Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
«Дополнительное образование детей»
Программа дополнительного образования театрально- музыкальной
направленности «Лукоморье» от 7-9 лет.
Направленность: художественная
Возраст обучающихся 7- 9 лет
Срок реализации 3 года
Автор программы
учитель начальных классов
Милова Кристина Викторовна
г. Углегорск
2024г.
Содержание программы
«Лукоморье»
1. Введение 2
2. Пояснительная записка 2 - 5
3. Содержание программы 5- 7
4. Учебно-тематический план 8- 31
5. Методическое обеспечение 32
6. Диагностические материалы 33-36
7. Материально-техническое оснащение 37
8. Список литературы 38
Введение
Программа «Лукоморье», является модифицированной общеразвивающей программой,
составленной на основе типовых программ дополнительного образования детей по театру:
«Детский музыкальный театр в школе» Маркедонова Сергея Аркадьевича, «Детский
музыкальный театр» Карнауховой Татьяны Александровны и на основе собственного опыта
работы в школе №2, курсовой подготовки, материалов периодической печати.
Пояснительная записка.
Учебная программа «Лукоморье» рассчитана на школьников
7-9 лет, с различным уровнем подготовки, где главным является желание ребёнка.
Образовательной областью данной программы является искусство. Искусство концентрирует
в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает
способность человека к творчеству. Искусство выступает одним из эффективных факторов
развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский
музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности духовной культуры является
одной из важных задач воспитательного процесса. Приобщение к искусству способствует
воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный
вкус. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский
музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма
предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов;
позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка; способствует
развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.
По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, а по
способу передачи информации – творческой.
Особенностью данной программы является то, что на первом месте стоит музыкальный
образ актёра, его вокальное исполнение, музыкальная интуиция, поэтому всё подчинено этой
концепции. С учётом разного стартового уровня, на основе индивидуального подхода с
учётом особенностей детей (индивидуальная работа с одарёнными и с дезадаптивными
детьми) темы программы могут варьироваться.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей
многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в
постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением
слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь
именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а
взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые
упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь
зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды,
ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа
имеет общекультурную направленность.
Новизна программы заключается в том, что здесь демонстрируется интеграция предметов
художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, а также в подборе
репертуара, который может корректироваться. Коррекции может подвергнуться и учебнотематический план. Каждый ребёнок одарён природой способностью творить, теми или иными
наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в
ребёнке эти способности.
В программе отражено своеобразие начального периода специальной подготовки с учётом
особенностей начального этапа освоения художественной профессии. «Школа» предполагает
поступательность в познавательной деятельности каждого ученика и всей группы, динамику и
последовательность в приобретении знаний.
В программные занятия обучающихся театральному искусству входят познания театра, основ
и особенностей русской сказки, путём собственной активности творческой деятельности
каждого обучающегося, повышения уровня художественного воспитания, способствующего
выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство, историю.
Теоретической основой материала служат учение Станиславского К.С.
В образовательном процессе применяются следующие педагогические технологии:
1.игровая, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приёмов организации
педагогического процесса в форме различных игр. Их основная цель-обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом
реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2.Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание
оптимальных условий для развития задатков и способностей воспитанников. Механизмом
реализации являются методы индивидуального подхода к обучающемуся.
3.Технология личностно-ориентированного обучения- организация воспитательного процесса
на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей индивидуального
развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику
образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой
личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу другого
человека.
4.Информационные технологии- технология, где используются компьютер, аудио-, видеосредства обучения.
5.Технология сотрудничества –профессиональное общение педагога с учащимися на
занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые
педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также на
другого рода психологическую оптимизации.
Использование перечисленных выше технологий характеризует целостный
образовательный процесс детского объединения и является формой организации
творчества детей.
Компетентность учащегося рассматривается как совокупность таких понятий, как
«подготовленность», «обученность», «воспитанность», что в итоге даёт положительный для
учащегося результат, т.е. данная личность всегда будет социализирована в обществе и им
востребована.
Цель:
•
развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через
овладение основами музыкального театра;
Задачи педагога дополнительного образования:
*обеспечение комфортной образовательной среды («ситуации успеха»);
*помощь в индивидуальном развитии;
*мотивация к познанию и творчеству;
*стимулирование творческой активности;
*развитие способностей к самообразованию;
*обеспечение преемственности содержания различных видов образования;
*содействие индивидуальному выбору обучающихся
Задачи по реализации программы:
1-ый год обучения.
•
Развивающая - развить внимательность, мышление, эстетический вкус, музыкальность
и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через этюды, упражнения,
театральные постановки – спектакли, развить артистические способности,
активизировать свою фантазию.
•
Обучающая – сформировать начальные навыки актерского мастерства.
•
Воспитывающая – воспитывать и формировать характер посредством народной
мудрости, воспитание нравственных чувств, понимание истинных духовных ценностей
посредством театрального искусства, воспитать чувство любви к родному краю, к
труду, чувство ответственности.
2 -ой год обучения.
•
Развивающая - развить внимательность, мышление, эстетический вкус, музыкальность
и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через этюды, упражнения,
театральные постановки – спектакли, развить артистические способности.
•
Обучающая – умение владеть певческим, игровым, танцевальным материалом.
•
Воспитывающая – воспитывать и понимать истинные духовные ценности посредством
театрального искусства.
3 -ий год обучения.
