3РП Речевая практика скоу 8 вида

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-8
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..9-19
4. Тематическое планирование………………………………………………....20-21

3

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся 2-4
классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с нормативными и локальными документами:
•

федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";

•

концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;

•

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об

утверждении

образования

федерального

обучающихся

с

государственного
умственной

образовательного

отсталостью

стандарта

(интеллектуальными

нарушениями)»;
•

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

•

федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(Приказ

Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•

устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;

•

учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год;

•

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);

•

программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:

•

С. В. Комарова, Устная речь. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.

•

С. В. Комарова Устная речь. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.

4

•

С. В. Комарова, Устная речь.

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
По учебному плану на изучение речевой практики для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
1 класс — 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели);
2 класс — 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели);
3 4класс — 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы — 3 года.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень
2 класс
— выполнять задания по словесной — выполнять различные задания по
инструкции, данной учителем;
словесной инструкции учителя, понимать
— называть предметы и действия, речь, записанную на аудионосителе;
соотносить их с картинками;
— использовать громкую и шёпотную речь,
— правильно выражать свои просьбы, менять темп и тон речи по указанию
используя вежливые слова;
учителя и в зависимости от ситуации;
— адекватно пользоваться правилами —
участвовать
в
ролевых
играх,
этикета при встрече и прощании;
внимательно слушать собеседника, задавать
— знать свои имя и фамилию, адрес дома;
вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
— участвовать в ролевых играх (пассивно — правильно выражать свои просьбы,
или
с
ограниченными
речевыми употребляя вежливые слова;
средствами);
— уметь здороваться и прощаться,
— слушать сказку или рассказ и уметь используя соответствующие выражения;
отвечать на вопросы с опорой на — знать адрес дома, имена и отчества
иллюстративный материал.
учителей и воспитателей, директора и
завуча школы, ближайших родственников;
— слушать сказку, рассказ, пересказывать
содержание,
опираясь
на
картинносимволический план.
3 класс
— выполнять задания по словесной — понимать содержание сказок и рассказов,
инструкции учителя, детей;
прочитанных учителем или артистами в
— выражать свои просьбы, используя аудиозаписи;
вежливые слова, адекватно пользоваться — выполнять инструкцию, предложенную в
правилами этикета при встрече и письменной форме;
расставании с детьми и взрослыми;
—
выразительно
произносить
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, чистоговорки, короткие стихотворения
объяснять, как можно доехать или дойти до после анализа;
школы (по вопросам учителя); — — участвовать в диалогах по темам
участвовать в ролевых играх в соответствии речевых ситуаций; — правильно выражать
с речевыми возможностями;
свои просьбы, употребляя вежливые слова,
— слушать сказку или рассказ, уметь уметь здороваться, прощаться, просить
отвечать на вопросы с опорой на прощения
и
извиняться,
используя

5

иллюстративный материал;
—
выразительно
произносить
чистоговорки, короткие стихотворения по
образцу учителя;
— участвовать в беседе;
—
слушать
сказку
или
рассказ,
пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.

соответствующие выражения;
— сообщать сведения о себе: имя и
фамилию, адрес, имена и фамилии своих
родственников;
— принимать участие в коллективном
составлении рассказа по темам речевых
ситуаций;
—
уметь
воспроизводить
составленные рассказы с опорой на
картинно-символический план;
—
слушать
сказку
или
рассказ,
пересказывать содержание.
4 класс
— выполнять задания по словесной — понимать содержание сказок и рассказов,
инструкции учителя, детей;
прочитанных артистами в аудиозаписи,
— выражать свои просьбы, используя уметь отвечать на вопросы по содержанию
вежливые слова, адекватно пользоваться услышанного;
правилами этикета при встрече и — понимать содержание детских радио- и
расставании с детьми и взрослыми;
телевизионных передач, уметь отвечать на
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, вопросы по содержанию услышанного;
объяснять, как можно доехать или дойти до — уметь выбирать правильные средства
школы (по вопросам учителя);
интонации, ориентируясь на образец
— участвовать в ролевых играх в учителя и анализ речевой ситуации;
соответствии с речевыми возможностями; — участвовать в диалогах по темам
— слушать сказку или рассказ, уметь речевых ситуаций;
отвечать на вопросы с опорой на — правильно выражать свои просьбы,
иллюстративный материал;
уметь здороваться, прощаться, просить
—
выразительно
произносить прощения
и
извиняться,
используя
чистоговорки, короткие стихотворения по соответствующие выражения;
образцу учителя; — участвовать в беседе;
— принимать участие в коллективном
—
слушать
сказку
или
рассказ, составлении рассказа, сказки по темам
пересказывать содержание, опираясь на речевых ситуаций;
картинно-символический план.
— уметь воспроизводить составленные
рассказы
с
опорой
на
картинносимволический план.
Личностные результаты
1) Самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в
столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т. д.);
2) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в
рамках предметных результатов 1-го года обучения
3) Умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т. д. в
соответствии с предусмотренными предметными результатами);
4) Проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нём,
практическое понимание своих социальных ролей (сын (дочь), воспитанник, ученик,
одноклассник и т. д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;

6

5) Положительное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в ситуациях
общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении; —
проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной

отзывчивости

и

взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей с использованием
полученных на уроках знаний и умений

