Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
г.Углегорска Сахалинской области
Принята
педагогическим советом
Протокол № 11
от 30.08.2024
Утверждена
приказом МБОУ ООШ № 2
г. Углегорска Сахалинской области
№190 - ОД от 04.09.2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «БЕНЕФИС»
Срок реализации программы: 1 год
2024
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы
3 стр.
1.1. Пояснительная записка
1.2. Содержание программы
3 стр.
9 стр.
2. Комплекс организационно-педагогических условий 16 стр.
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Форма аттестации и оценочные материалы
2.4. Методические материалы
2.5. Список литературы
2
16 стр.
25 стр.
26 стр.
28 стр.
30 стр.
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральная
студия» (далее – программа) создана с учётом социального заказа общества и новых
Федеральных государственных образовательных стандартов общеобразовательных школ
России и требований к оформлению образовательных программ дополнительного образования
детей в учреждениях дополнительного образования для предоставления образовательных
услуг обучающимся в возрасте с 10 до 14 лет.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79) (далее – ФЗ №
273);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
• Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);
•
Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации № 28 от 28.09.2020 года «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и
дистанционных технологий:
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года №816
«Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
•
Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 21.04.2020
№ 2822 Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
• Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Локальные акты ОО:
• Устав образовательной организации;
• Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной
общеразвивающей программы образовательной организации;
• Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
образовательной организации.
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и
метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с
детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
3
Актуальность программы
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства
ритма, пластики движений
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через
различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются
друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у
воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование
процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом
программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия
для проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания позволят
воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую
активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели,
стремиться к ним.
Отличительной особенностью программы является то, что в процессе обучения
предусматривается воспитание культурных, духовно развитых людей, разбирающихся в искусстве
театра, обладающих духовным восприятием мира. Воспитанники знакомятся с театральными
понятиями, пройдя путь от рождения театра до знакомства с его современными формами. Они не только
постигают основы театральных профессий - актерской, режиссерской, сценарной, оформительской, но
становятся грамотными театральными зрителями. в широком использовании интерактивных
методов обучения и разнообразных форм освоения учебного материала. Предлагаемые формы
освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют
педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также
дают возможность обучающимся проявлять себя творчески.
Дополнительность программы
Программа формирует социально-значимые знания и навыки в области эстетических
наук, содействует формированию понимания взаимосвязи предметов гуманитарного цикла
(русский язык, литература, искусство.), направленна на более глубокое изучение данных
предметов.
В программу заложена содержательная основа для широкой реализации
межпредметных связей, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному
постижению окружающего мира.
Благодаря интеграции художественных и эстетических знаний, в рамках данной
программы могут успешно (в полном соответствии с возрастными особенностями) решаться
задачи эстетического образования и воспитания.
Педагогическая целесообразность. Театрализованная деятельность способствует
развитию фантазии, воображения, памяти, речи и всех видов детского творчества, развивает
желание участвовать в совместной работе над спектаклем, передавать характеры героев,
упражняться в выразительности, эмоциональном чтении и рассказывании, укрепляет чувство
уверенности. Театр — это коллективный вид искусства, новый уровень взаимоотношений
между школьниками, между учителями и школьниками. Именно поэтому реализация
программы способствует улучшению психологической атмосферы и в классе, и в школе.
Программа учитывает интересы и склонности учащихся и предоставляет возможность
выбора собственной траектории обучения, позволяет учащимся, целенаправленно готовиться
к поступлению в вузы н а т е а т р а л ь н ы й ф а к у л ь т е т , убедиться в правильности выбора
будущей профессии.
Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности в творческой
деятельности, проявлению самостоятельности, активности. Общение со сверстниками
воспитывает коллективизм и ответственность за общее дело, оказывает положительное
социальное влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом.
4
Адресат программы – обучающиеся 10 - 14 лет, независимо от уровня способностей
в области театрального искусства.
