2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-12
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..13-16
4. Тематическое планирование………………………………………………....17
3
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся 2-4 классов с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в
соответствии с нормативными и локальными документами:
•
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";
•
концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об
утверждении
образования
федерального
обучающихся
с
государственного
умственной
образовательного
отсталостью
стандарта
(интеллектуальными
нарушениями)»;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•
устав МБОУ ООШ №2 г.Углегорска;
•
учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2021 учебный год;
•
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);
•
программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
-Т. В. Алышева. Математика. 2 класс. В 2 ч.. –М.: Просвещение 2020г.
-Т. В. Алышева. Математика.3 класс. В 2 ч. –М.: Просвещение 2020г.
-Т. В. Алышева. Математика. 4 класс. В 2 ч.. –М.: Просвещение 2020г.
По учебному плану
на изучение математики
для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
2 класс — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели);
3 класс — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)
4
4 класс — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы —3 года.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
2 класс
Достаточный уровень
- счет в пределах 20 по единице и равными
числовыми группами;
таблицу состава чисел (11—18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток;
- названия компонента и результатов
сложения и вычитания;
- математический смысл выражений
«столько же», «больше на», «меньше на»;
- различие между прямой, лучом, отрезком;
- элементы угла, виды углов;
элементы
четырехугольников —
прямоугольника, квадрата, их свойства;
- элементы треугольника.
- выполнять сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода, с переходом
через десяток, с числами, полученными при
счете и измерении одной мерой;
решать
простые
и
составные
арифметические задачи и конкретизировать
с помощью предметов или их заместителей
и кратко записывать содержание задачи;
- узнавать, называть, чертить отрезки,
углы — прямой, тупой, острый — на
нелинованной бумаге;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге
в клетку;
- определять время по часам с точностью до
1 часа.
Минимальный уровень
- счет в пределах 20 по единице и равными
числовыми группами;
- таблицу состава чисел (11—18) из двух
однозначных чисел с переходом через
десяток;
- названия компонента и результатов
сложения и вычитания;
- математический смысл выражений «столько
же», «больше на», «меньше на»;
- различие между прямой, отрезком;
- виды углов;
- прямоугольник, квадрат;
- элементы треугольника
- выполнять сложение и вычитание чисел в
пределах 20 без перехода;
- решать простые задачи;
- узнавать, называть, чертить отрезки,
углы — прямой, тупой, острый — на
линованной бумаге, с помощью учителя;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в
клетку по точкам с помощью учителя.
3 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
• знание числового ряда 1-20 в прямом и • знание числового ряда 1-100 в прямом
обратном порядке;
порядке;
• счет, присчитыванием, отсчитыванием • счет, присчитыванием, отсчитыванием по
по единице и равными числовыми единице и равными числовыми группами в
группами в пределах 20;
пределах 100;
• откладывание любых чисел в пределах • откладывание любых чисел в пределах 100 с
20 с использованием счетного материала;
использованием счетного материала;
• знание названия компонентов сложения, • знание названия компонентов сложения,
вычитания;
вычитания, умножения;
• понимание смысла арифметических • понимание смысла арифметических действий
5
действий сложения и вычитания;
• знание таблицы умножения однозначных
чисел до 5;
• пользование таблицами умножения на
печатной
основе
для
нахождения
произведения и частного;
• знание порядка действий в примерах в
два арифметических действия;
• выполнение письменных действия
сложения и вычитания чисел в пределах
20;
• знание единиц (мер) измерения
стоимости, длины (см, дм), массы,
времени и их соотношения;
• различение чисел, полученных при счете
и измерении, запись чисел;
• определение времени по часам тремя
способами с точностью до 1 часа;
•
решение,
иллюстрирование
всех
изученных
простых
арифметических
задач;
•
вычерчивание
прямоугольника
(квадрата) с помощью учителя на бумаге в
клетку.
сложения, вычитания, умножения;
•
знание
таблицы
умножения
всех
однозначных чисел;
• понимание связи таблиц умножения и
деления, пользование таблицами
умножения
на
печатной
основе
для
нахождения произведения и частного;
• знание порядка действий в примерах в два
арифметических действия;
• знание и применение переместительного
свойство сложения и умножения;
• выполнение письменных действия сложения
и вычитания чисел в пределах 100;
• знание единиц (мер) измерения стоимости,
длины (см, дм, м), массы, времени и их
соотношения;
• различение чисел, полученных при счете и
измерении, запись чисел, полученных при
измерении двумя мерами (с полным набором
знаков в мелких мерах);
• знание порядка месяцев в году, номеров
месяцев от начала года;
• умение пользоваться календарем для
установления порядка месяцев в году;
• знание количества суток в месяцах;
• определение времени по часам тремя
способами с точностью до 5 мин;
• решение, составление, иллюстрирование всех
изученных простых арифметических задач;
• краткая запись, моделирование содержания,
решение составных арифметических задач в
два действия;
• различение замкнутых, незамкнутых кривых,
линий;
•
знание
названий
элементов
четырехугольников;
• различение окружности и круга.
