МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа №2
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ УГО
МБОУ ООШ №2 г. Углегорска
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
протокол № 11 от 30.08.24
.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 190 от 04.09.24
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Бисероплетение»
Объединение «Модный бисер»
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Срок реализации – 2 года
Автор- составитель:
Ульянова Галина Ивановна
Учитель труда и до образования
Г. Углегорск 2024 г.
Информационная карта программы
1. Наименование учреждения,
реализующего образовательную
программу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение основная общеобразовательная школа №2
Г. Углегорска Сахалинской обл.
2. Полное название
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности «Модный бисер»
программы
3. Сведения о программе:
3.1. Нормативная база
* Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Концепция развития дополнительного образования
детей (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р)
*Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам (утвержден
Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196);
* Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №093242 «О направлении информации» (методические
рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
* Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля
2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
3.2. Область применения
Дополнительное образование
3.3. Направленность
Художественная
3.4. Тип программы
Модифицированная
3.5. Вид программы
Образовательная
3.6. Возраст учащихся
10-15 лет
по программе
3.7. Продолжительность
обучения
2 года
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной
направленности «Бисероплетение»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение»
имеет художественную направленность и многосторонне раскрывает красоту предметов
декоративно-прикладного творчества, дает возможность изготовить их своими руками,
что особенно интересно для детей. Образовательная деятельность по данной программе
создает условия для развития творческого потенциала учащихся в рамках собственной
творческой активности, личностного развития и формирования общей культуры
учащихся.
Реализация образовательной программы предоставляет возможность каждому ребенку
попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать
наиболее подходящее направление и максимально реализовать себя в нем. Большинство
детей, занимаясь в творческом объединении, проявляют любознательность, они открыты к
восприятию нового и интересного, и, активно проявляют эти качества.
В процессе освоения программы учащиеся развивают трудовые умения и навыки,
приобретают опыт проектной деятельности, коллективной творческой работы. При
изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества у детей развивается
познавательный интерес, эмоциональная сфера, эстетические чувства, что оказывает
большое влияние на раскрытие творческих способностей.
Актуальность данной программы обусловлена современными требованиями
модернизации дополнительного образования и задачами художественно-эстетического
развития учащихся, которые школьный курс не имеет возможности реализовать в полном
объеме.
В ходе освоения программного материала, учащиеся приобретают знания и умения,
которые находят практическое применение при изучении школьных дисциплин:
технологии, черчения, изобразительного искусства, истории и литературы.
Отличительные особенности программы обусловлены:
- многообразием разделов программы, удовлетворяющих разные интересы и потребности
детей;
- приобретением деятельностно-практического опыта, в основе которого лежит
выполнение творческих коллективных и проектных заданий;
- использованием регионального компонента при моделировании и изготовлении
сувениров.
Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена
педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, и
подтверждается соответствием выбранных форм работы возрастным и психологическим
особенностям учащихся, сопряжённостью целей, задач и ожидаемых результатов.
Применение в образовательном процессе современных педагогических технологий
способствует сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности,
креативности мышления, формирования личностных качеств.
Адресат программы
Программа «Бисероплетение» адресована детям 10-15 лет, для обучения принимаются все
желающие. При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся
без ограничения по возрастному признаку, учитывая начальную подготовку. С этой целью
проводится анкетирование детей и предварительный контроль в форме собеседования.
Возрастные особенности учащихся
Младший школьный возраст (10-12лет) - это возраст, когда происходит активное
формирование личности. Дети включаются в новые для них виды деятельности и систему
межличностных отношений в ученическом коллективе, изменяется отношение к
обязанностям, тем самым зарождаются характер и воля, увеличивается круг интересов,
выявляются и развиваются способности. В младшем школьном возрасте учебная
деятельность становится ведущей. Общими характеристиками всех познавательных
процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Средний школьный возраст (13-15 лет) - переходный возраст от детства к юности,
характеризующийся глубокой перестройкой организма. Психологическая особенность
данного возраста - это избирательность внимания. Дети откликаются на необычные,
захватывающие дела и мероприятия, но быстрая переключаемость внимания не дает
возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются
трудно преодолеваемые и нестандартные моменты, ребята занимаются работой с
удовольствием и длительное время, поскольку им нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину и следствие.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом
возрасте учащимся нравится высказать свое мнение и суждение. Самому решать
проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность образовательного процесса по программе – 2 года. Общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения
программы – 648.
Режим занятий: 34 рабочих недель в год, 4 часов в неделю.
1 год обучения – 136 часа из расчета 2 раза в неделю по 2 часа (2*40) с перерывом 15
минут и 2 раза в неделю по 40 минут с физкультминуткой;
2 год обучения –136 часов из расчета 2 раза в неделю по 2 часа (2*45) с перерывом 15
минут и 2 раза в неделю по 40 минут с физкультминуткой;;
Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической
целесообразности, занятия проводятся со всем составом учебной группы, по звеньям,
индивидуально.
Уровень освоения программы – базовый.