Подростковый возраст – пора выработки взглядов и убеждений, формирования
мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность
разобраться в окружении и в самом себе. Именно мировоззрение и предстоящее
профессиональное самоопределение становятся основными новообразованиями личности
старшеклассников. В этом возрасте происходит систематизация полученных знаний, усвоение
теоретических основ различных дисциплин, обобщение знаний в единую картину мира,
познание философского смысла явлений. Появляется интерес к содержанию и процессу
учения т.к. включаются мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни.
Старшеклассники уже готовы к самообразованию.
Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы
в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. В этом возрасте подростки
осознано участвуют в творческой деятельности, создают и осуществляют свои сценические
проекты. Выступление на театральных конкурсах, является проверкой не только полученных
теоретических знаний, но и их практического осмысления.
Срок освоения программы, режим занятий
Срок освоения программы – 1 год.
Уровень обучения базовый, объем программы – 68 учебных часа. Занятия проводятся
2 раза в неделю, продолжительностью по 1 часу (45 минут занятие). Количество обучающихся
в группе составляет 12 человек.
Формы обучения: очное с использованием электронного обучения и обучения с
применением дистанционных образовательных технологий (по необходимости).
Для обучения с применением дистанционных образовательных технологий
используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети,
обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайнплатформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции, вебинары, Zoom - общение, E-mail, облачные сервисы и другие).
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Методы обучения: продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь
увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного
выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся
коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе
над характерами персонажа, мотивами их действий,творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над
репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают
характер персонажа таким,каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи,
свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение
имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами,
музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую
активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях
деятельности. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через
теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое
направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и
практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Методы воспитания убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация
5
и др.
Тип занятия: комбинированные, теоретические, практические, контрольные,
тренировочные.
Формы проведения занятий:
✓ театральные игры;
✓ конкурсы;
✓ викторины;
✓ беседы;
✓ спектакли;
✓ праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям,
инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки
сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на
приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология
группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология
дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология
развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология творческой
деятельности, технология проектной деятельности, технология коллективной творческой
деятельности,здоровьесберегающая технология, технология-выступление.
Режим занятий периодичность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 2
академических часа (продолжительность академического часа 45 минут).
Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс
по данной программе предусматривает получение учащимися теоретических и
практических знаний, умений, навыков. Предусматривается участие детей в конкурсах,
выступление на сцене, с целью расширения и обогащения кругозора и познавательного
интереса. Также предусмотрены досуговые мероприятий с приглашением гостей и
родителей. Состав групп как постоянный, так и переменный.
Принцип зачисления в группы и их формирование.
Группы формируются по 12 человек, разновозрастные.
Формы подведения итогов реализации программы: выступление на школьных
праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни
школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Цель и задачи программы
Целью программы является обеспечение эстетического,
6
интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание
творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к
искусству театра и актерской деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
познакомить с теоретическими основами актерской профессии и
использованием их на практике;
• приобщить детей к истокам и богатству русского языка, русской
национальной православной культуры;
• дать учащимся первичные знания о структуре работы классического
театра;
• обучить основам сценического движения
2. Развивающие:
развить речевую культуру, повысить общую грамотность учащихся;
• развить навыки аналитического мышления и творчества;
• развить природные творческие способности.
3. Воспитательные:
сформировать активную общественную позицию;
• воспитывать зрительскую культуру;
• воспитывать эмоциональную чуткость, отзывчивость, сострадание к окружающим.
Планируемые результаты обучения:
Личностные универсальные учебные действия
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам,
бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
7
Регулятивные универсальные учебные действия
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я еще многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия
-пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить
сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к
общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
1.2. Содержание программы
1.2.1. Учебный план программы
8
№
Название раздела, темы Количество часов
Всего
Формы
организации
Теория Практик занятий
а
Формы контроля
Раздел 1. Введение (1ч.)
1
Вводная
беседа.
Знакомство с планом
студии.
Выборы актива.
1
1
Комплексн
ое занятие,
практическ
ое,
тренинг
Наблюдение,опрос,
тестирование
1
Комплексн
ое занятие,
практическ
ое,
тренинг
Наблюдение,опрос,
тестирование
Раздел 2. Культура и техника речи. (2 ч.)