•
Развивающая -продолжать развивать внимательность, мышление, эстетический вкус,
музыкальность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через
этюды, упражнения, театральные постановки – спектакли, развивать артистические
способности.
•
Обучающая – продолжать совершенствоваться в умение владеть певческим, игровым,
танцевальным материалом.
•
Воспитывающая – продолжать воспитывать и формировать характер посредством
народной мудрости, воспитание нравственных чувств, понимание истинных духовных
ценностей посредством театрального искусства, воспитать чувство любви к родному
краю, к труду, чувство ответственности
Методы и формы.
Творческий метод – важнейший художественно-педагогический метод, определяющий
качественно – результативный показатель её практического воплощения.
Системный метод – направлен на достижении и целостности и единства всех составляющих
компонентов программы.
Метод сценического движения – умение держаться и двигаться на сцене, умелое владение
своим телом, голосом во время исполнения, раскрепощённость перед зрителем.
Форма учебных занятий – беседы, показ учителя, анализ.
Форма практических занятий – разучивание сценария, игр, танцев, песен.
Форма – итог – спектакль, который может быть итогом одной группы, а также двух групп.
Такая совместная работа позволяет младшим набираться опыта у старших, а старшим –
почувствовать себя в роли наставника, помощника и воспитателя.
Программа рассчитана на три года обучения детей 7-9 лет.
1-ый год обучения –4часа в неделю, группа до 15 учащихся,144 часа в год
2-ой год обучения – 4часа в неделю, группа до 15 учащихся, 144 часа в год.
3-ий год обучения – 4часа в неделю, группа до 15 учащихся, 144 часа в год.
Предусмотрены сводные репетиции - 1час в неделю, 36 часов в год
Дети, которые хотят продолжить своё дальнейшее обучение, посещают практические занятия
и участвуют в постановках новых спектаклей.
Программа базовой уровневой дифференциации.
Содержание программы.
В программу включена теоретическая часть (терминология, история сказки, особенности
песни) и практическая часть (разучивание игр, песен, танцев, сценариев). Всё это находит
свой выход в показе музыкальных спектаклей, мюзиклов.
Содержание первого года обучения включает в себя учение Станиславского К.С.
последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого
года ученики открыли для себя поведение (действие) как основной материал актёрского
мастерства.
Содержание второго года обучения по Станиславскому К.С. включает в себя
выразительность и яркость поведения как основу выступления актёра перед зрителем,
знакомство с технологией создания «характера» на сцене.
Методическим ключом к поурочному распределению материала является перечень умений и
навыков. Они составляют часть практического освоения материала, а понятийное его
освоение закрепляется в терминах.
Содержание третьего года обучения по Станиславскому К.С. включает в себя
импровизацию, расстановку своих акцентов и нахождение штрихов в образе.
Планируемый результат.
«Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не
в результате, а в самом процессе» (Л. С. Выготский).
Важно не столько то, что создадут дети, а важно, как они творят, упражняются в творческом
воображении, увлекаются художественным вымыслом, ставят себя в положение
вымышленных героев, активно включаются в их жизнь. Творческий процесс развивает
природные свойства и способности детей.
1- ый год обучения:
Знать:
- предлагаемые обстоятельства
- культуру восприятия замечаний
- правила поведения на сцене и в общественных местах
Уметь:
- управлять своим вниманием
- владеть навыками актёрского мастерства
- активизировать свою фантазию
- осмысливать поведение в собственных работах
- работать в коллективе
- различать разное поведение в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах
- владеть своим телом (пластика движения);
- уметь держаться на сцене;
- владеть певческим, игровым, танцевальным материалом
2- ой год обучения:
Знать:
- приёмы подготовки и выполнения этюдов
- правила словесного действия
- эмоциональное исполнение играемого образа;
- полное раскрепощение;
- точное интонирование музыкального материала.
Уметь:
- распределять себя в сценическом пространстве
- владеть и пользоваться словесными воздействиями
- анализировать свою работу и товарищей
- быть ответственными перед партнерами и зрителями
- выполнять домашнюю работу
- вносить коррективы в свое исполнение
- работать в «команде»
3- ий год обучения:
Знать:
-основы сценической грамоты
-понятия: драма, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка
-о конфликте в драматическом произведении;
-о характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
-о средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных
театрализованных празднествах;
Уметь:
-управлять интонацией голоса.
-применять полученные знания в практической деятельности.
– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения.
– создавать пластические импровизации на заданную тему; – сочинять индивидуальный или
групповой этюд на заданную тему.
-использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских
задач;
-самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от
спектакля к спектаклю;
Основными критериями прохождения программы являются:
1. Эмоциональный след от занятий, от творчества – удовлетворение, возрастающая
уверенность в своих силах, желание прийти в театр снова.
2. Качество полученных при выполнении программы знаний, умений и навыков:
- освоение сценического пространства;
- отношение к предмету;
- отношение к партнеру;
- внимание;
- самостоятельность идеи;
- общение,
- исполнительская культура;
3. Способность учиться и общаться, действовать в условиях творческого коллектива.
Способы отслеживания и фиксации результатов
Вводный (первичный) контроль проводится при работе по данной программе на первых
занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей.