4 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Нумерация
- осуществление счета в пределах 100, - осуществление счета в пределах 100,
присчитывая по 2,5; присчитывая по 3, 4 (с присчитывая, отсчитывая равными числовыми
помощью учителя)
группами по 2,3,4,5;
- умение упорядочивать числа в пределах 100;
Единицы измерения и их соотношения
- знание единицы измерения длины 1 мм, - знание единицы измерения длины 1 мм,
соотношения 1 см = 10 мм; выполнение соотношения 1 см = 10 мм; выполнение
измерений
длины
предметов
в измерений длины предметов в сантиметрах и
сантиметрах и миллиметрах (с помощью миллиметрах;
учителя);
- умение определять время по часам с
- умение определять время по часам с точностью до 1 мин; называть время тремя
6
точностью до 1 мин; называть время способами;
одним способом;
- выполнение сравнения чисел, полученных
при измерении величин двумя мерами;
упорядочение
чисел,
полученных
при
измерении величин одной мерой.
Арифметические действия
- выполнение сложения и вычитания - выполнение сложения и вычитания чисел в
двузначного числа с однозначным числом пределах 100 без перехода через разряд на
с переходом через разряд на основе основе приемов письменных вычислений;
приемов устных вычислений;
- выполнение сложения и вычитания
- выполнение сложения и вычитания чисел двузначного
числа
с
однозначным,
в пределах 100 без перехода и с переходом двузначным числом с переходом через разряд
через разряд на основе приемов на основе приемов устных вычислений;
письменных вычислений;
- понимание связи таблиц умножения и
- понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения
деления,
пользование
таблицами на печатной основе для нахождения
умножения на печатной основе для произведения и частного;
нахождения произведения и частного;
- знание и применения переместительного
- знание и применения переместительного свойства умножения;
свойства умножения;
- знание таблицы умножения числа всех
- знание таблицы умножения однозначных однозначных чисел и числа 10; правила
чисел до 5;
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0 и деления на 1,
- использование в собственной речи на 10;
названий компонентов и результатов понимание
смысла
математических
умножения и деления (с помощью отношений больше в…, меньше в…..; умение
учителя);
осуществлять
в
практическом
плане
- знание порядка выполнения действий в увеличение и уменьшение в несколько раз
числовых выражениях без скобок в два данной
предметной
совокупности
и
арифметических действия, содержащих предметной совокупности, сравниваемой с
умножение и деление (с помощью данной, с отражением выполненных операций
учителя);
в математической
записи (составлении
- понимание смысла математических числового
выражения);
выполнение
отношений больше в…, меньше в…..; увеличения и уменьшения числа в несколько
умение осуществлять в практическом раз;
плане увеличение и уменьшение в - знание порядка выполнения действий в
несколько
раз
данной
предметной числовых выражениях без скобок в два
совокупности и предметной совокупности, арифметических
действия,
содержащих
сравниваемой с данной, с отражением умножение и деление;
выполненных операций в математической - использование в собственной речи названий
записи
(составлении
числового компонентов и результатов умножения и
выражения); выполнение увеличения и деления;
уменьшения числа в несколько раз.
Арифметические задачи
- выполнение решения простых
- выполнение решения простых
арифметических задач на увеличение,
арифметических задач на увеличение,
уменьшение числа в несколько раз на
уменьшение числа в несколько раз на основе
основе действий с предметными
моделирования содержания задач с помощью
совокупностями, иллюстрирования
предметно – практической деятельности,
содержания задачи;
иллюстрирования содержания задачи;
- выполнение решения простых
- выполнение решения простых
арифметических задач на нахождение
арифметических задач на нахождение цены,
цены, количества на основе знания
количества на основе знания зависимости
7
зависимости между ценой, количеством,
между ценой, количеством, стоимостью;
стоимостью; составление задач на
составление задач на нахождение цены,
нахождение цены, количества (с помощью количества;
учителя);
- составление краткой записи, выполнение
- составление краткой записи, выполнение решения составной арифметической задачи в
решения составной арифметической
два действия (сложение, вычитание,
задачи в два действия (сложение,
умножение, деление) на основе моделирования
вычитание, умножение, деление) на
содержания задачи.
основе моделирования содержания задачи
(с помощью учителя) .