(интонационных, жестово-мимических),

использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни;
6) Положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса
к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам
своего труда и труда окружающих.
7) Зарождение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с
историей страны;
8) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь),
воспитанник, одноклассник и др.);
9) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с
нормами этикета и правилами культурного поведения;
10) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
(в рамках предметных результатов 2-го года обучения);
11) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в
рамках предметных результатов 2-го года обучения).
12) Уточнение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с
историей страны; — расширение представлений о различных социальных ролях
(покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей; —
укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — овладение
навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках
предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
13) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в
рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
14) Расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с
историей страны;
15) Закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и
окружающих людей;
16) Укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; — закрепление

7

навыков

коммуникации

и

умений

использовать

принятые

нормы

социального

взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
17) Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках
предметных результатов начального обучения).
Коммуникативные учебные действия:
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
• вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик –
класс, учитель – класс);
• договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной
ситуации.
Регулятивные учебные действия:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из – за парты и т.д.);
• работать с учебными принадлежностями (инструментами) и организовывать своё рабочее
место;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия
одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку
деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою
деятельность с учётом выявленных недочётов.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов
(3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет, удочка—уточка,
гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми предлогами: в—на, у—за,
над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи книгу на парту», «Положи книгу в
парту», «Встань у парты», «Зайди за парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под
партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной инструкции учителя с
последующим речевым отчётом о действии («Что ты делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания. Например:
«Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к доске и допиши её
фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке запиши свои имя и фамилию» и т.
д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений,
содержащих слова-родственники или слова, обозначающие функционально сходные
предметы: Миша сделал маленькую табуретку — Коля сделал маленькую скамейку; Дети
слепили во дворе снеговичка — Дети вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы).
Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное
их произнесение.
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух Егорок на одном
выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз —
Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен. Громкая, тихая и шёпотная
речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных
речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального
темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных упражнениях в связи с
речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражения лица: весёлое, грустное,
удивлённое,

сердитое.

Практическое

использование

в

речевых

ситуациях

9

соответствующего тона голоса:

приветливого, вежливого, грубого,

испуганного,

сердитого.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».
Ответные

реплики

на

приглашение

познакомиться

(«Очень

приятно!»,

«Рад

познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы:
«Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво»,
«Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул
с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания:
«Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление,

пожелание.

Формулы

«Поздравляю

с…»,

«Поздравляю

с

праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам
(тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.

10

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно
я…».
Благодарность.

Формулы

«Спасибо»,

«Большое

спасибо»,

«Пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
3 класс
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений,
различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—
гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в
скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных
заданий детьми (с помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов.
Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного. Выполнение
словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в
ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме,

11

которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик
открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем
звук [с], потом [з] на одном выдохе и др. Чёткое выразительное произнесение
чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию. Например: «От топота копыт пыль
по полю летит» 204 (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // —
Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона
голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в
различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим
тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально
подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах)
выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией. Произнесение одной и
той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше
общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их.
Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу
(с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением,
попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный
материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто
ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и
не обижать его;

12

— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините»,
«Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и
афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание
записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных
действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…».
Ответные

реплики

на

приглашение

познакомиться

(«Очень

приятно!»,

«Рад

познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы:
«Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью
обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?»,
«Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи
(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление,

пожелание.

Формулы

«Поздравляю

с…»,

«Поздравляю

с

праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,

13

«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам
(тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно
я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность.

Формулы

«Спасибо»,

«Большое

спасибо»,

«Пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
4 класс
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с
последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи

14

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых
ситуациях.

Практическое

осмысление

многообразия

тона

речи,

выражающего

человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости,
горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в
сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино,
телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого
устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют
собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из
книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства»
слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и
женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста,
это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить
шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы:
«Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво»,

15

«Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул
с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания:
«Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление,

пожелание.

Формулы

«Поздравляю

с…»,

«Поздравляю

с

праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…»,
«Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам
(тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно
я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность.

Формулы

«Спасибо»,

«Большое

спасибо»,

«Пожалуйста».

Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините,
пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при

16

извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при
извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

2 класс
1

Школьная жизнь

8

2

Игры и игрушки

5

3

Играем в сказку

7

4

Я дома

4

5

Я и мои товарищи

4

6

Мы встречаем Новый год

4

7

Зимняя прогулка

4

8

Мойдодыр

12

9

Мамины помощники

11

10

Мир природы

8
Итого:

68

3 класс
1

Школьная жизнь.

12

2

Играем в сказки.

2

3

Я дома

5

4

Я в мире природы

4

5

Игры и игрушки

3

6

Играем в сказки

2

7

Я и мои товарищи в классе

4

8

Играем в сказки

4

9

Я в мире природы

3

10

Играем в сказки

2

11

Я и мои товарищи в классе

9

12

Я в мире природы

3

13

Я дома

6

14

Играем в сказки

2

15

Школьная жизнь

7
Итого:

68

4 класс
1

Школьная жизнь

8

2

Игры и игрушки

5

3

Играем в сказку

7

4

Я дома

4

5

Я и мои товарищи

4

18

6

Мы встречаем Новый год

4

7

Зимняя прогулка

4

8

Мойдодыр

12

9

Мамины помощники

11

10

Мир природы

8
Итого:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».