2
Игры по развитию
1
внимания («Имена»,
«Цвета»,
«Краски», «Садовник и
цветы», «Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие и
немые», «Эхо»,
«Чепуха,
или нелепица»).
3 Игры со словами,
1
развивающие связную
образную
речь. («Назывной
рассказ или
стихотворение», «На
что похоже
задуманное?», «Театр
абсурда»,
«Рассыпься!»,
«Обвинение и
оправдание»)..
Раздел 3. Ритмопластика (2 ч)
4
5
Тренировка
ритмичности
движений.
1
Испытание
1
пантомимой.
Пантомимические
этюды
«Один делает, другой
мешает». («Движение в
образе», «Ожидание»,
«Диалог»).
Раздел 4. Театральная игра ( 41 ч)
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практических
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос,анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
1
9
Комплексное
занятие,
практическое
6
Знакомство со
структурой театра, его
основными
профессиями: актер,
режиссер, сценарист,
художник, гример.
Отработка
сценического этюда
«Уж эти профессии
театра…»
7 Словесное воздействие
на подтекст. Речь и
тело
(формирование
представления о
составлении
работы тела и речи;
подтекст вскрывается
через
пластику).
8 Знакомство со
сценарием сказки в
стихах (по
мотивам сказки В. В.
Медведева «Баранкин,
будь
человеком»).
Знакомство со
сценарием пьесы по
повести В.
Токаревой «Талисман»
9 Распределение ролей с
учетом пожелания
юных
артистов и
соответствие каждого
из них избранной
роли (внешние данные,
дикция и т.п.).
Выразительное чтение
сказки по ролям
10 Обсуждение
предлагаемых
обстоятельств,
особенностей
поведения каждого
персонажа на
сцене. Обсуждение
декораций, костюмов,
сценических эффектов,
музыкального
сопровождения.
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практических
заданий
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, наблюдение,
анализ выполнения
практически х
заданий
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос,анализ
выполнения
практически х
заданий
1
1
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос,анализ
выполнения
практически х
заданий
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
10
Помощь «художникам»
в
подготовке эскизов
несложных декораций
и
костюмов.
11 Отработка ролей в 1, 2
1
12 явлениях. (Работа над
мимикой при диалоге,
логическим ударением,
изготовление
декораций)
13 Отработка ролей в 3, 4, 1
5, 6, 7 явлениях.
44 (Работа над
мимикой при диалоге,
логическим ударением,
изготовление
декораций).
45 Отработка ролей в
1
8,9,10,11 явлениях.
46 (Работа над
мимикой при диалоге,
логическим ударением,
изготовление
декораций)
47 Подбор музыкального
1
сопровождения к
сценарию
сказки. Репетиция
48 Выступление со
1
спектаклем перед
учениками
школы и родителями.
49 Анализ дела
1
организаторами
(недостатки, что
необходимо
предусмотреть) и
участниками
(интересно ли было
работать над
спектаклем, нужен
ли он был, что будем
делать дальше коллективное
планирование
следующего дела).
Раздел 5. Этика и этикет ( 3 часа)
50 Связь этики с общей
культурой человека.
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос,анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос,анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
11
Опрос,анализ
выполнения
(Уважение человека к
человеку, к природе, к
земле,
к Родине, к детству, к
старости, к матери, к
хлебу, к
знанию; к тому, чего не
знаешь, самоуважение).
51 Культура речи как
1
0,5
важная составляющая
образ
человека, часть его
обаяния. Речевой
этикет. Выбор
лексики, интонации,
говор, речевые ошибки,
мягкость и жесткость
речи. Подготовка и
показ
сценических этюдов.
52 Понятие такта. Золотое 1
0,5
правило
нравственности
«Поступай с другими
так, как ты хотел бы,
чтобы
поступали с тобой».
(Работа над текстом
стихотворения Н.