Он может быть в форме собеседования, предварительного прослушивания. (приложениетаблицы№1,№2,№3)
Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы в
форме зачётных занятий.(творческие этюды)
Оптимальным вариантом итогового контроля могут стать конкурсы, тематические открытые
мероприятия, фестивали, спектакли.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№
Разделы, темы
Всего
Теория
Практика
2
2
1
Введение
4
2
Постановка голоса
10
10
3
Сценическая речь
10
10
4
Театральный материал
50
5
Концертная практика
4
6
Актёрские задачи
14
22
28
4
8
6
7
Индивидуальная работа
54
54
Итого: 144 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№
Разделы, темы
Всего
Теория Практика
2
1
Введение
2
2
Постановка голоса
24
24
3
Сценическая речь
18
18
4
Театральный материал
48
5
Концертная практика
8
6
Актёрские задачи
24
Индивидуальная работа
20
7
8
40
8
8
16
20
Итого: 144 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№
Разделы, темы
Всего
Теория Практика
2
1
Введение
4
2
Постановка голоса
20
20
3
Сценическая речь
20
20
4
Театральный материал
40
5
Концертная практика
8
8
6
Актёрские задачи
26
26
Индивидуальная работа
26
26
7
4
2
36
Итого: 144 часа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СВОДНЫХ РЕПЕТИЦИЙ
№
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
1
Введение
1
1
2
Театральный материал
14
14
3
Музыкальный материал
7
7
4
Сценическая речь
6
18
5
Концертная практика
4
4
6
Постановка голоса.
4
13
Итого: 36часов.
Тематическое планирование занятий по музыкальному театру 1–ого года обучения на
2024– 2025уч.г. (144 часов).
№
Уро
Тема
Кол.
Часов
т
ка
п
I триместр
1
Знакомство с правилами техники безопасности Занятие по ПДД
2
Введение.
2
Введение. Что такое театр?
3
Индивидуальная работа Игры по развитию внимания («Имена»,
«Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Эхо»,
2
4
Постановка голоса. Значение поведения в актёрском искусстве.
2
5
Театральный материал. Отработка сценического этюда
«Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
2
6
Индивидуальная работа. Развитие координации.
Совершенствование осанки и походки.
2
7
Сценическая речь.
2
8
Индивидуальная работа
2
9
Индивидуальная работа
2
10
Театральный материал. Знакомство со структурой театра, его
основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник,
гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии
театра…»
11
Индивидуальная работа
12
Театральный материал. Целесообразность поведения.
2
13
Актёрские задачи. Подготовка к спектаклю.
2
14
Индивидуальная работа
2
15
Постановка голоса.
2
16
Индивидуальная работа
2
2
2
2
17
Театральный материал. Органичность поведения, движения на
сцене.
18
Индивидуальная работа
2
19
Индивидуальная работа
2
20
Театральный материал. Техника грима. Гигиена грима и
технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.
2
21
Театральный материал. Знакомство со сценарием сказки в стихах
2
22
Индивидуальная работа
23
Театральный материал. Распределение ролей с учетом пожелания
юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли
(внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по
ролям.
24
Постановка голоса.
2
2
2
2
II триместр
25
Театральный материал. Обсуждение предлагаемых обстоятельств,
особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение
декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального
сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов
несложных декораций и костюмов.
26
Театральный материал. Отработка ролей. (Работа над мимикой при
диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
2
27
Индивидуальная работа
2
28
Сценическая речь..
2
29
Театральный материал. Разучивание музыкального сопровождения
к сценарию сказки.
2
30
Индивидуальная работа
2
31
Актёрские задачи.
32
Театральный материал. Игры по развитию языковой догадки
(«Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую
половину», «Творческий подход», «По первой букве»,
«Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких –
одна»
2
33
Индивидуальная работа
2
34
Индивидуальная работа
2
35
Театральный материал. Значение подробностей в искусстве.
36
Концертная деятельность.
2
37
Сценическая речь.
2
38
Индивидуальная работа
2
39
Театральный материал. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку,
собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
2
40
Актёрские задачи.
41
Индивидуальная работа
2
2
2
2
2
42
Театральный материал. Связь словесных действий с
бессловесными элементами действия.
43
Актёрские задачи..
2
44
Индивидуальная работа
2
45
Театральный материал. Сценический этюд «Скульптура».
Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие».
Сценические этюды по группам: «Очень большая картина»,
«Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
2
46
Театральный материал. Сценические этюды. Шумное оформление
по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.
2
47
Индивидуальная работа
2
48
Театральный материал. Тренировка ритмичности движений.
Упражнения с мячами.
2
2
IIIтриместр
49
Постановка голоса. Бессловесные элементы действия, проведения
праздников.
2
50
Индивидуальная работа
2
51
Театральный материал. Словесное воздействие на подтекст. Речь и
тело (формирование представления о составлении работы тела и
речи; подтекст вскрывается через пластику).
2
52
Актёрские задачи..
2
53
Индивидуальная работа
2
54
Театральный материал. Развитие наблюдательности. (На основе
своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер
человека, его отношение к окружающему миру).
2
55
Актёрские задачи..
2
56
Индивидуальная работа
2
57
Театральный материал. Шутливые словесные загадки на развитие
внимания, расширения словарного запаса.
2
58
Театральный материал. Работа над органами артикуляции, дикции
и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование
звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над
пословицами и скороговорками).
2
59
Индивидуальная работа
2
60
Постановка голоса.
2
61
Актёрские задачи..
2
62
Индивидуальная работа
2
63
Театральный материал. Работа над образом. Анализ мимики лица.
Прически и парики.
2
64
Театральный материал. Оговаривание предлагаемых
обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на
сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального
сопровождения.
2
65
Индивидуальная работа
2
66
Театральный материал. Репетиция пантомимных движений.
