Чтение скоу 8 вида

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-7
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..8-14
4. Тематическое планирование………………………………………………....15

3

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся 2-4 классов с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана

в

соответствии с нормативными и локальными документами:
•

федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";

•

концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;

•

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об

утверждении

образования

федерального

обучающихся

с

государственного
умственной

образовательного

отсталостью

стандарта

(интеллектуальными

нарушениями)»;
•

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

•

федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(Приказ

Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•

устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;

•

учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год;

•

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);

•

программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:

•

С.Ю.

Ильина.

Чтение.

Учебник

для

2

класса

специальных

(коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
•

С.Ю.

Ильина.

Чтение.

Учебник

для

3

класса

специальных

(коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
•

С.Ю.

Ильина.

Чтение.

Учебник

для

4

класса

специальных

образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.

(коррекционных)

4

По учебному плану

на изучение чтения для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
• во 2 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
• в 3 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
• в 4 классе - 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы —2 года.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

2 класс
- осознанное и правильное чтение текст - чтение текста после предварительного
вслух по слогам и целыми словами;
анализа вслух целыми словами (сложные по
- пересказ содержания прочитанного текста семантике и структуре слова ― по слогам) с
по вопросам;
соблюдением пауз, с соответствующим
- участие в коллективной работе по оценке тоном голоса и темпом речи;
поступков героев и событий;
- ответы на вопросы учителя по
- выразительное чтение наизусть 3-5 прочитанному тексту;
коротких стихотворений.
- определение основной мысли текста после
предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением
заданий учителя;
определение главных действующих лиц
произведения;
- элементарная оценка их поступков;
чтение
диалогов
по
ролям
с
использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного
разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 5-7
стихотворений.
3 класс
- осознанное и правильное чтение текст - чтение текста после предварительного
вслух по слогам и целыми словами;
анализа вслух целыми словами (сложные по
- пересказ содержания прочитанного текста семантике и структуре слова ― по слогам) с
по вопросам;
соблюдением пауз, с соответствующим
- участие в коллективной работе по оценке тоном голоса и темпом речи;
поступков героев и событий;
- ответы на вопросы учителя по
выразительное
чтение
наизусть прочитанному тексту;
стихотворений.
- определение основной мысли текста после
предварительного его анализа;
- чтение текста молча с выполнением
заданий учителя;

5

- определение главных действующих лиц
произведения; элементарная оценка их
поступков;
чтение
диалогов
по
ролям
с
использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного
разбора);
- пересказ текста по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительное чтение наизусть 7-8
стихотворений
4 класс
- читать после анализа текст вслух целыми
словами (по слогам трудные по семантике и
структуре слова) с соблюдением пауз и
соответствующим тоном голоса и темпом
речи
-отвечать на вопросы по прочитанному;
- читать про себя, выполняя задания
учителя;
- выделять главных действующих лиц,
давать оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям;
- пересказывать прочитанное по частям;
- выразительно читать наизусть 5-7
стихотворений перед учениками класса.

- осознанно и правильно читать текст вслух
по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного
по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по
оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 7-8
коротких стихотворений перед учениками
класса.

Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;

•

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:

•

внутренней

позиции

обучающегося

на

уровне

положительного

отношения

образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
•

установки на здоровый образ жизни реализации ее в реальном поведении и поступках;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:

к

6

•

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;

•

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с
помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:

•

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД:
Выпускник научится:

•

строить сообщения в устной и письменной форме;

•

проводить сравнение по заданным критериям;

•

устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;

•

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Выпускник получит возможность научиться:

•

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•

строить логическое рассуждение;

•

осуществлять сравнение;
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:

•

использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных

задач,

строить

монологическое

высказывание

сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть

(в

том

диалогической

числе
формой

коммуникации;
•

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:

•

задавать

вопросы,

необходимые

для

организации

собственной

сотрудничества с партнером;
•

использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

деятельности

и

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс 136 ч
Первое полугодие
Содержание чтения
Короткие рассказы, стихотворения и загадки о жизни детей в семье, в школе, о
школьных обязанностях, о дружбе и взаимопомощи, о временах года, о жизни животных.
Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и
школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»,«Почитаем –
поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!»,
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Весна идет», «Чудесное рядом», « Лето
красное».
Техника чтения
Плавное чтение по слогам, без искажения звукового состава небольших, простых
по содержанию и структуре слов и предложений, рассказов и стихотворений, тексты
которых даны в послоговой разбивке.
Чтение слогов и слов для закрепления и дифференциации слоговых структур,
пройденных в 1 классе:
- слогов и слов со стечением согласных;
- слогов и слов с оппозиционными звуками;
- слогов и слов с разделительными ь и ъ;
- слогов и слов со сходными буквенными знаками.
Совершенствование

звуковой

культуры

речи:

закрепление

правильного

звукопроизношения, развитие чёткой дикции на основе чтения слоговых структур и
выполнения специальных упражнений; выразительное произнесение чистоговорок и
коротких стихотворений вместе с учителем.
Сознательное чтение Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное
чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с
иллюстративным материалом. Разучивание небольших загадок, потешек и стихотворений
с голоса учителя; воспроизведение их в игровой ситуации.
Второе полугодие
Содержание чтения

8

Небольшие по объему произведения устного народного творчества: сказки и
отрывки из них, игровые песни; рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов,
связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, с решением моральноэтических проблем.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слов с правильным ударением в них.
Плановое чтение по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами
двусложных слов с простыми слоговыми структурами. Предварительное чтение трудных
слов текста. Соблюдение интонации конца предложения и пауз между предложениями.
Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений по образцу учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на адекватное эмоциональное восприятие.
Знакомство с новыми словами с опорой на наглядные средства. Ответы на вопросы по
содержанию прочитанного. Нахождение в тексте предложений, подтверждающих
правильность ответа. Установление с помощью учителя простых смысловых связей между
событиями и поступками героев. Соотнесение предложений и абзацев текста с
иллюстративным материалом. Элементарная оценка прочитанного: хороший или плохой
поступок, хорошее или плохое событие. Опора в оценке на собственный опыт.
Соотнесение содержания рассказа и его заглавия. Использование подсказывающих
вопросов для выяснения главной мысли произведения.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций.
Запоминание названия книги, ее автора и основного содержания. Самостоятельное чтение
книг из библиотеки. Мотивация самостоятельного чтения: предоставление выбора книги
по желанию ученика, организация игры с наглядным отражением ее результатов,
драматизация прочитанного, участие в праздниках детской книги.
3 класс 136 ч
Содержание чтения
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, игровые песни.
Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных авторов о природе родного
края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и
этических нормах поведения. Статьи, содержащие практические советы на темы,
связанные с трудом, школой, семьей, природой.
Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и
школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»,«Почитаем –

9

поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!»,
«Что такое хорошо и что такое плохо»,« Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето
красное».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного
ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по
слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя. Упражнения
в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и
слоговой структуре. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных
и двусложных слов типа: что(што), чтобы (штобы), кого (каво), чего (чево), вода (вада),
олень (алень). Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому
темпу чтения.
Выразительное чтение
Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке.
Интонация

законченности

повествовательного

предложения,

вопросительная

и

восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания
читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый,
злой, хитрый, трусливый). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой
речью

после

работы

над

текстом.

Выразительное

чтение

наизусть

коротких

стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание

текста

с

установкой

на осмысление

его

содержания

и

эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для
ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с ее автора и основного
содержания. Самостоятельное чтение книг из библиотеки. Мотивация самостоятельного
чтения: предоставление выбора книги по желанию ученика, организация игры с
наглядным отражением ее результатов, драматизация прочитанного, участие в праздниках
детской книги.
4 класс 136 ч
Содержание чтения
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки.
Отличие сказки от рассказа.Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков,
современных детских писателей к природе родного края, о жизни

детей, об их

взаимоотношениях с природой, со взрослыми. Нравственное и безнравственное в этих
отношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и

10

необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом
прошлом.
Примерные лексические темы: «Листьям время опадать», «О школе и
школьниках», «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!»,«Почитаем –
поиграем», «В гостях у сказки», «Животные рядом с нами», «Ой ты, зимушка – зима!»,
«Что такое хорошо и что такое плохо»,« Весна идет», « Чудесное рядом», « Лето
красное».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного
ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трехсложных слов с
простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых
слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение
Соблюдение пауз на знаках препинания, интонации конца предложения,
восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого.
Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение
Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку.
Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное
состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям.
Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя.
Коллекутивная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по
теме, по поступкам героев, по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по
содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю. Работа с заглавием
произведения.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Осознание заглавия и
автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном,
пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение библиотеки.

11

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Зазвенел звонок - начался урок
Осенние страницы
Сказка за сказкой
Мир животных
Птицы – наши друзья
Зимние страницы
Всё мы делаем сами и своими руками
Буду делать хорошо и не буду плохо
Ежели вы вежливы
Весенние страницы
Посмеёмся, улыбнемся
Летние страниц
Как хорошо уметь читать!
Итого

12
14
8
15
6
17
16
11
5
14
8
6
4
136

Итого

9
11
13
13
14
10
15
17
19
15
136

Итого

11
6
12
22
14
22
19
30
136

3 класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

О школе и школьниках
Листьям время опадать
Верные помощники
Крылатые друзья
Здравствуй, Зимушка-зима!
Сказочные истории
Трудолюбие – это клад
Настали дни весенние
Вот такие истории
Летняя пора
4 класс

1
2
3
4
5
6
7
8

Листья пожелтелые по ветру летят
Раз-два – начинается игра!
Будем делать хорошо и не будем – плохо.
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!
Зимние узоры
В окно повеяло весною.
На пользу и славу Отечества.
Видно, люди не напрасно называют лето красным.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».