Гумилева «шестое
чувство»)
Раздел 6. Культура и техника речи ( 2 часа)
53 Игры и упражнения,
1
направленные на
развитие
дыхания и свободы
речевого аппарата
54 Игры по развитию
2
языковой догадки
(«Рифма»,
«Снова ищем начало»,
«Наборщик», «Ищем
вторую
половину»,
«Творческий подход»,
«По первой
букве», «Из нескольких
– одна»
Раздел 7. Ритмопластика ( 4 часа)
практическое
практически х
заданий
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
1
1
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
12
55 Беспредметный этюд
(вдеть нитку в иголку,
собирать вещи в
чемодан, подточить
карандаш
лезвием и т.п.)
56 Сценический этюд
«Скульптура».
Сценические
этюды в паре :
«Реклама»,
«Противоречие».
Сценические этюды по
группам: «Очень
большая
картина», «Абстрактная
картина»,
«натюрморт»,
«Пейзаж».
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос,анализ
выполнения
практически х
заданий
57 Сценические этюды.
1
Шумное оформление
по
текстам, деление на
группы, составление
сценических этюдов
58 Тренировка
1
ритмичности
движений. Упражнения
с
мячами.
Раздел 8. Театральная игра ( 6 часов)
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
59 • Сценические этюды на
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
60
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
воображение. •
Изображение различных
звуков и шумов,
«иллюстрируя» чтение
отрывков текста. • Этюд
на состояние ожидания в
заданной ситуации (5
человек одновременно).
Инсценировка по
крылатым выражениям из
басен И.А. Крылова.
Сценические этюды.
61 Чтение и обсуждение
инсценировки по сказке
Сергея Михалкова «Как
медведь трубку нашел».
Обсуждение пьесы, ее
темы, идеи, возможных
принципов постановки.
13
Распределение ролей.
62 Отработка ролей. Работа
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
63 Спектакль по сказке
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
64 Работа над образом.
1
0,5
0,5
Комплексное
занятие,
практическое
1
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
1
Комплексное
занятие,
практическое
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
над мимикой при диалоге,
логическим ударением
Сергея Михалкова «Как
медведь трубку нашел».
Анализ мимики лица.
Прически и парики.
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Опрос, анализ
выполнения
практически х
заданий
Раздел 9. Этика и этикет (4 ч)
65 Понятие такта. Золотое
1
66
1
правило нравственности
«Поступай с другими так,
как ты хотел бы, чтобы
поступали с тобой».
(Работа над текстом
стихотворения Н.
Гумилева «шестое
чувство»)
Развитие темы такта.
(Отработка сценических
этюдов «Автобус»,
«Критика», «Спор»)
1
67 Культура речи как важная
1
1
Комплексное
занятие,
практическое
68 Отчётный концерт:
1
1
Комплексное
занятие,
практическое
составляющая образа
человека, часть его
обаяния
«Веселые ребята!»
1.2.2. Содержание учебного плана программы
Раздел 1. Введение
Теория: Вводная беседа. Знакомство с планом студии.
Выборы актива.
Практика: ознакомление с планом студии. Правила работы и ТБ при работе в аудитории.
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
Форма контроля: наблюдение,опрос, тестирование
Раздел 2. Культура и техника речи.
Теория: Игры по развитию внимания. Игры со словами, развивающие связную образную
речь.
Практика:игры: («Имена», «Цвета»,«Краски», «Садовник и цветы», «Айболит»,
«Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица». Игры со словами:
(«Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Театр абсурда»,
14
«Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций,
акварельные краски, театральные предметы.
Форма контроля: опрос, наблюдение, анализ выполнения практических заданий
Раздел 3. Ритмопластика.
Теория: Тренировка ритмичности движений. Испытание пантомимой. Пантомимические
этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
Практика: отработка ритмики. Использование невербалики.
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
Раздел 4. Театральная игра
Теория: Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист,
художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…». Словесное
воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и
речи; подтекст вскрывается через пластику). Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам
сказки В. В. Медведева «Баранкин, будь человеком»). Знакомство со сценарием пьесы по повести В.
Токаревой «Талисман».
Практика: Отработка ролей во всех явлениях . (Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление декораций)
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
Раздел 5. Этика и этикет.
Теория: Связь этики с общей культурой человека. Культура речи как важная составляющая образ
человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Понятие такта. Золотое правило нравственности.
Практика: Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи.
Подготовка и показ сценических этюдов.