Изготовление афиш.
2
67
Сценическая речь.
2
68
Индивидуальная работа
2
69
Театральный материал. Показать сценический этюд «Диалог –
звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свиньякорова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака –
маленькая собака)
2
70
Актёрские задачи..
2
71
Индивидуальная работа
2
72
Концертная деятельность.
2
Тематическое планирование занятий по музыкальному театру 2–ого
года обучения на 2025– 2026уч.г. (144часов).
№ урока
1
Тема
Кол.
Часо
Iтриместр
т
Знакомство с правилами техники безопасности Занятие по ПДД
2
п
Введение.
2
Индивидуальная работа /Драматургический материал как канва для выбора логики
поведения (действия).
3
Театральный материал
4
Постановка голоса.
2
5
Актёрские задачи. Постановка голоса.
2
6
Театральный материал. Работа над ролью в отрывке.
7
Индивидуальная работа
2
8
Сценическая речь.
2
9
Актёрские задачи. Актёр и его роль.
10
Индивидуальная работа Проявление характера персонажа в общении.
2
11
Театральный материал
2
12
Индивидуальная работа.
2
13
Актёрские задачи. Постановка голоса. Борьба как условие сценической
выразительности.
2
14
Индивидуальная работа
2
2
2
2
2
15
Актёрские задачи. Параметры общения, подготовка общешкольных праздников.
16
Постановка голоса.
17
Актёрские задачи. Индивидуальная работа.
18
Актёрские задачи.
19
Театральный материал
20
Постановка голоса. Исполнительская техника и её роль в работе артиста.
2
21
Театральный материал.
2
22
Сценическая речь.
2
23
Актёрские задачи. Работа над ролью в спектакле, проведение праздников.
24
Сценическая речь.
2
2
2
2
2
2
2
IIтриместр
25
Театральный материал
26
Концертная деятельность. Импровизация в работе актёра.
2
27
Сценическая речь. Актёрские задачи. Специфика работы актёра перед зрителем.
2
28
Театральный материал
2
29
Сценическая речь.
2
30
Постановка голоса. Мизансцены в спектакле.
2
31
Индивидуальная работа. Теоретическое обобщение пройденного материала,
праздники.
2
32
Сценическая речь.
2
33
Актёрские задачи.
2
34
Театральный материал. Анализ учащимися своей работы и работы товарищей в
учебном спектакле, подготовка праздников.
2
35
Концертная деятельность.
2
36
Концертная деятельность.
2
37
Постановка голоса. Работа над упражнениями направленными на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
2
38
Театральный материал. Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
2
39
Актёрские задачи. Игры со словами, развивающие связную образную речь.
(«Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему
гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и
оправдание»).
2
40
Театральный материал. Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».
2
41
Сценическая речь.Испытание пантомимой.
2
42
Постановка голоса. Тренировка ритмичности движений.
2
43
Театральный материал. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает».
(«Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
2
44
Театральный материал. Совершенствование осанки и походки.
2
2
45
Театральный материал. Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление
пантомимического этюда «Ожившая картина».
2
46
Сценическая речь.Значение подробностей в искусстве.
2
47
Театральный материал.
2
48
Театральный материал. Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в
самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С.
Станиславский)
2
IIIтриместр
49
Сценическая речь.Сценические этюды на воображение.
2
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
50
Театральный материал. Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей
двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
2
51
Театральный материал. Постановка голоса. Работа над упражнениями,
развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).
2
52
Техника грима. Светотень.
2
53
Театральный материал. О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка
глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.
2
54
Постановка голоса. Анализ мимики своего лица.
2
55
Театральный материал. Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А.
Крылова. Сценические этюды.
2
56
Театральный материал. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением. Изготовление масок, декораций.
2
57
Театральный материал. Культура речи как важная составляющая образ человека,
часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые
ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.
2
58
Театральный материал. Нормы общения и поведения: поведение на улице, в
транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся.
Сценические этюды.
2
59
Актёрские задачи. Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести.
Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.
2
60
Театральный материал. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей
поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов,
музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.
2
61
Постановка голоса. Репетиция отдельных эпизодов.
2
62
Театральный материал. Пантомимический этюд – тень
2
63
Актёрские задачи. Психологический автопортрет. (Составление подробной
психологической самохарактеристики).
2
64
Постановка голоса. Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение
ситуаций.
2
65
Театральный материал. Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная»
викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).
2
66
Актёрские задачи. Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста
2
67
Театральный материал. Музыкальный материал
2
68
Постановка голоса.
2
69
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным
сопровождением.
2
70
Премьера спектакля.
2
71
Анализ выступления.
2
72
Обзор по всему году
2
Тематическое планирование занятий по музыкальному театру 3–его года обучения на
2026– 2027уч.г. (144часов).
№
Тема
Кол.
Часов
т
п
I триместр
1
Знакомство с правилами техники безопасности Занятие по ПДД
2
Введение.
2
Введение. Драматургический материал как канва для выбора
логики поведения (действия).
3
Сценическая речь.
2
4
Постановка голоса. Значение поведения в актёрском искусстве.
2
5
Постановка голоса. Работа над ролью в отрывке.
2
6
Индивидуальная работа
2
7
Сценическая речь.
2
8
Актёрские задачи.
2
9
Постановка голоса.
2
10
Актёрские задачи.
2
11
Индивидуальная работа
2
12
Театральный материал. Целесообразность поведения.