Формы обучения
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 2 лет детьми
разных возрастных групп: 10.-15 лет. Состав группы постоянный.
Основной формой учебной работы является групповое занятие. Занятие состоит из
теоретической и практической частей, большее количество времени отведено
практической части.
В процессе реализации программы используются следующие формы организации
занятий:
•
теоретическое занятие;
•
практическое занятие;
•
коллективная работа;
•
викторина;
•
проектная работа;
•
тестирование;
•
итоговое занятие;
•
выставка творческих работ.
По данному курсу обучаются 2 группы детей, сформированные по годам:
Ι год обучения - «Модный бисер», группа численностью 12 человек, возраст 10-12 лет.
ΙΙ год обучения - «Модный бисер» группа численностью 10 человек, возраст 13-15 лет.
Содержание программного материала подобрано согласно возрастным и индивидуальным
возможностям учащихся и направлено на выявление, формирование и развитие
творческого потенциала детей.
В образовательном процессе используются различные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный (объяснение, беседа, рассказ, показ иллюстраций и
наглядных пособий),
- репродуктивный (изготовление сувенира по образцу, схеме или шаблону, демонстрация
приемов работы с разными материалами и инструментами),
- проблемно – поисковый (наблюдение, анализ и синтез объекта или сюжетной
композиции),
- проектный (творческие проекты, самостоятельная коллективная и индивидуальная
работа).
Образовательные технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, позволяющая
максимально развивать индивидуальные познавательные способности учащихся на основе
использования имеющегося у них опыта;
Технология развивающего обучения, направленная на «зону ближайшего развития», т.е. на
деятельность, которую учащийся может выполнить с помощью педагога;
Технология коллективной творческой деятельности предполагает организацию
совместных действий учащихся, коммуникацию, общение, взаимопомощь, творческая
работа выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого участника процесса;
Технология проектной деятельности позволяет организовать образовательный процесс
так, чтобы активировать деятельность учащихся по разрешению «проблемной ситуации»,
вследствие чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками;
Информационные (компьютерные) технологии помогают сделать образовательный
процесс более ярким, доступным, интересным и легким для усвоения.
Здоровьесберегающие технологии:
1.санитарно – гигиенические (влажная уборка кабинета, проветривание, обеспечение
оптимального освещения, соблюдение правил личной гигиены);
2.психолого – педагогические (создание благоприятной психологической обстановки на
занятиях, создание ситуации успеха, соответствие содержания программы возрастным
особенностям детей, чередование видов деятельности);
3.физкультурно - оздоровительные (использование физкультминуток, динамических пауз,
дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз и рук).
1.2. Цель программы
Формирование творческого потенциала и личностных качеств учащихся через знакомство
и овладение основами декоративно-прикладного творчества.
В ходе образовательного процесса открываются неограниченные возможности для
познавательной деятельности, создаются условия для эмоционально-психологической
нагрузки, влияющей на воспитание характера, воли и способствующей социальной
адаптации, что плодотворно влияет на раскрытие, формирование и развитие творческих
способностей и личностных качеств учащихся.
1.3. Содержание программы
Первый год обучения «Азбука творчества»
Задачи:
Образовательные:
•
изучение истории декоративно-прикладного творчества нашей страны;
•
знакомство с правилами техники безопасности на занятиях;
•
освоение приёмов и способов работы с бисером и инструментами,
обеспечивающими изготовление поделок и элементов дизайна.
Развивающие:
•
развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественному
ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок;
•
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению своего быта;
•
развитие мелкой моторики рук;
•
развитие самостоятельности в работе, умения пользоваться схемами и шаблонами,
составлять простейшие композиции.
Воспитательные:
•
воспитание чувства ответственности за начатое дело;
•
воспитание трудолюбия, аккуратности;
•
воспитание чувства взаимопомощи и уважения друг к другу.
Учебный план первого года обучения
Формы
аттестации/
контроля
Количество
№
часов
Тема
п/п
Всего
Теория Практ.
Вводное занятие: цели и план работы,
инструктаж по технике безопасности.
2
2
-
Собеседование
Раздел 1. «Введение в промысел»
8
5
3
Викторина
2
1.1
Диагностика базовых знаний,
умений, навыков детей.
2
-
1.2
Беседа об истории
возникновения и использования
бисера и стекляруса в России.
2
2
1.3
Бисер в народном костюме.
2
2
1.4
Сочетание цветов в украшениях
из бисера.
2
1
52
8
44
2
-
Раздел 2. «Плетение в одну нить»
1
2.1
Ознакомление с технологической
картой- схемой и видами
плетения. Плетение простых
цепочек (бисер +стеклярус),
(бисер + бусины)
2.2
Плетение простых цепочек
18
2
16
2.3
Плетение украшений
18
2
16
2.4
Плетение ажурной сетки одной
нитью.
14
2
12
Раздел 3. «Плетение в две нити»
14
2
12
6
2
4
8
-
8
54
3
51
2
Творческий отчет
Творческий отчет
Плетение в две нити.