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
Раздел 6. Культура и техника речи.
Теория: Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Практика: Игры по развитию языковой догадки «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик»,
«Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Из нескольких – одна».
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
Раздел 7. Ритмопластика
Теория: Сценические этюды. Тренировка ритмичности движений.
Практика: Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
Раздел 8. Театральная игра.
Теория: Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Чтение и обсуждение
инсценировки по сказке Сергея Михалкова «Как медведь трубку нашел».
Практика: Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Работа над
образом. Анализ мимики лица. Прически и парики.
Раздел 9. Этика и этикет.
Теория: Понятие такта. Золотое правило нравственности. Развитие темы такта.
Практика: (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»). Отчётный концерт:
«Веселые ребята!».
Используемое оборудование: ноутбук, программное обеспечение, пульт для презентаций.
15
2.
Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.
№
занятия
п/п
1
1
Тема занятия
2
Организационное занятие.
Знакомство с планом студии. Выборы
актива.
Раздел 2. Культура и техника речи
Игры по развитию внимания («Имена»,
2
«Цвета», «Краски», «Садовник и
цветы», «Айболит», «Адвокаты»,
«Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или
нелепица»).
Игры со словами, развивающие связную
3
образную речь. («Назывной рассказ или
стихотворение», «На что похоже
задуманное?»,
«Театр
абсурда»,
«Рассыпься!»,
«Обвинение
и
оправдание»).
Раздел 3. Ритмопластика
Календарный учебный график
Кол-во
часов
Форма занятия
Форма
контроля
3
1
4
Комплексное
занятие
5
Анкетирование,
беседа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа
1
Практическое
занятие
Практическая работа
4
Тренировка ритмичности движений.
1
Комплексное
занятие
Практическая работа
5
Испытание пантомимой.
Пантомимические этюды «Один делает,
другой мешает». («Движение в образе»,
1
Практическое
занятие
Наблюдение, анализ,
беседа, практическая
работа
16
Дата-план
(число,
месяц)
6
Дата-факт
(число,
месяц)
7
Причина
изменения
даты
8
«Ожидание», «Диалог»).
Раздел 4. Театральная игра
6
7
8
9
10
Знакомство со структурой театра, его
основными
профессиями:
актер,
режиссер, сценарист, художник, гример.
Отработка сценического этюда «Уж эти
профессии театра…»
Словесное воздействие на подтекст. Речь
и тело (формирование представления о
составлении работы тела и речи;
подтекст вскрывается через пластику).
Знакомство со сценарием сказки в
стихах (по мотивам сказки В. В.
Медведева
«Баранкин,
будь
человеком»). Знакомство со сценарием
пьесы по повести В. Токаревой
«Талисман»
Распределение ролей с учетом
пожелания юных артистов и
соответствие каждого из них избранной
роли (внешние данные, дикция и т.п.).
Выразительное чтение сказки по ролям.
1
Комплексное
занятие
1
Комплексное
занятие
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Обсуждение
предлагаемых
обстоятельств, особенностей поведения
каждого
персонажа
на
сцене.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения. Помощь «художникам»
в подготовке эскизов несложных
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
17
анализ, беседа,
практическая работа
анализ, беседа,
практическая работа
декораций и костюмов.
11
12
13
14
15
16
17
18
Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа
над мимикой при диалоге, логическим
ударением, изготовление декораций)
Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа
над мимикой при диалоге, логическим
ударением, изготовление декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
18
19
20
21-22
23
24
25
26
27
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций).
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций).
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
2
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
19
28
29
30
31
32
33
34-35
36
37
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций).
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Практическое
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Практическое
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Практическое
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
2
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
20
38
39
40
41
42
43
44
45-46
47
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях.
(Работа над мимикой при диалоге,
логическим ударением, изготовление
декораций)
Подбор музыкального сопровождения к
сценарию сказки. Репетиция.