Геометрический материал
- умение выполнить измерение длины
- умение выполнить измерение длины отрезка
отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с
в сантиметрах и миллиметрах, с записью
записью числа, полученного при
числа, полученного при измерении двумя
измерении двумя мерами; умение
мерами; умение построить отрезок заданной
построить отрезок заданной длины (в
длины (в миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах, в сантиметрах и
миллиметрах);
миллиметрах) (с помощью учителя);
- различение замкнутых, незамкнутых кривых,
- различение замкнутых, незамкнутых
ломаных линий; вычисление длины ломаной;
кривых, ломаных линий; вычисление
- знание названий сторон прямоугольника;
длины ломаной (с помощью учителя);
построение прямоугольника с помощью
- знание названий сторон прямоугольника; чертежного треугольника на нелинованной
построение прямоугольника с помощью
бумаге;
чертежного треугольника на
- узнавание, называние, построение,
нелинованной бумаге (с помощью
моделирование взаимного положения двух
учителя);
геометрических фигур; нахождение точки
- узнавание, называние, построение,
пересечения.
моделирование взаимного положения двух
геометрических фигур; нахождение точки
пересечения (с помощью учителя).
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
•
умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Выпускник получит возможность для формирования:
•
навыка в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке педагога, как
поступить;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
•
использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической
сущности предмета (явления, события, факта);
•
совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
8
Выпускник получит возможность научиться:
•
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
•
проговаривать последовательность действий на уроке;
•
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
•
работать по предложенному учителем плану;
•
отличать верно выполненное задание от неверного;
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
•
характеризовать
собственные
знания
по
предмету,
формулировать
вопросы,
устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно
решены;
•
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
•
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы с учителем, сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
Выпускник получит возможность научиться:
•
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
•
иметь познавательный интерес к математической науке;
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
•
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
•
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Выпускник получит возможность научиться:
•
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
•
слушать и понимать речь других;
•
читать и пересказывать небольшой текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты,
заданные в явном виде.
9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
СЧЕТ В ПРЕДЕЛАХ 20
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной
последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно
(=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через
десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго
слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем
разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом
через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины—дециметр. Обозначение: 1дм. Соотношение: 1дм=10см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости,
длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько
единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый.
Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного
треугольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник:
вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в
клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения
стрелок. Единица (мера) времени—час. Обозначение: 1ч. Измерение времени по часам с
точностью до 1ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
3 класс
10
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение
полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на
десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2,
равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел,
сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие
разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков,
единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+ 7; 60+ 17;
61+ 7; 61+ 27; 61+ 9; 61+ 29; 92+ 8; 61+ 39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение
как
сложение
нескольких
одинаковых
слагаемых,
замена
его
арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия
умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части
арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица
деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20.
Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1р.= 100к.
Скобки. Действия I и II ступени. Единица (мера) длины—метр. Обозначение:
1м.
Соотношения: 1м = 10дм, 1м = 100см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с
копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени—минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год.
Соотношения: 1ч = 60мин, 1сут.= 24ч, 1мес.= 30 или 31сут., 1год= 12мес. Порядок
месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5мин (10ч 25мин и
без 15мин 11ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию).
Вычисление
стоимостью.
стоимости
на
основе
зависимости
между
ценой,
количеством
и
11
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения,
деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий.
Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью
циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник. Вершины, углы, стороны.
4 класс
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из
двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных
частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и
результатов умножения и деления в речи учащихся.
Единица (мера) массы—центнер. Обозначение: 1ц. Соотношение: 1ц= 100кг.
Единица (мера) длины—миллиметр. Обозначение: 1мм. Соотношение: 1см= 10мм.
Единица (мера) времени—секунда. Обозначение: 1с. Соотношение: 1мин= 60с.
Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до
1мин (5ч 18мин, без 13мин 6ч, 18мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи,
решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные
линии—замкнутая,
незамкнутая.
Граница
многоугольника—замкнутая
ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка,
равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки
пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны
(правая, левая), противоположные, смежные стороны.
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела
Наименование разделов
Количество часов
2 класс
1
2
1
2
Первый десяток.
Второй десяток. Счет в пределах 20
Итого
12
124
136
Итого
56
80
136
3 класс
Подготовка к изучению математики
Сотня. Нумерация
4 класс
1
2
3
4
5
6
7
Повторение
Сложение и вычитание в пределах 100 с
переходом через разряд.
Умножение и деление
Меры времени.
Все действия в пределах 100.
Геометрический материал.
Повторение пройденного за год.
14
16
Итого
68
12
9
10
7
136