3.1
3.2
Ознакомление. Способы
плетения
Плетение ажурной сетки двумя
нитями.
Раздел 4. «Плетение на проволоке»
4.1
Сувениры из бисера
12
1
10
4.2
Бисерная флористика
20
1
18
4.3
Панно
10
1
9
Выставка работ
4.4
Животные. Объемные фигурки.
12
-
12
Раздел 5. «Мир творческих детей».
6
2
4
5.1
Диагностика знаний, умений и
навыков после первого года
обучения.
2
2
-
5.2
Подготовка творческих работ к
выставке.
4
-
4
17
119
Всего
136
Тесты, творческое
задание, выставка
творческих работ
Содержание учебного плана первого года обучения
Введение в курс программы
Вводное занятие: режим и план работы, инструктаж по технике безопасности,
собеседование.
История появления техники «Бисероплетения», цель и задачи объединения. Режим работы
и правила поведения воспитанников. Собеседование.
Инструменты и материалы, необходимые для занятий. Викторины, показ презентации.
Анкетирование. Рисование на тему « поделка, которую я хотела бы сделать». Подготовка
бисера к работе и положение рук во время работы.
Раздел 1. «Введение в промысел»
Тема 1.1 Диагностика базовых знаний, умений, навыков детей.
Практика: Диагностика знаний учащихся. Анкетирование. Рисование на тему « поделка,
которую я хотела бы сделать». Подготовка бисера к работе и положение рук во время
работы.
Тема 1.2 Беседа об истории возникновения и использования бисера и стекляруса.
Теория: История возникновения стеклоделия. Распространение бисера пол миру.
Образование бисерного производства в России. Особенности узорных разновидностей.
Рассказ о родословной бусинки, о видах бисера, его качестве, цвете, а также о
восстановлении и окрашивании бисера.
Беседа «Зачем людям украшения?».
Тема 1.3.Бисер в народном костюме.
Теория: Значение цветов в костюме, орнамент в декоративной обработке, особенности
народных украшений разных народов мира. История бисероплетения. Бисер в народном
костюме. История русского народного костюма. Современные направления в
бисероплетении.
Теме 1.4.Сочетание цветов в украшениях из бисера
Теория: Цветовой спектр. Цвета ахроматические, хроматические, холодные и теплые, их
сочетания. Цветовой контраст. Гармония цветов. Цвет в орнаменте.
Практика: Работа с бисером используя различный материал (бисер, стеклярус, бусины,
стразы, рубка и т.д).
Сочетание цветов в украшениях их бисера.
Раздел 2. «Плетение. Плетение в одну нить».
2.1 Тема: Ознакомление с технологической картой- схемой и видами плетения.
Теория: Основы составления схемы. Правила черчения – схемы. Наложение на сетку
узора плетения. В ходе занятия детям даются основные технологические понятия,
используемые в дальнейшей работе. Учиться составлять и пользоваться картой- схемой.
2.2 Тема: Плетение простых цепочек
Теория: Переход от теоретического анализа карт – схем и их практическому выполнению.
Ознакомление с видами плетения.
Практика: Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить»
(бисер+ стеклярус), (бисер+бусины+стеклярус). Условные обозначения. Анализ и
зарисовка простейших схем. Освоение приемов бисероплетения.
Плетение цепочек: «Ромашка», «Кривульки», «Змейка», «Пупырышки», «Треугольники»,
«Квадрат одной нитью», плетение подвесок.
2.3 Тема: Плетение украшений.
Теория: Обзор видов плетения в одну нить. Отличительные особенности одних видов от
других.
Практика: Плетение украшений. Комплект украшений колье «Косичка» и цепочка
«Косичка». Колье « Елочка», колье «Сердечки».
Тема 2.4 Плетение ажурной сетки одной нитью
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления ажурных
цепочек, воротников, салфеток, чехлов для различных предметов. Чтение схем. Ажурное
плетение. Ознакомление с принципом плетения. Знакомство с разновидностями форм
ячеек.
Практика: Плетение ажурной сетки одной нитью. Воротник «Галина», «Воротник со
стеклярусом»
Раздел 3. « Плетение в две нити».
Тема 3.1 Особенности плетения в две нити. Ознакомление. Способы плетения.
Теория: Характеристика видов плетения в две нити. Анализ карт- схем плетений. Разбор
учебных образцов. Способы плетения. Последовательность соединения ячеек, правильный
переход с яруса на ярус. Подбор и наложение узора на сетку.
Практика: Плетение ажурных цепочек и фенечек. Ажурные цепочки с ячейками,
«Фонариками», с ячейками – ромбами.
3.2 Практика: Выполнение изделия по карте – схеме. Ажурный воротник «с
Цветочками», воротник «Марина».
Раздел 4. «Плетение на проволоке»
Тема 4.1. Сувениры из бисера
Теория: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на
плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Показ наглядного
материала поделок из проволоки и бисера.
Практика: Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ
моделей. Зарисовка схем. Выбор цветовой гаммы бисера. Выполнение отдельных
элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Плетение учебных образцов
«Стрекоза», «Золотая рыбка».