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
2
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
анализ, беседа,
21
Выступление со спектаклем перед
1
учениками школы и родителями
Анализ
дела
организаторами
49
1
(недостатки,
что
необходимо
предусмотреть)
и
участниками
(интересно ли было работать над
спектаклем, нужен ли он был, что будем
делать
дальше
коллективное
планирование следующего дела)
Раздел 5. Этика и этикет
Связь этики с общей культурой
50
1
человека. (Уважение человека к
человеку, к природе, к земле, к Родине, к
детству, к старости, к матери, к хлебу, к
знанию; к тому, чего не знаешь,
самоуважение).
Культура речи как важная составляющая
51
1
образ человека, часть его обаяния.
Речевой этикет. Выбор лексики,
интонации, говор, речевые ошибки,
мягкость и жесткость речи. Подготовка и
показ сценических этюдов.
Понятие такта. Золотое правило 1
52
нравственности «Поступай с другими
так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой».
(Работа
над
текстом
стихотворения Н. Гумилева «шестое
чувство»)
Раздел 6. Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на
53
1
развитие дыхания и свободы речевого
аппарата
Игры по развитию языковой догадки
54
1
48
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
практическая работа
анализ, беседа,
практическая работа
анализ, беседа,
практическая работа
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Комплексное
анализ, беседа,
22
(«Рифма», «Снова ищем начало»,
«Наборщик», «Ищем вторую половину»,
«Творческий подход», «По первой
букве», «Из нескольких – одна»
Раздел 7. Ритмопластика
Беспредметный этюд (вдеть нитку в
55
иголку, собирать вещи в чемодан,
подточить карандаш лезвием и т.п.)
Сценический
этюд
«Скульптура».
56
Сценические этюды в паре : «Реклама»,
«Противоречие». Сценические этюды по
группам: «Очень большая картина»,
«Абстрактная картина», «натюрморт»,
«Пейзаж
Сценические
этюды.
Шумное
57
оформление по текстам, деление на
группы,
составление
сценических
этюдов.
Тренировка ритмичности движений.
58
Упражнения с мячами.
Раздел 8. Театральная игра
Сценические этюды на воображение. •
59
Изображение различных звуков и
шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков
текста. • Этюд на состояние ожидания в
заданной
ситуации
(5
человек
одновременно).
Инсценировка
по
крылатым
60
выражениям из басен И.А. Крылова.
Сценические этюды.
Чтение и обсуждение инсценировки по
61
сказке Сергея Михалкова «Как медведь
трубку нашел». Обсуждение пьесы, ее
темы, идеи, возможных принципов
занятие
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
23
постановки. Распределение ролей.
Отработка ролей. Работа над мимикой
62
при диалоге, логическим ударением.
Спектакль по сказке Сергея Михалкова
63
«Как медведь трубку нашел».
Работа над образом. Анализ мимики
64
лица. Прически и парики.
Раздел 9. Этика и этикет
Понятие такта. Золотое правило
65
нравственности «Поступай с другими
так, как ты хотел бы, чтобы поступали с
тобой».
(Работа
над
текстом
стихотворения Н. Гумилева «шестое
чувство»)
Развитие темы такта. (Отработка
66
сценических
этюдов
«Автобус»,
«Критика», «Спор»)
Культура речи как важная составляющая
67
образа человека, часть его обаяния.
Отчётный концерт: «Веселые ребята!»
68
ИТОГО за год
1
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
анализ, беседа,
практическая работа
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
1
Комплексное
занятие
Комплексное
занятие
анализ, беседа,
практическая работа
Отчетный концерт
1
1
1
68
часов
24
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
• наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12 человек;
• наличие столов, стульев, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся, доска;
• наличие учебно-методической базы: наглядный материал, раздаточный материал,
методическая литература;
• наличие необходимого оборудования согласно перечню
№
Наименование оборудования
1
Музыкальный центр
2
3
музыкальная фонотека
СД– диски
4
костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок;
элементы костюмов для создания образов
электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального
искусства»
сценарии сказок, пьес, детские книги
5
6
7
Кол-во
1
1
1
12
12
5
5
Для использования в образовательном процессе элементов электронного
обучения и обучения при необходимости с применением дистанционных
образовательных технологий используются технические средства, а также информационнотелекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной
информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы,
размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, zoom - общение, email, облачные сервисы и т.д.)
