204 ч

Знать назначение, фасоны, размеры хозяйственной сумки;
ТБ;
Уметь выполнять накладной шов; работать в соответствии с
ИТК;
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции.
Уметь работать в бригаде; выполнять изделие с опорой на
ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Совершенствовать ЗУН по швейному делу.
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции; способы и последовательность обработки
заданных швейных изделий.
Уметь выполнять изделие с опорой на ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
6 класс - 204 часов
№
уро
ка
1

Раздел

Основные виды учебной деятельности

Вводные занятия,
повторение 8 ч.

Знать о профессии швеи-мотористки. Вспомнить и повторить
пройденный материал в предыдущей четверти, правила
безопасности при работе в мастерской, правила дежурства в
кабинете.

2

«Обработка
обтачкой срезов
деталей» 30ч.

3

«Ремонт одежды»
20 ч.

Знать виды обтачек; способы соединения, раскроя; ТБ;
Различать способы обработки срезов обтачками;
Уметь обрабатывать прямой, овальные срезы, угол в швейных
изделиях.
Знать виды ремонта; требования к ремонту одежды; ТБ;
Различать и называть ручные стежки, применяемые при
ремонте одежды;
Уметь подбирать способ ремонта; ткани для разных видов
ремонта одежды.

4

«Запошивочный
шов» 2 ч.

5

«Ночная сорочка»
22 ч.

Знать способы выполнения и назначение запошивочного
шва; ТБ;
Сравнивать запошивочный шов с другими машинными
швами;
Уметь выполнять запошивочный шов с опорой на ИТК.
Знать последовательность изготовления ночной сорочки;
швы, применяемые при пошиве сорочки; ТБ;
Уметь выполнять ВТО;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.

6

«Бытовая швейная
машина с
электроприводом» 4
ч.

7

«Складки» 4 ч.

8

«Накладной
карман» 4 ч.

9

«Фартук» 24 ч.

10

«Трусы-шорты»
24ч.

11

«Летний головной
убор» 24 ч.

12

Практическое
повторение 34 ч.

13

Самостоятельные
работы 8 ч.

Знать механизмы швейной машины; ТБ при работе за
машиной;
Уметь заправлять швейную машину, выполнять её
регулировку.
Сравнивать и анализировать работу швейных машин с
ножным, ручным и электрическим приводами.
Знать виды складок; способы изготовления мягких складок;
Рассчитывать количество ткани на складки;
Уметь выполнять складки с опорой на ИТК.
Знать виды карманов, ТБ;
Различать виды отделок в накладных карманах;
Уметь изготавливать накладной карман с опорой на ИТК.
Знать понятие поясного изделия; свойства тканей из
растительных волокон; виды отделки фартуков, название
деталей фартука; ТБ;
Понимать понятие масштаба;
Уметь снимать мерки, делать расчёты; кроить фартук;
изготовлять фартук с опорой на ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Знать понятие поясного изделия; срезы и конструктивные
линии трусов-шорт; ТБ;
Уметь кроить изделие; снимать мерки, делать расчёты;
изготовлять трусы-шорты с опорой на ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Знать назначение, виды головных уборов;
Уметь выполнять расстрочной и настрочной швы; снимать
мерки и выполнять расчёты;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции.
Уметь работать в бригаде; выполнять изделие с опорой на
ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Совершенствовать ЗУН по швейному делу .
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции; способы и последовательность обработки
заданных швейных изделий.
Уметь выполнять изделие с опорой на ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.

204 ч

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
7 класс - 238 часа
№
уро
ка

Раздел

Основные виды учебной деятельности

1

Вводные занятия,
повторение 4 ч.

Знать о профессии швеи-мотористки. Вспомнить и повторить
пройденный материал в предыдущей четверти, правила
безопасности при работе в мастерской; правила дежурства в
кабинете.

2

«Производственная
машина 22-А
класса»

Знать механизмы швейной машины; ТБ при работе за
машиной;
Уметь заправлять швейную машину, выполнять её
регулировку.
Сравнивать и анализировать работу швейных машин с
ножным, ручным и электрическим приводами.
Знать механизмы швейной машины; ТБ при работе за
машиной;
Уметь заправлять швейную машину, выполнять её
регулировку.
Сравнивать и анализировать работу швейных машин с
ножным, ручным и электрическим приводами.
Знать последовательность изготовления ночной сорочки;
швы, применяемые при пошиве сорочки; ТБ;
Уметь выполнять ВТО;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Иметь представление о ткацком производстве;
Различать сатиновое, саржевое и полотняное переплетения;

4 ч.
3

«Производственная
машина 51-А
класса»
6 ч.

4

«Ночная сорочка»
22 ч.

5

«Понятие о
ткацком
производстве» 8 ч.
«Постельное бельё»
14 ч.

6

7

«Пижама» 22 ч.

8

«Ремонт одежды»
22 ч.

9

«Складки» 8 ч.

