МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Приморская, 35
Тел / факс (8 42432) 37 – 302, ugl-school2@yandex.ru
ОГРН 1026500993419, ИНН/КПП 6508006300/650801001
Рассмотрено
педагогическим советом
Протокол от 30.10.2024
№1
Утвержден
Приказом № 269 - ОД
от 15 .11.2024
Основная образовательная программа
дополнительного образования на
2024-2025 учебный год
г. Углегорск
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи дополнительного образования
3. Концептуальная основа дополнительного образования
2.
Содержательный раделобразовательной программы
дополнительногообразования
1. Содержание дополнительного образования
2. Условия реализации дополнительного
образования
3. Планируемые результаты освоения
программы
3.
Организационный
раздел
образовательной программы
дополнительногообразования
1. Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительногообразования на 2024-2025 учебный год
2. Контроль за состоянием системы условий
2
1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
1.1 Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ ООШ
№2 (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется
на основе следующих нормативно-правовых документов:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании
в Российской Федерации»;
•
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
•
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
•
приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
•
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2015 г. N 996-р;
•
постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
устав МБОУ ООШ №2.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного
образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к
3
жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы
дополнительного образования составлены с учетом возрастных и
индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам
направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц , проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию обучающихся;
• социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры обучающихся;
• удовлетворение
образовательных
потребностей
и
интересов
обучающихся.
1.2 Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
МБОУ СОШ №2 соответствуют Концепции развития дополнительного
образования обучающихся. Целью дополнительного образования является
формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение
их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и
физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного
времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих, художественную
4
направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания
детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся
являются:
- изучение интересов и
потребностей
обучающихся
и
их законных представителей в дополнительном образовании детей;
- обеспечение
гарантий права ребенка
на
получение
дополнительного образования по общеразвивающим программам;
- обеспечение
необходимых
условий
для
личностного,
духовно -нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных
и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего
народа.
1.3 Концептуальная основа дополнительного образования
Актуальность и педагогическая целесообразность организации
дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять вполной
мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность Учреждения по дополнительному образованию детей
строится на следующих принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждогосвой,
и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а
развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому
ребенку
максимально
благоприятных
условий
для
духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческихи
образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта,
исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.)
- творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
5
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение,
отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого
обучающегося: существующая система дополнительного образования
обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою
инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная
–
обучение
ребенка
по
дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения,
формирование культурной среды, определение на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой обучающийся берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности,
углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих
эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего
образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения
успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных
качеств, необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
6
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
2. Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
2.1 Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся в МБОУ ООШ №2
реализуется через художественную направленности.
Целью художественной направленности является нравственное и
художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами
объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной
культуры, произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельностипри
общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
2.2 Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материальн0 технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для
этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются
интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном
образовании.
Важно
также
учесть
особенности
образовательной организации, приоритетные направления работы, основные
задачи, которые дополнительное образование призвано решать, а также
сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети
в возрасте от 7 до 16 лет. Каждый ребенок может заниматься в однойили
нескольких группах.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40
7
минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается с
1 сентября и заканчивается 26 мая текущего года.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется содержанием программы и обеспечивает возможность
достижения планируемых результатов.
Периодичность и продолжительность занятий определяетсясодержанием
программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей, законных представителей), с обязательной регистрацией в системе
персонифицированного
дополнительного
образования
детей
АИС
Навигатор.дети.
Обучение ведется в соответствии с календарным учебным графиком и
учебным планом дополнительного образования. В МБОУ ООШ №2 созданы
необходимые условия для организации дополнительного образования.
Кадровые условия направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех проблем
(воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
успехах в области дополнительного образования информируются все
участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
- возможность достижения обучающимися определенных результатов;
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований
пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и охраны
труда работников.
Кабинеты ОУ оборудованы интерактивными досками и проекторами,
обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной
деятельности, имеющие выход в сеть «Интернет».
Для занятий объединений художественной направленности имеется
актовый зал.
2.3 Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее
освоения обучающимися, которые представляют собой систему ведущих
целевых установок
освоения всех элементов, составляющих
содержательно деятельностную основу программы.