2
13
Актёрские задачи. Подготовка к спектаклю.
2
14
Индивидуальная работа
2
15
Постановка голоса.
2
16
Сценическая речь.
2
17
Театральный материал. Органичность поведения, движения на
сцене.
18
Сценическая речь.
2
19
Индивидуальная работа. Проявление характера персонажа в
общении.
2
2
2
2
20
Театральный материал. Создатели спектакля: писатель, поэт,
драматург.
2
21
Постановка голоса.
2
22
Театральный материал. Борьба как условие сценической
выразительности.
2
23
Концертная деятельность.
2
24
Концертная деятельность.
2
II триместр
25
Театральный материал. Язык жестов.
2
26
Постановка голоса.
2
27
Индивидуальная работа
2
28
Сценическая речь..
2
29
Театральный материал. Дикция. Упражнения для развития
хорошей дикции.
2
30
Постановка голоса.
2
31
Актёрские задачи. Актёр и его роль.
2
32
Театральный материал. Интонация.
2
33
Индивидуальная работа
2
34
Постановка голоса.
2
35
Театральный материал. Значение подробностей в искусстве.
2
36
Театральный материал. Темп речи.
2
37
Сценическая речь.
2
38
Постановка голоса.
2
39
Театральный материал. Рифма.
2
40
Актёрские задачи. Параметры общения, подготовка
общешкольных праздников.
2
41
Индивидуальная работа Актёрские задачи.
2
42
Театральный материал. Связь словесных действий с
бессловесными элементами действия.
2
43
Актёрские задачи..
2
44
Сценическая речь.
2
45
Театральный материал. Искусство декламации.
2
46
Театральный материал. Исполнительская техника и её роль в
работе артиста.
2
47
Сценическая речь.
2
48
Актёрские задачи.
2
IIIтриместр
49
Постановка голоса. Бессловесные элементы действия,
проведения праздников.
2
50
Индивидуальная работа
2
51
Театральный материал. Диалог. Монолог.
2
52
Актёрские задачи. Работа над ролью в спектакле, проведение
праздников.
2
53
Сценическая речь.
2
54
Театральный материал. Импровизация.
2
55
Индивидуальная работа
2
56
Сценическая речь.
2
57
Театральный материал. Художественный образ.
2
58
Театральный материал. Импровизация в работе актёра
2
59
Индивидуальная работа
2
60
Актёрские задачи.
2
61
Индивидуальная работа
2
62
Актёрские задачи.
2
63
Театральный материал. Специфика работы актёра перед
зрителем.
64
Театральный материал. Скороговорка.
2
65
Индивидуальная работа
2
66
Индивидуальная работа Постановка голоса.
2
67
Актёрские задачи.
2
68
Индивидуальная работа Подготовка выпускного спектакля
2
69
Театральный материал. Теоретическое обобщение пройденного
материала, праздники.
2
70
Актёрские задачи. Мизансцены в спектакле.
2
71
Концертная деятельность.
2
72
Концертная деятельность. Подведение итогов.
2
1
1
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа
«Лукоморье»
Грация
(базовый уровень)
Год обучения 1
Группа:1
№ п/п
Месяц
Число
Вре
мя
проведения
1/2
Сентябрь
4
14.05-14.50
15.0015.45
Форма
занятия
Кол.
Тема занятий
ча
сов
беседа
2
I триместр
Место
проведен
Знакомство с правилами
техники безопасности
Занятие по ПДД
Введение.
3/4
Сентябрь
6
14.05-14.50
практика
2
Введение. Что такое
театр?
практика
2
Индивидуальная работа
Игры по развитию
внимания («Имена»,
«Цвета», «Краски»,
«Садовник и цветы»,
«Эхо»,
практика
2
Постановка голоса.
Значение поведения в
актёрском искусстве.
анализ
2
Театральный материал.
Отработка сценического
этюда «Обращение»
(«Знакомство»,
«Пожелание»,
«Зеркало»).
практика
2
Индивидуальная работа.
Развитие координации.
Совершенствование
осанки и походки.
практика
2
Сценическая речь.
анализ
2
Индивидуальная работа
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Знакомство со
структурой театра, его
основными
профессиями: актер,
15.0015.45
5/6
Сентябрь
11
14.05-14.50
15.0015.45
7/8
Сентябрь
13
14.05-14.50
15.0015.45
9/10
Сентябрь
18
14.05-14.50
15.0015.45
11/12
Сентябрь
20
14.05-14.50
15.0015.45
13/14
Сентябрь
25
14.05-14.50
15.0015.45
15/16
Сентябрь
27
14.05-14.50
15.0015.45
17/18
Октябрь
2
14.05-14.50
15.0015.45
19/20
Октябрь
4
14.05-14.50
15.0015.45
режиссер, сценарист,
художник, гример.
Отработка сценического
этюда «Уж эти
профессии театра…»
21/22
Октябрь
9
практика
2
Индивидуальная работа
14.05-14.50
беседа
2
15.00-
практика
Театральный материал.
Целесообразность
поведения.
практика
2
Актёрские задачи.
Подготовка к спектаклю.
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Постановка голоса.
практика
2
Индивидуальная работа
анализ
2
Театральный материал.
Органичность поведения,
движения на сцене.
