2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-8
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..9-23
4. Тематическое планирование………………………………………………....24
3
Адаптированная рабочая программа
по ручному труду для обучающихся 2-4
классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с нормативными и локальными документами:
•
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";
•
концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об
утверждении
образования
федерального
обучающихся
с
государственного
умственной
образовательного
отсталостью
стандарта
(интеллектуальными
нарушениями)»;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•
устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;
•
учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год;
•
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);
•
программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Л. А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
2. Л. А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
3.Л. А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
По учебному плану на изучение ручного труда для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
4
• во2 классе - 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
• в 3 классе - 68 ч (2 ч в неделю 34 учебные недели)
• в 4 классе - 68 ч (2 ч в неделю 34 учебные недели)
Срок реализации рабочей программы — 3 года.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
2 класс
- знание правил организации рабочего - знание правил рациональной организации
места, умение организовать свое рабочее труда с помощью учителя;
место с помощью учителя в зависимости от - знание видов художественных ремесел;
характера выполняемой работы,
- нахождение необходимой информации в
-знание видов трудовых работ
материалах учебника с помощью учителя;
- знание названий и свойств поделочных - знание и
использование правил
материалов, используемых на уроках безопасной работы с режущими и
ручного труда;
колющими инструментами, соблюдение
- знание правил их хранения, санитарно- санитарно-гигиенических требований при
гигиенических требований при работе с выполнении трудовых работ;
ними с помощью учителя;
- подбор материалов по их физическим,
анализ
объекта,
подлежащего декоративно
художественным
и
изготовлению, выделение и называние его конструктивным свойствам с помощью
признаков и свойств с помощью учителя;
учителя;
- определение способов соединения деталей - использование в работе разнообразной
с помощью учителя;
наглядности: составление плана работы над
- составление стандартного плана работы по изделием с помощью учителя;
пунктам с помощью учителя;
- осуществление текущего самоконтроля
- использование в работе доступных выполняемых практических действий с
материалов (глиной и пластилином; помощью учителя;
природными материалами; бумагой и - оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
картоном; нитками и тканью).
аккуратно, похоже на образец) с помощью
учителя;
- выполнение общественных поручений по
уборке класса с помощью учителя.
3 класс
- знание правил организации рабочего - знание правил рациональной организации
места; умение организовать свое рабочее труда,
включающих
упорядоченность
место с помощью учителя в зависимости от действий и самодисциплину;
характера
выполняемой
работы, - знание об исторической, культурной и
располагать инструменты, материалы и эстетической ценности вещей; знание видов
приспособления
на
рабочем
столе, художественных ремесел;
сохранять порядок на рабочем месте;
- нахождение необходимой информации в
- знание названий и свойств поделочных материалах учебника, рабочей тетради;
материалов, используемых на уроках - знание и
использование правил
ручного труда;
безопасной работы с режущими и
- знание и соблюдение правил их хранения, колющими инструментами, соблюдение
санитарно-гигиенических требований при санитарно-гигиенических требований при
5
работе с ними;
- использование в работе доступных
материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из
металлоконструктора);
знание
названий
инструментов,
необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной
работы с колющими и режущими
инструментами;
- знание приемов работы (разметки деталей,
выделения детали из заготовки, соединения
деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
анализ
объекта,
подлежащего
изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств с помощью учителя;
- определение способов соединения
деталей;
- составление стандартного плана работы по
пунктам с помощью учителя; владение
некоторыми технологическими приемами
ручной обработки материалов.
выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их
физическим,
декоративно
художественным
и
конструктивным
свойствам;
- отбор оптимальных и доступных
технологических
приемов
ручной
обработки в зависимости от свойств
материалов
и
поставленных
целей;
экономное расходование материалов;
- использование в работе разнообразной
наглядности: составление плана работы над
изделием с помощью учителя;
- осуществление текущего самоконтроля
выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
- оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
- выполнение общественных поручений по
уборке класса.