При проектировании и реализации дополнительных программ
8
необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и личностные
результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены в
виде совокупности способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами:
- мотивационно-ценностными
(потребность
в
самореализации,
саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные
ориентации); когнитивными (знания, рефлексия деятельности);
- эмоционально-волевыми
(уровень
притязаний,
самооценка,
эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета
и направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические знания по программе и практические умения,предусмотренные
программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также
возможности диагностировать мотивацию достижений личности.
Итоговая аттестация по дополнительным общеразвивающим программам
не предусматривает проведение итоговой аттестации. Промежуточная
аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(выставки, фестиваль достижений, концерт, спектакль и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МБОУ ООШ
№2 позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
- сохранить государственные гарантии доступности
дополнительного образования детей;
- совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
- создать
единое
информационно-образовательное
пространство
основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
9
образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития
педагогических кадров;
- создать
условия,
стимулирующие
развитие
разных
видов
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3.
Обеспечение качества и непрерывности дополнительного
образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с
социальным заказом;
- содействовать
развитию инновационного движения в
дополнительном образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку детей.
3. Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования
3.1 Учебный план МАОУ СОШ №56 по реализации образовательной
программы дополнительного образования на 2024-2025 учебный год
Дополнительное образование - необходимое звено в
воспитании
многогранной личности, в образовании и профильной ориентации. Оно
предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных
образовательных программ.
Образовательная деятельность МБОУ ООШ №2 направлена на развитие
мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья, на
раннюю профориентацию, адаптацию учащихся к жизни в обществе,
формирование их общей культуры. Исходя из этого, целью деятельности
является - формирование и развитие творческих способностей учащихся,
педагогическое сопровождение социализации подрастающего поколения,
адаптации детей в обществе через удовлетворение их индивидуальных
потребностей в духовно-нравственном, художественно- эстетическом,
гражданско- патриотическом, интеллектуальном развитии и физическом
совершенствовании.
Настоящий Учебный план составлен в соответствии с:
• Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
• приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
10
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
• приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
• Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N
996-р;
• постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Основные цели и возможности дополнительного образования,
которые реализует МБОУ ООШ №2:
- социальная интеграция детей и молодежи на основе общего интереса,
освоение культуры, обмена информацией, участие в массовых мероприятиях
молодёжи;
- развитие положительной эмоциональной направленности личности
благодаря уверенности, творческой атмосферы, общности интересов членов
коллектива, партнёрским формам сотрудничества с педагогами;
- возможность
компенсировать
подростку
личную
активность,
невостребованную в школе и дома, проявить себя в новой роли, применять свои
способности и удовлетворить желание испытать себя в различных ситуациях;
- вовлечение родителей и педагогов в совместную деятельность,
повышение статуса ребёнка за счет демонстраций, знаний и умений его на
занятиях во внешкольных творческих объединениях;
- обеспечение благоприятных условий для совершенствования системы
выявления и поддержки одаренных детей, развития и реализации их
потенциальных возможностей.
Исходя из вышеперечисленных целей и возможностей в МБОУ ООШ
№2 реализуются дополнительные общеразвивающие программы по одной
направленности:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (3 объединения):
11
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «БЕНЕФИС»
Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как
основы формирования образовательных запросов и потребностей детей.
Задачи:
1. Развивать у обучающихся наблюдательность, творческую фантазию и
воображение, внимание и память, образное мышление, чувство
ритма.
2. Формировать партнерское отношение в группе, учить общению друг с другом,
взаимному уважению, взаимопониманию.
3. Развивать эмоциональность детей, в том числе способность к состраданию,
сочувствию, сопереживанию.
4. Воспитывать самодисциплину, учить организовывать себя и свое время.
5.Развивать навыки выполнения простых физических действий, сопровождаемых
текстовым материалом.
6.Помогать в освоении элементов актерского мастерства на практике через
выступления перед одноклассниками и другой аудиторией.
7. Развивать умение анализировать предлагаемый материал и формулировать свои
мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.
8. Учить технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики.
Театральный кружок «Лукоморье»
Цель программы: формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности
духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса.
Задачи:
1-ый год обучения.