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Техника грима. Гигиена
грима и технических
14.05-14.50
15.0015.45
23/24
Октябрь
11
15.45
25/26
Октябрь
16
14.05-14.50
15.0015.45
27/28
Октябрь
18
14.05-14.50
15.0015.45
29/30
14.05-14.50
15.0015.45
31/32
Октябрь
23
14.05-14.50
15.0015.45
33/34
Октябрь
25
14.05-14.50
15.0015.45
35/36
Октябрь
30
14.05-14.50
15.0015.45
37/38
Ноябрь
1
14.05-14.50
15.0015.45
39/40
Ноябрь
6
14.05-14.50
средств в гриме. Приемы
нанесения общего тона.
15.0015.45
41/42
Ноябрь
8
14.05-14.50
практика
2
Театральный материал.
Знакомство со
сценарием сказки в
стихах
анализ
2
Индивидуальная работа
спектакль
2
Театральный материал.
Распределение ролей с
учетом пожелания юных
артистов и соответствие
каждого из них
избранной роли
(внешние данные,
дикция и т.п.).
Выразительное чтение
сказки по ролям.
спектакль
2
Постановка голоса.
практика
2
Театральный материал.
Обсуждение
предлагаемых
обстоятельств,
особенностей поведения
каждого персонажа на
сцене. Обсуждение
декораций, костюмов,
сценических эффектов,
музыкального
сопровождения. Помощь
«художникам» в
подготовке эскизов
несложных декораций и
костюмов.
практика
2
Театральный материал.
Отработка ролей.
(Работа над мимикой при
диалоге, логическим
ударением, изготовление
декораций)
практика
2
Индивидуальная работа
15.0015.45
43/44
Ноябрь
13
14.05-14.50
15.0015.45
45/46
Ноябрь
15
14.05-14.50
15.0015.45
47/48
Ноябрь
20
14.05-14.50
15.0015.45
49/50
Ноябрь
22
14.05-14.50
15.0015.45
51/52
Ноябрь
27
14.05-14.50
15.0015.45
53/54
Ноябрь
29
14.05-14.50
15.00-
15.45
55/56
Декабрь
4
14.05-14.50
практика
2
II триместр
Сценическая речь..
15.0015.45
57/58
Декабрь
6
14.05-14.50
анализ
2
Театральный материал.
Разучивание
музыкального
сопровождения к
сценарию сказки.
практика
2
Индивидуальная работа
анализ
2
Актёрские задачи.
практика
2
Театральный материал.
Игры по развитию
языковой догадки
(«Рифма», «Снова ищем
начало», «Наборщик»,
«Ищем вторую
половину», «Творческий
подход», «По первой
букве», «Литературное
домино или домино
изречений», «Из
нескольких – одна»
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Значение подробностей
в искусстве.
практика
2
Концертная
деятельность.
15.0015.45
59/60
Декабрь
11
14.05-14.50
15.0015.45
61/62
Декабрь
13
14.05-14.50
15.0015.45
63/64
Декабрь
18
14.05-14.50
15.0015.45
65/66
Декабрь
20
14.05-14.50
15.0015.45
67/68
Декабрь
25
14.05-14.50
15.0015.45
69/70
Декабрь
27
14.05-14.50
15.0015.45
71/72
Январь
10
14.05-14.50
15.00-
15.45
73/74
Январь
15
14.05-14.50
практика
2
Сценическая речь.
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Беспредметный этюд
(вдеть нитку в иголку,
собирать вещи в
чемодан, подточить
карандаш лезвием и т.п.)
анализ
2
Актёрские задачи.
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Связь словесных
действий с
бессловесными
элементами действия.
анализ
2
Актёрские задачи..
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Сценический этюд
«Скульптура».
Сценические этюды в
паре : «Реклама»,
«Противоречие».
Сценические этюды по
группам: «Очень
большая картина»,
15.0015.45
75/76
Январь
17
14.05-14.50
15.0015.45
77/78
Январь
22
14.05-14.50
15.0015.45
79/80
Январь
24
14.05-14.50
15.0015.45
81/82
Январь
29
14.05-14.50
15.0015.45
83/84
Январь
31
14.05-14.50
15.0015.45
85/86
Февраль
5
14.05-14.50
15.0015.45
87/88
Февраль
7
14.05-14.50
15.0015.45
89/90
Февраль
12
14.05-14.50
15.0015.45
«Абстрактная картина»,
«натюрморт», «Пейзаж».
91/92
Февраль
14
14.05-14.50
практика
2
Театральный материал.
Сценические этюды.
Шумное оформление по
текстам, деление на
группы, составление
сценических этюдов.
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Тренировка ритмичности
движений. Упражнения с
мячами.
анализ
2
Постановка голоса.
Бессловесные элементы
действия, проведения
праздников.
15.0015.45
93/94
Февраль
19
14.05-14.50
15.0015.45
95/96
Февраль
21
14.05-14.50
15.0015.45
97/98
Февраль
26
14.05-14.50
15.0015.45
99/100
Февраль
28
14.05-14.50
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
IIIтриместр Театральный
материал. Словесное
воздействие на подтекст.
Речь и тело
(формирование
представления о
составлении работы
тела и речи; подтекст
вскрывается через
пластику).
практика
2
Актёрские задачи..
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Развитие
наблюдательности. (На
основе своих
наблюдений показать
этюд. Понять и
воспроизвести характер
человека, его отношение
к окружающему миру).
практика
2
Актёрские задачи..
практика
2
Индивидуальная работа
анализ
2
Театральный материал.
Шутливые словесные
загадки на развитие
внимания, расширения
словарного запаса.
практика
2
Театральный материал.