Плетение сувениров на проволоке, брошка «Стрекоза», «Бабочка» «Ягодка».
Тема 4.2. Бисерная флористика.
Теория: Цветы из бисера. Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение,
низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков,
чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем
Практика: Цветы из бисера. Плетение цветов «Пролеска», «Ромашка», «Подснежники».
Тема 4.3. « Панно»
Теория: Просмотр презентации и обсуждение представленных композиций из бисера,
выставка работ учащихся, беседа о тонкостях и особенностях работы с этим материалом,
повторение правил техники безопасности во время работы.
Практика: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета
цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.
Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление
элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других
предметов. «Стрекозы», «Черная смородина», «Клубничный рай».
Тема 4.4 «Животные. Объемные фигурки».
Практика: Технология изготовления объемных фигурок на проволоке. Техника
выполнения головы, туловища, крылышек, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.
Сборка фигурок. Фигурка «Петушок», «Цыпленок», «Кролик с морковкой», «Собака»,
«Дед Мороз» «Снегурочка».
Раздел 5. «Мир творческих детей».
Тема 5.1. Диагностика знаний, умений и навыков после первого года обучения.
Теория: Диагностика знаний, умений, навыков, приобретённых за первый год обучения.
Тема 5.2 Подготовка творческих работ к выставке.
Практика: Подготовка учащихся работ к выставке. Организация выставки лучших работ
учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Планируемые результаты первого года обучения.
Результаты обучения (предметные результаты)
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
•
виды и историю декоративно-прикладного творчества нашей страны;
•
правилами техники безопасности на занятиях;
•
приёмы и способы работы с различными материалами и инструментами,
обеспечивающими изготовление художественных поделок и элементов дизайна.
Уметь:
•
использовать разнообразные материалы и инструменты при изготовлении поделок;
•
пользоваться схемами и шаблонами;
•
составлять простейшие композиции.
Приобрести навыки:
•
чтения схем и инструкций;
•
правильного цветового подбора.
Результаты воспитательной деятельности
•
у учащихся сформируется чувство ответственности за начатое дело;
•
чувство трудолюбия, аккуратности в работе;
•
сформируется чувство взаимопомощи и уважения друг к другу, коллективизма
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
•
будет развит интерес, эмоционально-положительное отношение к
художественному ручному труду, готовность участвовать самому в создании
поделок;
•
будет развито образное мышление и творческое воображение, эстетическое
отношение к природному окружению своего быта;
•
будет развита мелкая моторика пальцев рук;
Методическое обеспечение первого года обучения
№ Название раздела,
п/п
темы
Формы
Приемы и
Дидактический
Форма
занятий
методы
материал,
подведения
техническое
итогов
оснащение
Введение в курс программы
Вводное занятие:
цели и план
работы, инструктаж
по технике
безопасности.
Объяснение,
Словесный,
Слайды,
беседа
наглядный
образцы
поделок.
Собеседование
Раздел 1. Введение в промысел
1 1.1. Диагностика
базовых знаний,
умений, навыков
детей.
Занятиевикторина
Словесный,
практический
Материалы для
ручного труда.
Дидактический
материал
Викторина
1.2. Беседа об
истории
возникновения и
использования
бисера и стекляруса
Словесный,
Рассказ
наглядный
Папки с
Собеседование
наглядным
материалом.
1.3 Бисер в
Теоретическое Метод контроля.
народном костюме.
занятие.
Музейная
экспозиция.
Собеседование
1.4. Сочетание
цветов в
украшениях из
бисера
Слайд-шоу
Тестирование
Игра.
Словесный.
Наглядный.
Раздел 2. Плетение. Плетение в одну нить
2 2.1.Ознакомление с Объяснение,
технологической
практическое
картой- схемой и
занятие.
видами плетения
Словеснонаглядный.
Образцы
Собеседование
украшений.
Презентация.
2.2 Плетение
простых цепочек
Объяснение,
Словесный.
Бисер и другие Анализ работ
практическая Практический. необходимые
работа.
принадлежности
2.3. Плетение
украшений
Объяснение, Репродуктивный.
2.4. Плетение
ажурной сетки
одной нитью.
Слайды,
практическое
занятие.
Словесный.
схемы, учебные
образцы
Объяснение,
Словесный.
Схемы,
практическая Практический.
работа.
бисер, нитка,
Анализ работ
Творческий
отчет
леска
Раздел 3. Плетение в две нити
3 3.1.Плетение в две
нити.
Ознакомление.
Объяснение,
практическое
занятие.
3.2.Плетение
Объяснение,
ажурной сетки
практическая
двумя нитями работа.
фенечки, браслеты.
Словесный,
практический
Словесный,
наглядный,
Схемы, бисер, Анализ работ
нитка, иголка.
Презентация.
Схемы, бисер,
нитка, иголка,
Творческий
отчет
практический образцы работ
Раздел 4. Плетение на проволоке
4 4.1. Сувениры из
бисера. Цветы,
животные
4.2.Бисерная
флористика
Объяснение,
показ,
творческая
работа.