• Развивающая - развить внимательность, мышление, эстетический вкус,
музыкальность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через
этюды, упражнения, театральные постановки – спектакли, развить артистические
способности, активизировать свою фантазию
• Обучающая – сформировать начальные навыки актерского мастерства.
• Воспитывающая – воспитывать и формировать характер посредством народной
мудрости, воспитание нравственных чувств, понимание истинных духовных
ценностей посредством театрального искусства, воспитать чувство любви к родному
краю, к труду, чувство ответственности
12
2 -ой год обучения.
• Развивающая - развить внимательность, мышление, эстетический вкус,
музыкальность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через
этюды, упражнения, театральные постановки – спектакли, развить артистические
способности
.
• Обучающая – умение владеть певческим, игровым, танцевальным материалом.
• Воспитывающая – воспитывать и понимать истинные духовные ценности
посредством театрального искусства.
3 -ий год обучения.
• Развивающая -продолжать развивать внимательность, мышление, эстетический
вкус, музыкальность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию через
этюды, упражнения, театральные постановки – спектакли, развивать артистические
способности.
• Обучающая – продолжать совершенствоваться в умение владеть певческим,
игровым, танцевальным материалом.
• Воспитывающая – продолжать воспитывать и формировать характер посредством
народной мудрости, воспитание нравственных чувств, понимание истинных
духовных ценностей посредством театрального искусства, воспитать чувство любви
к родному краю, к труду, чувство ответственности.
Объединение «Модный бисер»
Цель программы: формирование творческого потенциала и личностных качеств
учащихся через знакомство и овладение основами декоративно-прикладного
творчества.
Задачи:
Образовательные:
• изучение истории декоративно-прикладного творчества нашей страны;
• знакомство с правилами техники безопасности на занятиях;
• освоение приёмов и способов работы с бисером и инструментами,
обеспечивающими изготовление поделок и элементов дизайна.
Развивающие:
• развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественному
ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок;
• развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению своего быта;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие самостоятельности в работе, умения пользоваться схемами и шаблонами,
13
составлять простейшие композиции.
Воспитательные:
• воспитание чувства ответственности за начатое дело;
• воспитание трудолюбия, аккуратности;
• воспитание чувства взаимопомощи и уважения друг к другу
Учебный план на 2024-2025 учебный год
Количество
часов
Театральная
студия
«Бенефис»
1
ФИО руководителя
Возраст
обучающихся
Художественная направленность
Кудряшова Оксана
10-13 лет
Леонидовна
2
В год
Количест
во групп
В неделю
Название
объединения
68
.
Театральный
кружок
«Лукоморье»
Объединение
«Модный бисер»
1
1
Милова
Кристина
Викторовна
Ульянова
Ивановна
Галина
7-9 лет
10-15 лет
4
136
3.2 . Контроль за состоянием системы условий
14
Оценка эффективности реализации программы может быть отслежена по
результатам
системы
мониторингов
воспитательной
деятельности,
внутришкольного контроля, независимой экспертизы.
Контроль за состоянием системы условий
Объект контроля
Критерии оценки, измерители, показатели
Кадровые условия
Обеспечение
оптимального
вхождения
работников образования в систему ценностей
современного образования
Изучение
Концепции
дополнительного
образования
Освоение новой системы требований к
структуре
основной
образовательной
программы,
результатам еёосвоения и
условиям реализации, а также системы оценки
итогов
образовательной
деятельности
обучающихся;
Овладениеучебно-методическими
и
информационно-методическими ресурсами,
успешного решения задач дополнительного
образования
Семинары, посвящённые изучениюКонцепции
1. Исполнение
плана-графика
дополнительного образования
повышения
квалификации
педагогических
и
руководящих
Тренинги для педагогов с целями и задачами
работников
образовательной
организации в связи с введением
дополнительного образования
Заседания методических объединенийучителей
менее 2 в течение учебного года.
15
Конференции участников образовательной
деятельности и социальных партнёров ОУ по
итогам разработки основной образовательной
программы, её отдельных разделов, проблемам
апробации и введения
дополнительного образования – не реже 1
раза в год.
Участие педагогов в разработке разделов и
компонентов
основной
образовательной
программы дополнительного образования - по
мере необходимости.
Участие педагогов в разработке и апробации
оценки эффективности работы в условиях
внедрения дополнительного образования – в
течение учебного года
по плану методической работы.