Работа над органами
артикуляции, дикции и
15.0015.45
101/102
Март
5
14.05-14.50
15.0015.45
103/104
Март
7
14.05-14.50
15.0015.45
105/106
Март
12
14.05-14.50
15.0015.45
107/108
Март
14
14.05-14.50
15.0015.45
109/110
Март
19
14.05-14.50
15.0015.45
111/112
Март
21
14.05-14.50
15.0015.45
113/114
Март
28
14.05-14.50
15.0015.45
115/116
Март
26
14.05-14.50
15.00-
знакомство с нормами
орфоэпии. (Повторение
букв, чередование
звонких и согласных,
сочетание с гласными;
работа над пословицами
и скороговорками).
15.45
117/118
Март
28
14.05-14.50
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Постановка голоса.
практика
2
Актёрские задачи..
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Работа над образом.
Анализ мимики лица.
Прически и парики.
практика
2
Театральный материал.
Оговаривание
предлагаемых
обстоятельств,
особенностей поведения
каждого персонажа на
сцене. Обсуждение
декораций, костюмов,
музыкального
сопровождения.
практика
2
Индивидуальная работа
практика
2
Театральный материал.
Репетиция пантомимных
движений. Изготовление
афиш.
15.0015.45
119/120
Апрель
2
14.05-14.50
15.0015.45
121/122
Апрель
4
14.05-14.50
15.0015.45
123/124
Апрель
9
14.05-14.50
15.0015.45
125/126
Апрель
11
14.05-14.50
15.0015.45
127/128
Апрель
16
14.05-14.50
15.0015.45
129/130
Апрель
18
14.05-14.50
15.0015.45
131/132
Апрель
23
14.05-14.50
15.0015.45
133/134
Апрель
25
14.05-14.50
практика
2
Сценическая речь.
практика
2
Индивидуальная работа
анализ
2
Театральный материал.
Показать сценический
этюд «Диалог –
звукоподражание и
«разговор» животных.
(Курица – петух, свиньякорова, лев-баран,
собака – кошка, две
обезьяны, большая
собака – маленькая
собака)
практика
2
Актёрские задачи..
спектакль
2
Индивидуальная работа
спектакль
2
Концертная
деятельность.
15.0015.45
135/136
Май
2
14.05-14.50
15.0015.45
137/138
Май
7
14.05-14.50
15.0015.45
139/140
Май
14
14.05-14.50
15.0015.45
141/142
Май
16
14.05-14.50
15.0015.45
143/144
Май
21
14.05-14.50
15.0015.45
Тематическое планирование сводных репетиций по музыкальному театру на 36 часов.
№ п/п
Тема
Кол. часов
теор.
Вводное занятие. 1 триместр
пр.
1
1
Выбор театрального материала
2
Прочтение сценария. Определение цели и задачи спектакля.
1
3
Обсуждение костюмов. Сюжетные линии.
1
4
Распределение ролей. Сцены
1
5
Работа над ролью. Музыкальный материал.
1
6
Скороговорки. Театральный материал.
1
7
Танцевальный движения.
1
Работа в дуэтах.
8
Жесты, мимика. Импровизация.
1
9
Музыкальный материал. Работа по ролям.
1
10
Музыкальный материал. Работа над интонацией.
1
11
Скороговорки. Чистоговорки.
1
12
Театральный материал. Жесты, мимика. 2 триместр
1
13
Воздействие эмоций на партнёра. Подготовка новогодней сказки.
1
14
Обработка сцен. Музыкальный материал.
1
15
Финал сказки. Танцевальный движения.
1
16
Обсуждение новогодних костюмов. Работа над сценами.
1
17
Отработка ключевых моментов. Показы сказки.
1
18
Обсуждение пройденного за первое полугодие. Работа над речью
1
19
Сценическая речь. Театральный материал.
1
20
Работа над сценами . Музыкальный материал.
1
21
Скороговорки. Театральный материал.
1
22
Работа в сценах. Этюды.
1
23
Музыкальный материал. Актёрские задачи
1
24
Подготовка к конкурсу. Конкурс. 3 триместр
1
25
Работа над ролью. Сценическая речь.
1
26
Постановка голоса. Музыкальный материал.
1
27
Театральный материал. Костюмы.
1
28
Музыкальные сцены. Работа в дуэтах.
1
29
Скороговорки. Жесты, мимика.
1
30
Театральный материал. Специфика работы актёра перед зрителем.
1
31
Постановка голоса. Музыкальный материал.
1
32
Театральный материал. Мизансцены.
1
33
Сценическая речь. Чистоговорки.
1
34
Показы мюзикла.
1
35
Обзор за второе полугодие.
1
36
Заключительное занятие. Спектакль.
1
Методическое обеспечение.
1.Программа
2.Нотный материал.
3.Сценарии
4. Книга сказок
Примерный репертуар 1-го года обучения.
1. «Теремок» - театрализованное представление.
2. «Колобок» - музыкальная сказка.
3. «Маша и медведи» - музыкальная сказка.
4. «Волк и семеро козлят» - музыкальная сказка.
Примерный репертуар 2-го года обучения.
1. «Царевна – лягушка» - музыкальная сказка.
2. «Щелкунчик» - мюзикл.
3. «Сказка о попе и работнике Балде» - мюзикл.
4. «Сказ о Марфе и Вареньке»
Примерный репертуар 3-го года обучения.
1. «Кот в сапогах» - музыкальная сказка.
2. «Кошки» -мюзикл
3. «Муха – Цокотуха» - мюзикл.