Наглядный.
Практический.
Словесный.
Иллюстрации, Анализ работ
схемы, бисер
проволока,
леска
Объяснение, Репродуктивный Схемы, бисер
творческая
проволока,
работа
кашпо
Анализ работ
4.3.Панно
Объяснение, Репродуктивный, Схемы, бисер
показ,
частично –
проволока
творческая
поисковый
работа.
4.4. Животные.
Знаки зодиака
Объяснение,
практическая
работа.
Практический,
словесный,
наглядный
Анализ работ
Иллюстрации,
Выставка
работ
образцы работ
Схемы.
Раздел 5. Мир творческих детей
5 5.1. Диагностика
знаний, умений,
навыков после
первого года
обучения.
Теоретическое
занятие
Словесный.
5.2. Подготовка
Практическое
творческих работ к
занятие
выставке
Творческий
Тестовое
задание
Тестирование,
Стенды
Выставка
работ
анализ работ
Второй год обучения «Искусство бисероплетения»
Задачи:
Образовательные:
•
закрепление и расширение знаний и умений, полученные в ходе первого года
освоения образовательной программы;
•
совершенствование навыков, приемов и способов работы с бисером;
•
обучение правилам работы по инструкциям, чтение и зарисовка схем изделий;
•
соблюдение правил техники безопасности на занятиях.
Развивающие:
•
развитие коммуникативные способности детей;
•
Развитие художественного вкуса и творческих способностей.
Воспитательные:
•
воспитание навыков совместной работы в коллективе;
•
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
•
воспитание настойчивости в достижении цели.
Учебный план второго года обучения
№
Тема
Количество часов
Формы аттестации/
контроля
п/п
Всего
Теория
Практ.
Вводное занятие: план работы,
инструктаж по технике
безопасности.
1
1
Раздел 1 «Мы будущие
мастера»
1
1
Знай и уважай культуру
родного края.
1
1
-
Раздел 2 «Бисероплетение»
57
3
54
1
1
-
1.1
-
Викторина
2.1
Повторение изученного за
первый год обучения.
2.2
Плетение украшений на
основе простых цепочек.
2.3
Изготовление украшений
комбинированного
плетения
22
2
2.4
Изготовления композиции
8
-
8
2.5
Сувениры из бисера
34
2
32
Раздел 3 «Народные
промыслы. Монастырское
шитье»
34
6
28
2
-
2
2
3.1
Основы изготовления
сувенирных яиц.
3.2
Основы композиции
декоративного рисунка.
3.3
Изготовление сувенирных
яиц.
9
4
20
42
4
2
2
4.2.Вышивание картин.
38
-
38
Обсуждение, анализ
работ. Выставка работ
Раздел 5. «Мир творческих детей».
4.1
Творческий отчет,
выставка работ
26
4.1.Основные способы
шитья бисером.
Диагностика знаний,
умений и навыков после
второго года обучения.
Выставка работ
9
2
28
Раздел 4 Вышивание бисером
4
-
2
Собеседование
-
2
-
4.2
Подготовка творческих
работ к выставке.
Всего
-
6
14
130
136
Содержание учебного плана второго года обучения
Введение в курс программы
Теория: Вводное занятие: режим и план работы творческого объединения, инструктаж по
технике безопасности.
Раздел 1. «Мы будущие мастера»
Тема 1.1. Знай и уважай культуру родного края.
Теория: Викторина о традициях и быте Тамбовского края, народных промыслах нашего
региона, посещение краеведческого музея.
Раздел 2. «Бисероплетение»
Тема 2.1.Повторение изученного за первый год обучения
Теория: Диагностика знаний учащихся.
Тема 2.2. Плетение украшений на основе простых цепочек.
Теория: Анализ соединения простых цепочек в едином изделии.
Практика: Плетение простых цепочек, браслеты, «Голубая лента», «Золотые
треугольники», «Нежность». Подплетение к основной цепочке
Тема 2.3. Изготовление украшений комбинированного плетения.
Теория: Основные соединения разных видов плетения.
Практика: Плетение украшений: Колье «Уголки»,
колье «Кружевное», колье «Яблоневый цвет». «Воротник с «Цветами», колье
«Цыганское».
Тема 2.4.Изготовления композиции.
Практика: Технология параллельного и петельного плетения на проволочной основе при
создании композиций «С новым годом», «На даче». Разработка эскиза композиций,
подбор бисера, выполнение отдельных фрагментов, сборка персонажей композиций.
Тема 2.5.Сувениры из бисера.
Теория: Повторение принципов и особенностей параллельного плетения. Соединение
деталей изделия. Подбор цветовой гаммы.
Практика: Изготовление броши «Ветки барбариса», декоративных цветов «Ромашки,
Анютины глазки», «Хианадокса». Плетение объемных игрушек «Кошка и мышка»,
«Терьер с костью», «Корова», «Пингвин и рыбка», «Страус».