Участие педагогов в проведении мастерклассов,
круглых столов,
стажёрских
площадок,
«открытых» уроков, внеурочных занятий и
мероприятий по отдельным направлениям
введения и реализации дополнительного
образования - в течение учебного года
по плану методической работы.
2. Реализация плана научно- методической Проведение
90
%
запланированных
работы
мероприятий, с возможной коррекцией по
(внутришкольного
повышения
мере появления
необходимости
.
Психолого-педагогические условия
Семинары, посвящённые изучению Концепции
1.
Исполнение
плана-графика
повышения
квалификации педагогическихдополнительного образования
и
руководящих
Тренинги для педагогов с целями и задачами
работников
образовательной
организации в связи с введением
дополнительного образования
Заседания методических объединений учителей
не менее 2 в течение учебного года.
16
Конференции
участников
образовательной
деятельности и социальных партнёров ОУ по
итогам разработки основной образовательной
программы, её отдельных разделов, проблемам
апробации и введения
дополнительного образования – не реже 1
раза в год.
Участие педагогов в разработке разделов и
компонентов
основной
образовательной
программы дополнительного образования - по
мере необходимости
.
Участие педагогов в разработке и апробации
оценки эффективности работы в условиях
внедрения дополнительного образования – в
течение учебного года по плану методической
работы.
Участие педагогов в проведении мастерклассов, круглых столов, стажёрских площадок,
«открытых» уроков, внеурочных занятий и
мероприятий по отдельным направлениям
введения
и
реализации
дополнительного
образования - в течение учебного года
по плану методической работы.
2.Реализация плана научно-методической Проведение 90 % запланированных мероприятий,
работы (внутришкольного повышения
с возможной коррекцией
по
мере появления необходимости.
квалификации)
с
ориентацией
на
проблемы введения дополнительного
образования
Психолого-педагогические условия
17
1. Качество
координации
деятельности субъектовобразовательной
деятельности, организационных структур
организации по подготовке и введению
дополнительного образования
2.Наличие моделиорганизации
образовательной
деятельности
3. Качество реализации моделей
взаимодействия организации общего
образования и дополнительного
образования детей, обеспечивающих
Организацию внеурочной
деятельности
4. Качество реализации системы
мониторинга образовательных
потребностей обучающихся и
родителей
Финансовые условия
1. Определение объёма расходов,
необходимых для реализации ООП ДО и
достижения
планируемых
результатов, а также механизма их
формирования
Качество образовательной программы школы
(структура программы, содержание и
механизмы ее реализации).
Качество управления образовательной
деятельности (состав и структура ВСОКО,
качество процесса реализации ВСОКО как
ресурса управления).
Компетентность субъектов
управления
(уровень управленческой компетентности
администраторов школы, специалистов,
возглавляющих подразделения).
Эффективность реализации вертикальных
педагогического взаимодействия.
Количество программ дополнительного
образования поразличным направлениям и
видам деятельности.
Наличие учебного плана дополнительного
образования
Дифференцированный рост заработной платы
учителей,
создание
механизма
связи
заработной платы с качеством психологопедагогических,
материальнотехнических,
учебно-методических
и
информационных
условий
и
результативностью их труда.
Допустимый рост в общем фонде оплаты
труда объема стимулирующих выплат,
распределяемых на основании оценки
качества и результативности труда работников
и
не
являющихся
компенсационными
выплатами.
Участие органов самоуправления (Совета
трудового коллектива) в распределении
стимулирующей части фонда оплаты труда.
18
2. Наличие локальных актов
Повышение стимулирующих функций оплаты
(внесение изменений в них),
труда, нацеливающих работников на
регламентирующих установление
достижение высоких результатов
заработной
платы работников
(показателейкачества работы).
образовательнойорганизации, в том
число стимулирующих надбавок и
доплат,
порядка и размеров премирования
Соответствие документов требованиям.
3. Наличие дополнительных
соглашений к трудовому договору
С педагогическими работниками
Информационно-методические условия
Наличие и полнота информации по
1.
Качество
информационных
направлениям:
материалов
дополнительного
- Нормативное обеспечение введения ДО
образования
введении
ФГОС
- Организационное обеспечение введения
основного
общего
ДО
образования,
- Кадровое обеспечение введения ДО
- Программно-методическое обеспечение
размещённых на сайте ОУ.