10

«Юбка» 34 ч.

11

«Оборки»22 ч.

Знать назначение, размеры и способы изготовления
постельного белья;
Уметь работать в бригаде; изготавливать постельное бельё с
разделением труда и с опорой на ИТК.
Знать последовательность изготовления пижамы; швы,
применяемые при пошиве; ТБ;
Уметь выполнять ВТО;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Знать виды ремонта; требования к ремонту одежды; понятие
штопки; ТБ;
Различать и называть ручные стежки, применяемые при
штопке;
Уметь выполнять штопку.
Знать виды складок; способы изготовления мягких складок;
Рассчитывать количество ткани на складки;
Уметь выполнять складки с опорой на ИТК.
Знать способы, последовательность изготовления юбок;
способы обработки юбок; способы определения шерстяного
волокна;
Понимать понятие поясного изделия;
Различать юбки по силуэту и крою; шерстяные ткани по
внешнему виду, на ощупь;
Уметь выполнять поузловую обработку прямой и конической
юбок.
Знать последовательность изготовления оборки; требования к
тканям и швам, применяемым при изготовления оборки; ТБ;
Уметь равномерно распределять сборку на ткани.

12

Практическое
повторение 62 ч.

13

Самостоятельные,
контрольные
работы
10 ч.
238 ч

Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции.
Уметь работать в бригаде; выполнять изделие с опорой на
ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Совершенствовать ЗУН по швейному делу .
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции; способы и последовательность обработки
заданных швейных изделий.
Уметь выполнять изделие с опорой на ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
8 класс - 238часов
№
уро
ка
1

Раздел

Основные виды учебной деятельности

Вводные занятия,
повторение 4 ч.

Знать о профессии швеи-мотористки. Вспомнить и повторить
пройденный материал в предыдущей четверти, правила
безопасности при работе в мастерской,правила дежурства в
кабинете.

2

«Вышивка гладью»
8 ч.

Различать ручные стежки и швы по признакам.
Выполнять ручные стежки и швы.

3

«Блузка» 20 ч.

4

«Платье» 72 ч.

Называть и различать детали блузки.
Выполнять поузловую обработку блузки.
Развивать внимание, долговременную память, мелкую
моторику, внимание.
Сравнивать платье и блузку по способу обработки.
Различать виды кокеток, воротников, рукавов в платье.
Развивать пространственное мышление, воображение,
внимание, долговременную память.

5

«Отделка женской
одежды» 16 ч.

6

«Ремонт одежды»
14 ч.

7

«Массовое
производство
швейных изделий»
6 ч.

Знать виды женской одежды;
Уметь выполнять обработку складок, рюш, воланов, мережки;
Совершенствовать глазомер.
Знать виды ремонта; требования к ремонту одежды;
Различать и называть ручные стежки, применяемые при
ремонте одежды;
Уметь подбирать способ ремонта; подбирать ткани для
разных видов ремонта одежды.
Знать ТБ;
Различать, называть и выполнять машинные швы,
применяемые при пошиве постельного белья;
Называть детали кроя постельного белья.
Работать в бригаде;

8

Практическое
повторение 84 ч.

9

Самостоятельные
работы 14 ч.

Выполнять изделие, придерживаясь последовательности,
опираясь на ИТК.
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции.
Уметь работать в бригаде; выполнять изделие с опорой на
ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.
Совершенствовать ЗУН по швейному делу .
Знать правила ТБ; машинные, ручные, утюжильные
операции; способы и последовательность обработки
заданных швейных изделий.
Уметь выполнять изделие с опорой на ИТК;
Анализировать готовое изделие, сличая с образцом.

10
238 ч

Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
9 класс - 238 часов
№
уро
ка
1

Раздел

Основные виды учебной деятельности

Вводные занятия,
повторение 4 ч.

Знать о профессии швеи-мотористки. Вспомнить и повторить
пройденный материал в I четверти, правила безопасности при
работе в мастерской.

2

«Особенности
обработки изделий
из синтетических
тканей» 30 ч.

Знать производство синтетических тканей; особенности ухода
за изделиями из синтетических тканей.
Уметь определять синтетические ткани.

3

«Трудовое
законодательство»
4 ч.

Знать кодекс законов о труде; права и обязанности рабочих;
особенности трудового договора; сведения об охране труда,
труде молодёжи.
Уметь заполнять трудовой договор; написать заявление о
приёме на работу; написать заявление об увольнении с работы.

4

«Оборудование
швейного цеха» 6
ч.

5

«Готовые
выкройки и
чертежи изделий в
масштабе и

Различать понятия устройства и назначения универсальной
швейной машины;
Знать последовательность заправки и работы на
универсальной швейной машине;
технику безопасности при работе на швейной машине.
Уметь работать на универсальной швейной машине.
Знать особенности, название деталей и контурных срезов,
условные обозначения линий; понятие «масштаб», норму
расхода ткани при раскрое; последовательность изготовления
изделия.
Различать понятия «плоскость»-«развёртка»-«объём»;

натуральную
величину» 6 ч.