Кадровое обеспечение: занятия проводит педагог дополнительного образования,
отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей
должности педагогического работника.
Набор детей в группу осуществляется на основании результатов предварительного
индивидуального собеседования и анкетирования с целью ознакомления с интересами и
потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в
занятиях.
Наполняемость учебных групп: 12 - 15 человек.
Общие принципы отбора материала программы:
•
актуальность, научность, наглядность;
•
доступность для учащихся 10-17 лет;
•
целостность, объективность, вариативность;
•
систематичность содержания;
•
практическая направленность;
•
реалистичность - с точки зрения возможности усвоения основного
содержания программы.
25
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Для оценки результативности занятий применяется текущий, промежуточный и
итоговый контроль.
✓ текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
✓ промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;
✓ итоговый – открытые занятия, спектакли. Формой подведения итогов считать: выступление на
школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование
сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Формы аттестации
Виды контроля
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Формы проведения
Анкетирование
Сроки
Сентябрь
Наблюдение педагога.
Сообщения обучающихся.
Праздники, конкурсы
Открытое занятие, спектакль
В течение года
Декабрь.
Май.
Оценочные материалы для диагностики знаний обучающихся
Для успешной реализации программы и достижения запланированных результатов
необходимо тщательно диагностировать знания и умения обучающихся, выявляя их
способности, уровень знаний и умений, а также отсутствие необходимых в работе знаний и
навыков. Группы надо комплектовать из обучающихся, имеющих приблизительно
одинаковый уровень знаний и умений.
Для комплектования групп необходимо провести входную диагностику знаний, умений,
стремлений и наклонностей детей перед началом занятий. Входная диагностика проводится
путем тестирования, анкетирования детей, собеседованием. По результатам входной
диагностики комплектуются группы, составляется на основе данной программы учебнотематический план для каждой группы, определяется уровень и глубина преподнесения
материала, методы, применяемые в работе.
Входная диагностика знаний, умений и навыков обучающихся проходит с
использованием анализа критериев, указанных в таблице:
Уровень знаний, умений и навыков
Низкий
Средний
Имеет слабые знания по
Имеет элементарные знания
основным понятиям и законам
по основным понятиям и
театра, не проявляют интерес
законам театра, проявляет
к изучению художественноинтерес
к
изучению
эстетической направленности.
художественноэстетических дисциплин,
но не может
самостоятельно
ориентироваться в этих
понятиях;
владеют
методами
выступления на сцене, но не
проявляют
самостоятельности.
26
Высокий
Имеет
элементарные
знания
по
основным
понятиям и законам театра,
проявляет
интерес
к
изучению художественноэстетических дисциплин,
но не может
самостоятельно
ориентироваться в этих
понятиях;
владеют
методами
выступления на сцене.
Проявляют
самостоятельность.
При оценке усвоения материала программы применяются следующие методы
диагностирования: собеседование, обсуждение, анкетирование, тестирование, визуальный
контроль, диспут, круглый стол, тренинг, работа со сценками, конкурсы, выступление на
сцене.
Конечный результат освоения данной программы отсрочен во времени. Это
формирование эстетически грамотной творческой личности обучающегося, умеющей
проецировать знания, полученные в процессе освоения данной программы на деятельность,
преобразующую
окружающую
действительность.
Положительным
результатом
образовательной деятельности является самоопределение обучающегося - жизненное,
социальное, личностное и профессиональное.
Результативность освоения программы - индивидуального образовательного маршрута оценивается как на уровне знаний, умений и навыков, так и личностной характеристики
обучающегося. Таким образом, занятия - это не только процесс освоения знаний, умений и
навыков, но и способ познания себя, формирования отношений с товарищами, умения
действовать сообща, радоваться достижениям коллектива и товарищей. Это еще и воспитание
терпения, сосредоточенности, интереса к процессу и результатам труда, условия проявления
инициативы и творчества. В процессе занятий отслеживаются личностные качества
обучающегося: ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, уровень
профессионального самоопределения, положение обучающегося в объединении;
осуществляется экспертиза деловых качеств обучающегося.
27
2.4. Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса
Занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей
«Театральная студия» осуществляются в очной форме.