введения ДО
2.
Качество
информирования
Информация
размещена
на
родительской
общественности
о
сайте, разработаны
подготовке к введению и порядке
информационные буклеты.
перехода на новые стандарты
3. Качество публичной отчётности
Наличие
и
ОУо ходе и результатах введения
своевременность размещения
дополнительного образования
итогам деятельности за учебный год.
4.Наличие рекомендаций
Рекомендации разработаны, обсуждены на
педагогических работников для:
заседанияхМО
- организации
Дополнительного образования
Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Интегративным
результатом
выполнения
требований
основной
образовательной программы образовательной организации является создание и
поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам
достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального),
коммуникативного,
эстетического,
физического,
трудового
развития
обучающихся. Созданные в образовательной организации, реализующей ОПДО,
условия:
•
соответствуют требованиям ФГОС;
•
обеспечивают достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы образовательной организации и
19
реализацию предусмотренных в ней общеобразовательных программ;
•
учитывают особенности образовательной организации, ее
организационную структуру, запросы участников образовательного процесса;
•
предоставляют возможность взаимодействия с социальными
партнерами, использования ресурсов социума, в том числе и сетевого
взаимодействия.
Система условий реализации ООП образовательной организации
базируется на результатах проведенной в ходе разработки программы
комплексной аналитико-обобщающей и прогностической работы, включающей:
- анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов
реализации
основной
образовательной
программы
дополнительного
образования;
- установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям
и задачам основной образовательной программы образовательной организации,
сформированным с учетом потребностей всех участников образовательного
процесса;
- выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в
имеющихся условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС;
- разработку с привлечением всех участников образовательного процесса и
возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе
условий;
- разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой
системы условий;
- разработку механизмов мониторинга, оценки и коррекции реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий
является чёткое взаимодействие всех участников образовательных отношений:
Условия
Кадровые
условия
Финансовые
условия
Механизмы
1.
Составление плана повышения квалификации
2.
Разработка персонифицированныхпрограмм повышения
квалификации педагогических
работников.
3.
Прохождение процедуры аттестации педагогических
работников, обеспечивающих реализацию ОП ДО;
4.
Проведение методических мероприятий для педагогов
района;
5.
Презентация педагогических достижений,обобщение и
распространение педагогического опыта;
Включение пункта о распределении стимулирующей части
заработной платы в зависимости от результатов введения и реализации
дополнительного образования в Положение об оплате труда и
стимулирующих выплатах.
20
Определение предмета закупок, количество
и стоимость
пополняемого оборудования, а также работ для обеспечения
требований к условиям реализации ОП ДО
Определение объёма финансирования, обеспечивающие реализацию
внеурочной деятельности, включённой в основную
образовательную
программу
Заключение договоров на проведение занятий в рамках кружков,
секций, клубов и др. по различным направлениям дополнительного
образования на базе других учреждений
Выделение ставок педагогов дополнительного образования
Информационнометодические условия
Материальнотехнические условия
Техническое оснащение библиотеки
Развитие информационно-образовательной среды через
техническиесредства,
программные инструменты, обеспечение
технической,
методической и
организационной
поддержки,
отображение
образовательной деятельности в информационной среде.
Разработка и
реализация
модели
взаимодействия школы и
учреждений дополнительного образования детей,
обеспечивающихорганизацию внеурочной деятельности.
Проведение экспертизы рабочих программ дополнительного
образования
Обеспечение
доступа
к
ресурсам
Интернет всех
участниковобразовательных
отношений;
Обеспечение обновления ЭОР библиотеки и медиатеки ОО
Оснащение школы техническими средствами обучения
Приведение материально-технической базы школы в
соответствие сдействующими
санитарными
и
противопожарными нормами,
нормами охраны труда работников образовательных организаций
Создание необходимых условий для организации
дополнительного
образования
Общеобразовательная
программа
дополнительного
образования
реализуется в учебно-воспитательной деятельности как стратегия и тактика
педагогической деятельности и, по необходимости, корректируется на
диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала, детских
интересов, склонностей, их психофизического здоровья и социального заказа
21
родителей (законных представителей) изменения парадигмы образования,
требований к современной школе и дополнительному образованию,
нормативных актов.
22