Раздел 3.«Народные промыслы. Монастырское шитье».
Тема 3.1. Основы изготовления сувенирных яиц.
Теория: История промысла. Особенности шитья. Презентация пасхальных яиц
оплетенных бисером.
Тема 3.2.Основы композиции декоративного рисунка.
Теория: Основы композиции узора в круге и овале. Понятие статики и динамики,
равновесия в композиции. Форма, объем, пропорция, цвет как средство выразительности
при составление узора для сувенирного яйца.
Практика: Этапы изготовления сувенирных яиц.
-плетение пояса
-плетение верхней полусферы
-плетение нижней полусферы
-оформление яйца
-оформление подставки.
Тема 3.3. Изготовление сувенирных яиц.
Теория: Выполнение индивидуальных эскизов декоративного рисунка.
Практика: Изготовление сувенирных яиц в соответствие с ранее установленными
этапами технологии: «Юбилейное», «Незабудки».
Раздел 4. «Вышивание бисером»
Тема 5.1. Основные способы шитья бисером.
а) счетная вышивка на канве: вышивание горизонтальными рядами, вышивание
вертикальными рядами.
б) вышивка «вприкреп».
в) вышивание крестом
Тема 4.2.Вышивание тематических картин. Теория: Разработка эскизов композиции и
цветового решения рисунка в зависимости от индивидуального набора материала.
Знакомство с алгоритмом выполнения.
Практика: Вышивка на основе рисунка. Контурное и сплошное шитьё.
Вышивание тематических картин
Раздел 5. «Мир творческих детей».
Теория: Диагностика знаний, умений и навыков после второго года обучения.
Практика: Подготовка учащимися работ к выставке.
Планируемые результаты второго года обучения
Результаты обучения (предметные результаты)
К концу второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
•
навыки, приемы и способы работы с бисером;
•
правила работы по инструкциям, чтения и зарисовки схем изделий;
•
правила техники безопасности на занятиях;
•
правила пользования различными инструментами и материалами;
•
правила и законы составления композиции применительно к конкретному
направлению декоративно-прикладного творчества;
Уметь:
•
выполнять эскиз изделия;
•
грамотно выбирать цветовую гамму;
•
пользоваться схемами и чертежами;
Приобрести навыки:
•
владения специальными понятиями и терминами;
•
простейших приемов конструирования изделий;
•
декоративного оформления творческих работ.
Результаты воспитательной деятельности
•
учащийся приобщится к совместной работе в коллективе;
•
сформирует чувство дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
•
сформирует настойчивость в достижении цели.
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
•
будут развиты коммуникативные способности учащегося;
•
будет развит художественный вкус и творческие способности.
Методическое обеспечение второго года обучения
№ Название раздела,
п/п
темы
Формы
Приемы и
Занятий
методы
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
Форма
подведения
итогов
Введение в курс программы
Вводное занятие:
план работы,
инструктаж по
технике
безопасности.
Объяснение,
Словесный,
беседа.
наглядный
Выставка творческих Собеседование
работ.
Раздел 1.Мы будущие мастера
1 1.1.Знай и уважай
культуру родного
края.
Рассказ,
беседа
Наглядный,
словесный
Выставка творческих
работ, музейная
экспозиция.
Викторина
Раздел 2. Бисероплетение
2 2.1.Повторение
изученного за
Беседа.
Викторина.
Словесный.
Наглядный.
Выставочная
экспозиция.
Собеседование
первый год
обучения.
2.2. Плетение
украшений на
основе простых
цепочек.
Беседа.
Словесный,
Практическая
работа.
практический.
Наглядноиллюстрационный
материал.
Материалы и
инструменты для
плетения
Анализ работ
2.3.Изготовления
Беседа.
Репродуктивный
Материалы и
Анализ работ
украшений
инструменты для
Практическая
комбинированного
плетения украшений.
работа
плетения.
2.4.Изготовления
композиции
Практическая Репродуктивный
работа
поисковый
2.5.Сувениры из
бисера.
Объяснение,
практическая
работа
Практический,
наглядный,
словесный
Схемы плетения,
Выставка работ
бисер, проволока
Схемы плетения,
бисер, проволока,
леска
Творческий
отчет.
Раздел 3. Народные промыслы.
Монастырское шитье
3 3.1.Основы
изготовления
сувенирных яиц.
Рассказ,
3.2.Основы
композиции
декоративного
рисунка.
Беседа.
3.3.Изготовление
сувенирных яиц.
беседа.
Практическая
работа.
Объяснение,
Практическая
работа.
Словесный.
Наглядный.
Иллюстрации,
выставка
творческих работ
Собеседование
Репродуктивный.
Словесный.
Схемы плетения,
цветовая гамма
бисера, нитка,
леска, игла,
ножницы.
Собеседование
Метод контроля.
Схемы плетения,
цветовая гамма
бисера, нитка,
леска, игла,
ножницы.
Творческий
отчет.
Раздел 4 Вышивание бисером
4 4.1.Основные
способы шитья
бисером.