− Используемые методы обучения:
• словесный;
• наглядный практический;
• частично-поисковый,
• исследовательский проблемный;
• дискуссионный;
Программе
− Формы организации учебного занятия:
• беседа;
• игра;
• тренинг;
• инсценирование;
• конкурс;
• лекция;
• упражнения;
• этюды;
• групповая и нндивидуальная работа.
− Педагогические технологии, применяемые при реализации Программы:
• технология индивидуализации обучения;
• технология группового обучения;
• технология разноуровневого обучения;
• технология развивающего обучения;
• технология проблемного обучения;
• коммуникативная технология обучения;
• здоровьесберегающая технология.
Построение учебного занятия осуществляется с учетом создания и поддержания
высокого уровня познавательного интереса и активности обучающихся, целесообразного
расходования времени занятия; применения разнообразных педагогических средств обучения;
личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком, практической значимости
полученных знаний и умений.
Программа обеспечивает преемственность, как в содержании, так и в методах
обучения, каждая тема курса опирается на науку и действительность и использует в своем
содержании межпредметные и метапредметные связи.
В конце каждого раздела курса предусмотрены занятия обобщения и систематизации.
Уровень программных требований может быть уменьшен или расширен в зависимости от
интересов и возможностей учащихся.
– Принципы обучения
Программа построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих
принципах обучения:
• принцип сознательности и активности учащихся;
• принцип наглядности обучения;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип прочности обучения: в современном обучении мышление главенствует над
памятью;
• принцип доступности;
• принцип научности;
28
•
•
•
принцип связи теории с практикой.
принцип непосредственного участия;
принцип гуманного отношения друг к другу.
29
2.5 Список литературы
Список литературы для педагога
1.Будур, Н. Православные праздники. /Н. Будур. – М.: Олма-Пресс, 2002.
2. Чехов М. Тайны актерского мастерства. Путь актера. – АСТ, 2011.
3. Ершова, А.П. Уроки театра на уроках в школе. /А.П. Ершова. – М. Академия педагогических наук
РФ, Научно-исследовательский исследовательский институт художественного воспитания, 1996.
4. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Программа, советы и разъяснения по четырехлетнему курсу обучения
в театральных школах, классах, студиях «Актерская грамота подростка», Московский областной
центр музыкально- эстетического воспитания, 1994.
5. Лоза О. актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды. – АСТ, 2009.
6. Захава Б. мастерство актера и режиссера. – Лань, 2019.
7. Гиппиус С. Гимнастика чувств. – АСТ, 2017.
8. Пеня, Т.Г. На пути к образу. /Т.Г. Пеня. – М.: РАО исследовательский центр эстетического
образования, 1995.
9. Петров, В.А. Нулевой класс актера. /В.А. Петров. – М.: Советская Россия, 1985.
10. Православная культура: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ.
/Ред. иеромонах Киприан (Ященко) – М.: Изд. Дом «Покров», 2004.
11. Хиллер Б. секреты актерского мастерства в Голливуде – АСТ, 2016.
12. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. /К.С. Станиславский. – М.: ВТО, 1974.
13. Чистякова, М.И. Психогимнастика. /М.И. Чистякова. – М.: Просвещение, 1990.
14. Что такое театр. – М.: Линка-Пресс, 1997. 32
Список литературы для обучающихся
1. Астахов, Н. Незримые ступени христианства. /Н. Астахов, Т. Белевич. – М.: Русский духовный
театр «Глас», 2008. – 208 с.
2. Бородина, А.В. Основы православной культуры. /А.В. Бородина. – М.: Православная педагогика,
2004.
3. Н. Катина. «Праздники в школе и дома».
4. Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. /В.Б. Розенвассер. – М.: Просвещение, 1979.
5. Рыбаков, Ю. Эпохи, люди русской сцены. /Ю. Рыбаков. – М.: Советская Россия, 1989.
6. Сац, Н. Дети приходят в театр. /Н. Сац. – М.: Искусство, 1960.
1. 7. Пауэлл М. Актерское мастерство для начинающих. – Эксмо, 2011.
30