4. «Пеппи Длинный чулок» -мюзикл
Диагностический материал
Таблица 1
Компоненты развития музыкально-творческих способностей детей школьного возраста
и критерии их оценки
Компоненты музыкальнотворческих способностей
Критерии оценки компонентов музыкальнотворческих способностей
I. Музыкальный слух.
1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство
лада. 2. Владение широким диапазоном голоса (не
менее 6-7 звуков). 3. Слуховое внимание.
II. Сценическая речь.
1.Чистое произношение чистоговорок
2.Быстрое произношение скороговорок
III. Чувство ритма.
Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Актёрское мастерство
Наличие мимики, жестов, движения. Их гармоническое
сочетание в образе.
V. Творческие навыки.
1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. 2.
Умение образно мыслить и передавать свои чувства в
разных видах музыкальной деятельности (пении,
движении, игре на музыкальных инструментах)
различными выразительными средствами.
____________________
VI. Знание терминологии
Объяснить театральные термины: театр, актёр,
режиссёр, сценарий, декорации, реквизит.
Таблица 2
Уровни развития компонентов музыкально-творческих способностей
Компоненты
Уровни развития
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Музыкальный
слух
чистое
интонирование
мелодической
линии;
правильное интонирование отдельных отрывков;
улучшение
показателей после
повторного показа;
нечистое интонирование
мелодической линии;
Сценическая речь
чистое и быстрое
произношении
не совсем чистое и
быстрое
произношение
Есть дефекты речи
Чувство ритма
четкая, точная
передача
ритмического
рисунка.
передача
отдельных
элементов
ритмического
рисунка;
нет точности передачи
ритмического рисунка;
нет улучшений
показателей после
повторного показа.
улучшение показателей после повторного показа
Актёрское
мастерство
достаточный запас
танцевальных
движений;
ограниченный запас
танцевальных
движений;
отсутствие запаса
танцевальных дви-жений
Творческие
навыки
умение быстро
перевоплотиться в
образ
неточное
воспроизведение
образа
отсутствие навыка
перевоплощение в образ
Знание
терминологии
владеет
не совсем владеет
не владеет
Критерии и уровни оценки развития музыкально-творческих способностей детей по
группам
Входной (первичный) контроль
Задание 1 - выявить наличие у детей развитого мелодического слуха.
(исполнение русской народной песни).
Задание 2 - определить на сколько чиста, внятна речь
(чистое произношение, быстрота речи).
Задание 3 - выявить наличие у ребенка точности воспроизведения ритмической
фигуры. (задаётся определённый ритм ногами или руками, который нужно
повторить)
Задание 4 - определить наличие артистизма у детей.
(изобразить животных, без слов передать эмоции).
Задание 5 - выявить наличие у детей творческих
навыков, умение сочинить мелодию и ритмический
рисунок на заданный текст.
(даётся четверостишие На Руси уж так идёт,
что талантливый народ
сам себе и жнец и швец
и на ложачках игрец.
Задание 6 - определить наличие знаний по театральной терминологии.
Таблица 3
Критерии и уровни оценки развития музыкально-творческих способностей детей по
группам
Фамилия, имя
Критерии оценки
Результаты
уровня готовности
диагностики
Музыкальный
слух
Сценическая
речь
Чувство
ритма
Актёрское
мастерство
Творческие
навыки
Знание
терминологии
обучающегося
каждый критерий оценивается по 5 бальной системе
23 – 30 баллов – высокий уровень
14 – 22 баллов – средний уровень
6 – 13 баллов – низкий уровень
Всего аттестовано __обучающихся
Из них высокий уровень имеют __обучающихся
достаточный уровень имеют __обучающихся
средний уровень имеют __обучающихся
низкий уровень имеют ___обучающихся
Баллы
Уровень
Материально обеспечение.
1. Трещотки, гармошка, балалайка, свистульки.
2. Пианино.
3. Магнитофон.
4. Аудизаписи.
5. Русские народные костюмы.
1. Микшер
1. Компьютер
2. Микрофоны
3. Синтезатор
4. Колонки
5. Мультимедийный экран
6. Русские народные сказки.
12. Проектор
13. Экран
Основополагающая литература педагога:
1.Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
2.Уланова В. На уроке театра//Искусство в школе.-1994. – №2.-с.45.
3.Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. М.,-2003.
4.Васнецов В. Всесторонне развитие личности и виды искусства. – М.,1966
5.Безымянная О. Школьный театр. – М.,1998.
6.Маркидонов С.А. Методика музыкально- театральной работы. – М.,2001.
7.Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.,1981.
8.Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., -1972
9.Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
10.Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры -занятия. СПб.: Союз, 2001.
11.Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
12.Вместе весело шагать // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.
13.Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968.
14.Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М.: Госиздат, 1955. Кукольный театр дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.
15.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
16.Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное
воспитание. - 1994. - №3.
17.Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
18.Станиславский К. С. Работа актера над собой. - М.,1992
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по народному
творчеству(1-2 год обучения).М.,- 2005
2. Журнал «Музыкальный театр». – М.,2002. - №2
3. Соловьева Н. Театр кукол. - М.: Госиздат, 1960.
4. Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
5. Сорокина Н.Л., Миланович Л.Г., Мерзлякова С.И., Ермолаева М.В. Театр - творчество дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.
6. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
7. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль,
1999.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.
Электронная поддержка:
1.Интернет сайты: http://x-minus.org/
http://muzofon.com/
http://b-track.ru
2. Интернет-ресурс педагога http://yuvgenko.wordpress.com/.