4 класс
-знание правил организации рабочего места - знание правил рациональной организации
и умение организовать с незначительной труда, включающих упорядоченность дейпомощью учителя свое рабочее место в ствий и самодисциплину;
зависимости от характера выполняемой - знание об исторической, культурной и
работы,
располагать
инструменты, эстетической ценности вещей;
материалы и приспособления на рабочем - нахождение необходимой информации в
столе, сохранять порядок на рабочем месте; материалах учебника, рабочей тетради с
- знание видов трудовых работ;
помощью учителя;
- знание названий и свойств поделочных - знание и
использование правил
материалов, используемых на уроках безопасной работы с режущими и
ручного труда;
колющими инструментами, соблюдение
- знание и применение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при
санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
работе с ними;
- использование в работе разнообразной
знание
названий
инструментов, наглядности: составление плана работы над
необходимых на уроках ручного труда, их изделием с опорой на предметноустройства, правил техники безопасной операционные и графические планы, схем,
работы с колющими и режущими их чтение и выполнение действий в
инструментами;
соответствии
с
ними
в
процессе
- знание приемов работы (разметки деталей, изготовления изделия с помощью учителя;
выделения
детали
из
заготовки, - осуществление текущего самоконтроля
формообразования, соединения деталей, выполняемых практических действий и
отделки изделия), используемые на уроках корректировка хода практической работы с
ручного труда;
помощью учителя;
- использование в работе доступных - оценка своих изделий (красиво, некрасиво,
6
материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и
картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из
металлоконструктора);
анализ
объекта,
подлежащего
изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств;
- определение способов соединения
деталей;
- составление стандартного плана работы по
пунктам с помощью учителя; владение
некоторыми технологическими приемами
ручной
обработки
материалов
с
незначительной помощью учителя.
аккуратно, похоже на образец);
- установление причинно-следственных
связей между выполняемыми действиями и
их результатами с помощью учителя;
- выполнение общественных поручений по
уборке класса.
Личностные результаты
• воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности,
приемами поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
(68 часа)
Работа с глиной и пластилином
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик
маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни,
дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы:
киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие
выполняется по образцу, остальные с натуры. Лепка по образцу или с натуры игрушек:
автобуса, грузового и легкового автомобиля. В конце занятия можно провести игру
«Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по
образцу автобус, имеющий упрощенную форму.
Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина —
строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка,
молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с
помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых
учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу,
остальные — с натуры. Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного
горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для
слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу,
остальные — с натуры. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме
шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной
тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры
«Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими
изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо,
горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины —
нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение
санитарно-гигиенических требований при лепке.
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Лепка по
образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки.
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых
учащихся лепка по образцу.
8
Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных
изображениях.
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и
медведь», «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.
Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение
элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер
геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и
с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами.
Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия
цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками. Расчленение
формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в
изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций.
Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов
макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение
задания.
Работа с природными материалами
Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу
птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек.
Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток
ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи
учителя. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой
косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют
работу при частичной помощи учителя. Самостоятельное изготовление по иллюстрации
свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые
учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу.
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности
поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы,
используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки,
проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарногигиенических требований.
9
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов,
трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на
плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и
рассказам, фигурки животных). Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие
составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы
с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение
санитарно-гигиенических требований.
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют
простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке.
Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.
Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета.
Правила составления макета. Свойства и применение материалоотходов (проволока,
бумага,
пластилин
и
т. д.).
Соблюдение
санитарно-гигиенических
требований.
Организация рабочего места. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток,
палочек. Соблюдение пропорций. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха,
соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление
полосками бумаги). Составление композиции.
Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение
материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией.
Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов.
Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и
кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
Применение и назначение картона.
Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу,
более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении
картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой
(клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их
назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение
санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Изготовление
закладки. Разметка
бумаги
и
картона
по
шаблонам
сложной
конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из
картона аппликации. Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в
10
форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц,
животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся
ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром (по заделу).
Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах
картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила
безопасной работы.
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке,
резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с
обеих сторон. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и
деталей по линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных
открыток, сувениров.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
Правила склеивания картона бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное
использование
материалоотходов
и
природных
материалов
при
изготовлении
поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций.
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной
бумаги. Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора.
Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы»,
используя изделия учащихся.
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с
бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Работа с текстильными материалами
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание
закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки
кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.
Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся
выполняют вышивку сметочными стежками.
Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые
при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация
рабочего места. Правила безопасной работы.
Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании
картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих
рук при резании по прямым и кривым линиям.
11
Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание
игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы.
Закрепление нитки-петли.
Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на
верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками
параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание
картона бумагой с обеих сторон. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание
коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Выполнение стежка «шнурок»
справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того
же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив).
Соблюдение порядка вышивания изделия.
Изготовление
стилизованных
ягод
из
связанных
пучков
нитей:
плетение
косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков
нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение
приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства
ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение).
Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарногигиенических требований. Правила безопасной работы.