Объяснение,
Словесный,
беседа
Наглядный.
4.2.Вышивание
тематических
картин.
Объяснение,
Репродуктивный. Схемы, бисер канва, Обсуждение,
пяльцы.
анализ работ.
практическое
занятие.
Схемы, материал и
инструменты для
работы.
Собеседование.
Выставка работ.
Раздел 5.Мир творческих детей
5 5.1.Диагностика
знаний, умений и
Теоретическое
занятие.
Письменный.
Карточки с
заданиями.
Тестирование.
навыков после
второго года
обучения.
5.2.Подготовка
работ к выставке.
Практическое
занятие
Творческий
Иллюстрации.
Выставочная
экспозиция
Выставка работ.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
С целью успешной реализации данной программы разработаны и оформлены:
календарный учебный график (для каждой группы учащихся), планы-конспекты занятий,
дидактические и оценочные материалы.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение.
Материалы, необходимые для одного ребенка 1 года обучения:
Бисер разной цветовой гаммы, стеклярус, рубка, бусины разных цветов.
Капроновая нить №40к одна катушка, леска 2м, тонкая проволока 8 метров, иглы
№10,№12 по 2 штуки каждой, альбом, простые, цветные карандаши, ластик, воск,
плоскогубцы, ножницы.
Материалы, необходимые для одного ребенка 2 года обучения:
Бисер разной цветовой гаммы, стеклярус, рубка, бусины, стразы разных цветов,
фурнитура для украшений, капроновая нить №40к, №50к одна катушка, леска , тонкая
проволока 8 метров, иглы №10, №12, №13 по 2 штуки каждой, альбом, простые, цветные
карандаши, ластик, воск, плоскогубцы, ножницы, пяльцы 1 штука, канва 1м , фоторамки.
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
•
светлое просторное помещение;
•
у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых
канцелярских принадлежностей;
•
расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии
может развиться близорукость;
•
кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и
незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий
для занятий;
•
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
•
аптечку с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Методическое обеспечение
- методические разработки по темам программы;
- подборка информационной справочной литературы;
- сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
- наглядные пособия по темам;
- образцы творческих работ;
- инструктаж последовательного выполнения работы;
- диагностические карты для определения уровня знаний, умений, навыков и творческих
способностей учащихся;
- видео и фотоматериалы.
Кадровое обеспечение
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного
образования в рамках его должностных обязанностей. В ходе реализации программы
возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей
детей.
Формы аттестации
- участие в конкурсах;
- выставка творческих работ;
- обсуждение оригинальности замысла и его воплощения, сравнение работ учащихся;
- защита творческих работ и проектов.
Формы отслеживания результатов освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Входной контроль (начальная диагностика) – собеседование, анкетирование.
Текущий контроль - беседа в форме «вопрос – ответ», беседы с элементами викторины,
контрольные задания, тестирование, творческий отчет.
Итоговый контроль (промежуточная и итоговая аттестация) – итоговая творческая
работа по теме, участие в муниципальных, зональных, областных и всероссийских
выставках, защита творческих проектов.
Оценочные материалы
Для определения достижения учащимися планируемых результатов в начале первого года
обучения проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков для второго года
обучения проводится диагностика сохранности знаний, умений и навыков учащихся. Для
выявления уровня освоения программы разработаны диагностические карты.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого учебного года, итоговая - в конце
второго года обучения. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в
форме викторины, тестовых заданий, практическую часть в виде самостоятельной
творческой работы.
Диагностические методики позволяют определить активность познавательной
деятельности, уровень самооценки, отслеживать личностные и творческие достижения
учащихся
Список литературы для педагога:
1.Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М.,2007.
2.Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 2017.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2015.
3.Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
4.Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2012
5.Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на
леске. – Ростов-на- Дону 2012.
6.Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Подарки из бисера. – Ростов-на- Дону
2014.
7.Коссова Т.Е. Цветы из бисера. Времена года. Садовые цветы. ООО «Издательство
Аделант», 2015г., 96 стр., полноцветная;
8.Котова И.Н., Котова А.С.Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие. –
СПБ. –ИД «МиМ», 2017
9.НизоваА.М.Великий – учитель природа.М.2018
10.И.Н.Наниашвили, А.Г.Соцкова Фантазии из бисера - Харьков: Книжный Клуб, 2017.
11.Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. –
Ростов-на- Дону 2015.
12.Татьянина, Т. И. Бисер .Чудо- фигурки–М.:Астрель;СПБ.:Полигон,2016. – 80 с.:ил
13.Федотова М., Валюх Г. «Цветы из бисера» Культура и традиции, 2016
ЧиоттиДонетелли «Бисер».Издательский дом 21-й, 2003
Литература для учащихся:
1.«Азбука бисероплетения», Санкт – Петербург «Корона принт», «Велена»,2017.
2.Бондарева Н.И.»Цветы из бисера» Ростов – на Дону «Феникс», 2015
3.Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2016.
4.Дюмина Г. «Умелица. Бисер». Издательство «Астрель», 2018
5.Журнал «Ксюша» для любителей рукоделия.