Использовать миллиметровую бумагу для изготовления
выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного
чертежа;
Описывать фасон изделия по рисунку в журнале мод с
использованием инструкции к выкройке;
Пользоваться готовой выкройкой;
Выполнять раскрой, пошив изделия в соответствии с
алгоритмом;
Анализировать готовое изделие, сличая его с образцом.
Знать способы раскладки выкройки на ткани с учётом рисунка;
Уметь разложить выкройку на ткани с учётом экономии
материала

6

«Раскрой по
готовым
выкройкам или
чертежам и пошив
лёгкой женской
одежды»
14 ч.

7

«Организация
труда и
производства на
швейной фабрике»
6 ч.

Знать организацию и формы труда на швейном предприятии;
правила техники безопасности на швейном предприятии.

8

«Технология
пошива
простейших
изделий,
выпускаемых
базовым
предприятием» 4 ч.

Знать понятия «ассортимент», «пооперационное разделение
труда», «норма выработки», «стандарт»;
Различать ассортимент изделий, выпускаемых предприятием;
виды швов, тканей.

9

«Выполнение
машинной
закрепки на концах
швов,
обработанных на
спец. машинах» 4 ч.

Знать назначение машинной закрепки; способы выполнения
закрепки.
Уметь выполнить машинную закрепку, соблюдая технические
условия.

10

«Новые швейные
материалы,
используемые на
швейном
предприятии» 2 ч.

Знать и различать виды новых тканей, нетканых материалов.
Уметь определять свойства новых тканей.

11

«Технология
пошива юбок и
брюк, применяемая
в массовом
производстве
одежды» 24 ч.

Знать способы поузловой обработки поясных изделий;
Уметь выполнять влажно-тепловую обработку шва.

12

«Обработка
окантовочным
швом среза мелкой
детали» 20 ч.

Различать виды дефектов при выполнении окантовочного шва;
Знать технические условия на выполнение окантовочного шва.
Уметь выполнять окантовочный шов.

13

Практическое
повторение 104 ч.

Знать способы, приёмы построения чертежа основы плечевого
изделия, постельного белья; приёмы раскроя изделия по
лекалам и выкройкам;
Анализировать технологию, последовательность изготовления
изделия;
Различать терминологию ручных, машинных и утюжильных
работ;
Знать правила техники безопасности при ручных, машинных и
утюжильных работах.
Уметь выполнять ручные, машинные и утюжильные операции
по изготовлению женской одежды, постельного белья;
подобрать способ поузловой обработки блузки в соответствии
с моделью изделия;
Выполнять работу с опорой на план инструкционнотехнологической карты;
Выполнять работу с пооперационным разделением труда;
Анализировать работу, сличая с образцом.

14

Контрольные,
самостоятельные
работы

Закреплять приёмы обработки женской одежды, столового и
постельного белья;
Усвоить последовательность обработки женской одежды,
столового и постельного белья;
Знать терминологию ручных, машинных и утюжильных работ;
правила техники безопасности при ручных, машинных и
утюжильных работах.
Уметь подобрать способ обработки в соответствии с моделью
изделия; самостоятельно выполнять работу с опорой на план
инструкционно-технологической карты;
Анализировать работу, сличая с образцом.

10 ч.
•

238

•
•

Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Нормативно-правовые документы
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)".
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья"

Критерии оценки письменных (устных) работ
Текущий контроль по предмету «Швейное дело» осуществляется в письменной,
устной форме и форме практического задания. Письменные работы для текущего контроля
проводятся в форме тестов и практических работ. Практическое задание проводится в
форме выполнения машинных или ручных швейных операций.
Тематический контроль по предмету «Швейное дело» проводится в устной и
практической форме. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат
результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса,
текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей
делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из
дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения
учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических
работ.
При письменной проверке знаний по предмету используются такие контрольные
работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с
недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому
тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого
материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает
предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест
включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик
обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 65%
правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить
10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске
1-2
задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Минимальный
уровень

0 - 35%

35-50%

51-65%

Свыше 65%

Менее 10
баллов
«2»

10-55

15-20

21-25

«3» низкий

«4» средний

«5» высокий

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Основными общими показателями качества усвоения обучающимися знаний, умений
и навыков по трудовому обучению являются:
1. Правильность приемов работы и рациональная организация труда, рабочего места.
2. Соблюдение технических требований.
3. Степень самостоятельности выполнения задания.
4. Соблюдение всех требований, правил техники безопасности.
Учет и проверка знаний, умений, навыков завершается оценкой и выставлением отметки
по пятибалльной системе.
Оценка должна быть объективной и мотивированной.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал,
используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями
природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает
полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении
фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при
выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при
указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала.
Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в
окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между
объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может
исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с
помощью учителя.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».