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или
прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и
изнаночной стороной на подложке из картона. Ознакомление с ручными стежками
(сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку.
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по
самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов
закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата
из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и
последующую работу с помощью учителя.
Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей
и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и
особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и
шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей.
Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями,
и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места,
12
соблюдение
санитарно-гигиенических
требований
при
работе
с
текстильными
материалами.
Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение,
витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием
палочки. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя.
Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение
сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое
число нитей.
3 класс
(68 часа)
Работа с природным материалом
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Технические
сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина,
цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ,
столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной
работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки,
ниток.
Работа с бумагой и картоном
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек
квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для
наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся
выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в
изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани:
коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый
клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке.
Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов
изделий при окантовке.
Работа с проволокой
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание
кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным
материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок
рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки.
Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства
проволоки: сгибается, ломается,
13
отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для
работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток.
Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарногигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка
инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки
кусачками.
Работа с природными материалами
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма,
величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе:
шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей.
Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки
кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарногигиенических
навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью
пластилина,
клея,
палочек,
проволоки.
Рациональное
использование
случайных
материалов.
Работа с бумагой и картоном
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных
игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и
плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Технические сведения.
Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов
в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки
кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования
при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы
работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым
и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других
материалов к деталям из картона.
Работа с металлоконструктором
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех
плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. Сборка по образцу
квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и
двух планок 9 Разборка собранных изделий. Сборка по образцу лесенки из двух длинных
планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу
по заделу.
14
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление
наборами
«Школьник»,
«Металлический
конструктор».ключ,
отвертка.
Правила
безопасной работы. Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб,
соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и
инструментами. Правильная хватка инструментов.
Работа с бумагой и картоном
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Изготовление по образцу складной
доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с
завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажникапереплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали
изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах
инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со
свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы.
Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего
места и санитарно- гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила
безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического
циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
Работа с текстильными материалами
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по
готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем.
Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из
тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для
счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам
косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу
подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких
сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали,
обметывание краев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого
обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые
при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение
санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы.
Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка:
введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани,
направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов
мешочка, подушечки- прихватки косыми стежками.
Работа с древесиной
15
Экскурсия в столярную мастерскую. Сбор стружки для поделок. Изготовление
аппликаций из стружки. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и
применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается
вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение
санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и
приспособления.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по
шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по
стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных
приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении
картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона:
более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона.
Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка
разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом на линиях сгиба. Сгибание
картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
Работа с текстильными материалами
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание
рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление
вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор
рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы
работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
4 класс
(68 часа)
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина —
строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины
для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при
выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы
с
пластилином.
способами: конструктивным,
Лепка
из
пластическим,
глины
и
пластилина
комбинированным. Приемы
разными
работы:
«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
16
конца
столбика»,
«сплющивание»,
«пришипывание»,
«примазывание»
(объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и
шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты,
используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними.
Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения
деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация,
объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой.
Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
•
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;
•
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
•
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
17
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от
листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических
тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства
ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой»,
вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с
перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из
чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона
ткани;
шероховатые,
шершавые,
скользкие,
гладкие,
толстые,
тонкие;
режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения
18
игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из
ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой
строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки,
кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения).
Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание
ткани. Историко-культурологические
сведения
(изготовление
кукол-
скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы.
Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и
т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком).
Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с
древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка
напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание»,
«сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
19
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в
спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей,
человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор
деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы,
гайки,
винты).
Инструменты
для
работы
с
металлоконструктором
(гаечный
ключ,отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань;
бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока,
пластилин, скорлупа ореха.
20
Тематическое планирование
№
раздела
Наименование разделов
1
2
3
4
2 класс
Работа с пластилином
Работа с природными материалами
Работа с бумагой и картоном
Работа с текстильными материалами
1
2
3
4
5
6
3 класс
Работа с природными материалами.
Работа с бумагой и картоном
Работа с проволокой
Работа с древесиной
Работа с металлоконструктором
Работа с текстильными материалами
1
2
3
4
5
6
Количество
часов
Итого:
13
14
19
22
68
Итого:
8
21
4
16
9
11
68
Итого:
32
11
8
5
5
7
68
4 класс
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью
Работа с пластическими материалами и растворами
Работа с металлом
Работа с проволокой
Ремонт одежды