2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-7
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..8-14
4. Тематическое планирование………………………………………………....15
3
Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 2-4 классов с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в
соответствии с нормативными и локальными документами:
•
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";
•
концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об
утверждении
образования
федерального
обучающихся
с
государственного
умственной
образовательного
отсталостью
стандарта
(интеллектуальными
нарушениями)»;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•
устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;
•
учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год;
•
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);
•
программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
•
С.Ю.
Ильина.
Чтение.
Учебник
для
2
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
•
С.Ю.
Ильина.
Чтение.
Учебник
для
3
класса
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
•
С.Ю.
Ильина.
Чтение.
Учебник
для
4
класса
специальных
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
(коррекционных)
4
По учебному плану
на изучение чтения для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
• во 2 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
• в 3 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
• в 4 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы —2 года.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
2 класс
- осознанное и правильное чтение текст - чтение текста после предварительного
вслух по слогам и целыми словами;
анализа вслух целыми словами (сложные по
- пересказ содержания прочитанного текста семантике и структуре слова ― по слогам) с
по вопросам;
соблюдением пауз, с соответствующим
- участие в коллективной работе по оценке тоном голоса и темпом речи;
поступков героев и событий;
- ответы на вопросы учителя по
- выразительное чтение наизусть 3-5 прочитанному тексту;
коротких стихотворений.
- определение основной мысли текста после
предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением
заданий учителя;
определение главных действующих лиц
произведения;
- элементарная оценка их поступков;
чтение
диалогов
по
ролям
с
использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного
разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 5-7
стихотворений.
3 класс
- осознанное и правильное чтение текст - чтение текста после предварительного
вслух по слогам и целыми словами;
анализа вслух целыми словами (сложные по
- пересказ содержания прочитанного текста семантике и структуре слова ― по слогам) с
по вопросам;
соблюдением пауз, с соответствующим
- участие в коллективной работе по оценке тоном голоса и темпом речи;
поступков героев и событий;
- ответы на вопросы учителя по
выразительное
чтение
наизусть прочитанному тексту;
стихотворений.
- определение основной мысли текста после
предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением
заданий учителя;
5
- определение главных действующих лиц
произведения; элементарная оценка их
поступков;
чтение
диалогов
по
ролям
с
использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного
разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8
стихотворений
4 класс
- читать после анализа текст вслух целыми
словами (по слогам трудные по семантике и
структуре слова) с соблюдением пауз и
соответствующим тоном голоса и темпом
речи
-отвечать на вопросы по прочитанному;
- читать про себя, выполняя задания
учителя;
- выделять главных действующих лиц,
давать оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям;
- пересказывать прочитанное по частям;
- выразительно читать наизусть 5-7
стихотворений перед учениками класса.
- осознанно и правильно читать текст вслух
по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного
по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по
оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 7-8
коротких стихотворений перед учениками
класса.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
•
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
•
внутренней
позиции
обучающегося
на
уровне
положительного
отношения
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
•
установки на здоровый образ жизни реализации ее в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
к
6
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с
помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
•
строить сообщения в устной и письменной форме;
•
проводить сравнение по заданным критериям;
•
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Выпускник получит возможность научиться:
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
строить логическое рассуждение;
•
осуществлять сравнение;
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
•
использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных
задач,
строить
монологическое
высказывание
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
(в
том
диалогической
числе
формой
коммуникации;
•
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
•
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
сотрудничества с партнером;
•
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
деятельности
и
7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс 136 ч
Первое полугодие
Содержание чтения
Короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о
школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных.
Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и
школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»,«Почитаем –
поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!»,
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идет», «Чудесное рядом», « Лето
красное».
Техника чтения
Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых
по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты
которых даны в послоговой разбивке.
Чтение слогов и слов для закрепления и дифференциации слоговых структур,
пройденных в 1 классе:
- слогов и слов со стечением согласных;
- слогов и слов с оппозиционными звуками;
- слогов и слов с разделительными ь и ъ;
- слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование
звуковой
культуры
речи:
закрепление
правильного
звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и
выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и
коротких стихотворений вместе с учителем.
Сознательное чтение Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное
чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с
иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений
с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Второе полугодие
Содержание чтения
8
Небольшие по объему произведения устного народного творчества: сказки и
отрывки из них, игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов,
связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением моральноэтических проблем.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.
Плановое чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных
слов текста. Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие.
Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по
содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих
правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между
событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с
иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой
поступок, хорошее или плохое событие. Опора в оценке на собственный опыт.
Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих
вопросов для выяснения главной мысли произведения.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций.
Запоминание названия книги, ее автора и основного содержания. Самостоятельное чтение
книг из библиотеки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги
по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением ее результатов,
драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги.
3 класс 136 ч
Содержание чтения
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, игровые песни.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного
края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и
этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы,
связанные с трудом, школой, семьей, природой.
Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и
школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»,«Почитаем –
9
поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!»,
«Что такое хорошо и что такое плохо»,« Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето
красное».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного
ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по
слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя. Упражнения
в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и
слоговой структуре. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных
и двусложных слов типа: что(што), чтобы (штобы), кого (каво), чего (чево), вода (вада),
олень (алень). Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому
темпу чтения.
Выразительное чтение
Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке.
Интонация
законченности
повествовательного
предложения,
вопросительная
и
восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания
читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый,
злой, хитрый, трусливый). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой
речью
после
работы
над
текстом.
Выразительное
чтение
наизусть
коротких
стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание
текста
с
установкой
на осмысление
его
содержания
и
эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для
ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с ее автора и основного
содержания. Самостоятельное чтение книг из библиотеки. Мотивация самостоятельного
чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с
наглядным отражением ее результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках
детской книги.
4 класс 136 ч
Содержание чтения
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки.
Отличие сказки от рассказа.Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков,
современных детских писателей к природе родного края, о жизни
детей, об их
взаимоотношениях с природой, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих
отношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и
10
необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом.
Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и
школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»,«Почитаем –
поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!»,
«Что такое хорошо и что такое плохо»,« Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето
красное».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного
ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с
простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых
слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение
Соблюдение пауз на знаках препинания, интонации конца предложения,
восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого.
Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение
Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку.
Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное
состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям.
Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя.
Коллекутивная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по
теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по
содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Работа с заглавием
произведения.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Осознание заглавия и
автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном,
пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение библиотеки.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Зазвенел звонок - начался урок
Осенние страницы
Сказка за сказкой
Мир животных
Птицы – наши друзья
Зимние страницы
Всё мы делаем сами и своими руками
Буду делать хорошо и не буду плохо
Ежели вы вежливы
Весенние страницы
Посмеёмся, улыбнемся
Летние страниц
Как хорошо уметь читать!
Итого
12
14
8
15
6
17
16
11
5
14
8
6
4
136
Итого
9
11
13
13
14
10
15
17
19
15
136
Итого
11
6
12
22
14
22
19
30
136
3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
О школе и школьниках
Листьям время опадать
Верные помощники
Крылатые друзья
Здравствуй, Зимушка-зима!
Сказочные истории
Трудолюбие – это клад
Настали дни весенние
Вот такие истории
Летняя пора
4 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
Листья пожелтелые по ветру летят
Раз-два – начинается игра!
Будем делать хорошо и не будем – плохо.
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!
Зимние узоры
В окно повеяло весною.
На пользу и славу Отечества.
Видно, люди не напрасно называют лето красным.
12