6.Лыднина Юлия «Техника кирпичный стежок», «Культура и традиции», 2015.
7.Ликсо Н.Л. Бисер. Уроки, приемы, схемы. ООО» Харвест», 2016
8.Носырева Т.Г. «Игрушки и украшения из бисера» Издательство Артель», 2016.
9.Смальникова Татьяна «Современный бисер» Издательство «Изограф», 2007
10.Ткаченко Т., Стародуб К., «Сказочный мир бисера»плетение на проволоке. Ростов – на
Дону «Феникс», 2017.
11.Татьянина, Т. И.Бисер.Наряды для кукол –М.:Астрель;СПБ.:Полигон,2016. – 80 с.:и
Календарно- тематическое планирование.1 год обучения
№ ур
ока
по
теме
Наименование разделов и
тем
Всего
часов
В том числе
Теор
практ
Введение 2 часа.
1-2
Организационные
требования к работе.
Инструктаж. Техника
безопасности на занятии.
«Введение в промысел»
2
2
8
3-4
История возникновения и
использования бисера и
стекляруса в России.
2
5-6
Бисер в народном костюме.
1
1
7-8
Сочетание цветов в
украшениях из бисера.
1
1
9-10
Подготовка бисера к работе.
Плетение. Плетение в одну нить
2
52
11-12
Ознакомление с
технологической картойсхемой и видами плетения.
Плетение простых цепочек
(бисер +стеклярус), (бисер +
бусины)
1
1
13-14
Плетение простых цепочек
1
1
15-16
Цепочка «зиг-заг»
2
17-18
Цепочка «крестик»
2
19-20
Цепочка « цветы»
2
21-22
Цепочка « цветы из восьми
лепестков»
2
23-24
Цепочка « мозаика»
2
25-26
Цепочка « мозаика»
2
27-28
Многорядная цепочка в
крестик
2
29-30
Многорядная цепочка в
крестик
2
31-32
Плетение украшений.
Цепочка « восьмерка»
2
Дата
провед
ения
Примечан
ие
33-34
Плетение украшений.
Цепочка « восьмерка»
2
35-36
Однорядная цепочка
« лесенка»
2
37-38
Однорядная цепочка
«лесенка»
2
39-40
Однорядная цепочка
«лесенка»
2
41-42
Плетение ажурной сетки
одной нитью. Цепочка
«соты»
2
43-44
Плетение ажурной сетки
одной нитью. Цепочка
«соты»
2
45-46
Плетение ажурной сетки
одной нитью. Цепочка
«соты»
2
47-48
Плетение украшений в
технике «соты»
2
49-50
Плетение украшений в
технике «соты»
2
51-52
Плетение украшения по
схеме.
2
53-54
Плетение украшения по
схеме.
2
55-56
Плетение украшения по
схеме.
2
57-58
Плетение украшения по
схеме.
2
59-60
Плетение украшения по
схеме.
2
61-62
Правила ухода за изделиями
из бисера
2
Плетение в две нити
14
63-64
Правила плетения на
станке. Выбор схемы
65-66
Плетение именного
браслета.
2
67-68
Плетение именного
браслета.
2
1
1
69-70
Плетение именного
браслета.
2
71-72
Плетение именного
браслета.
2
73-74
Плетение именного
браслета.
2
75-76
Правила крепления
концевиков. Застежка
2
Плетение на проволоке
54
77-78
Сувениры из бисера.
Материалы, инструменты
79-80
Техника «пупырышки»
2
81-82
Техника «лепестки»
2
83-84
Техника «веточки»
2
85-86
Техника «параллельное
плетение»
2
87-88
Техника «игольчатое
плетение»
2
89-90
Бисерная флористика.
Способы плетения.
91-92
Последовательное
петельное плетение
2
93-94
Центральное петельное
плетение
2
95-96
Круговое плетение
2
97-98
Изготовление деталей
сувенира
2
99100
Изготовление деталей
сувенира
2
101102
Панно. Сборка деталей в
единую композицию
103104
Оплетение бусин бисером
2
105106
Сборка деталей в единую
композицию
2
107108
Сборка деталей в единую
композицию
2
109110
Сборка деталей в единую
композицию
2
12
20
18
1
1
1
1
1
1
111112
Сборка деталей в единую
композицию
2
113114
Сборка деталей в единую
композицию
2
115116
Сборка деталей в единую
композицию
2
117118
Сборка деталей в единую
композицию
2
119120
Животные. Объемные
фигурки.
121122
Тематические фигурки.
Символ года
2
123124
Тематические фигурки.
Символ года
2
125126
Тематические фигурки.
Зоопарк
2
127128
Тематические фигурки.
Зоопарк
2
129130
Тематические фигурки.
Зоопарк
2
Мир творческих детей.
12
1
1
6
131132
Диагностика знаний,
умений и навыков после
первого года обучения.
133134
Подготовка творческих
работ к выставке.
2
135136
Подготовка творческих
работ к выставке.
2
Всего
2
136