8 РП Мир природы и человека скоу 8 вида

2

2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-6
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..7-10
4. Тематическое планирование………………………………………………....11

3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека»
для обучающихся 2-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана

в соответствии с нормативными и локальными

документами:
•

федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";

•

концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;

•

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об

утверждении

образования

федерального

обучающихся

с

государственного
умственной

образовательного

отсталостью

стандарта

(интеллектуальными

нарушениями)»;
•

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

•

федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

(Приказ

Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•

устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;

•

учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2020-2021 учебный год;

•

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);

•

программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Мир природы и человека. 2 класс.

Учеб. для общеобразоват. организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова и др. ] М.: Просвещение, 2020
2. Мир природы и человека. 3 класс.

Учеб. для общеобразоват. организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова и др. ] М.: Просвещение, 2020

4

3. Мир природы и человека. 4 класс.

Учеб. для общеобразоват. организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова и др. ] М.: Просвещение, 2020
По учебному плану

на изучение

предмета «Мир природы и человека» для детей с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе
отводится:
2класс — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели);
3 класс — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели);
4класс — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы — 3 года
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень

Достаточный уровень

2 класс
- правильно называть изученные объекты и - различать наиболее распространенные
явления;
овощи и фрукты, объяснять, где они растут,
- различать 3–4 комнатных растения, их как используются человеком;
части, осуществлять уход за комнатными - различать домашних и диких животных,
растениями;
рыб, описывать их повадки, образ жизни;
- выполнять элементарные гигиенические
правила;
- различать признаки времен года,
объяснять причину сезонных изменений в
природе.
3 класс
- правильно называть изученные объекты и - сравнивать и различать домашних и
явления;
диких животных и птиц; описывать их
- сравнивать и различать растения сада и повадки и образ жизни;
леса, деревья хвойные и лиственные, - соблюдать правила питания; правила
кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, приготовления пищи и хранения продуктов
плоды и семена растений, знать названия питания,
соблюдать
требования
по
деревьев
и
кустарников,
наиболее профилактике пищевых отравлений;
распространенных в данной местности.
- соотносить сезонные изменения в неживой
природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека; - определять по
сезонным изменениям время года;
- определять направление ветра.
4 класс
- правильно называть изученные объекты и -различать диких и домашних животных,
явления;
птиц, описывать их повадки, образ жизни,
- различать растения сада, огорода, леса, определять их значение в жизни человека;
поля, знать их названия, различать - соотносить сезонные изменения в
культурные и дикорастущие цветковые неживой
природе
с
изменениями,
растения;
происходящими в живой природе;

5

- правильно ухаживать за растениями сада, - определять время года, описывать его
различать плоды и семена растений, основные признаки; признаки месяцев,
используемых в быту;
составляющих его;
- особенности жизни растений, животных,
человека.
Личностные результаты:
•
•
•

•
•

•
•
•

Осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения
учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах и правах в организации обучения;
Способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при
взаимодействии в совместной деятельности;
владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной
организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
Владение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Метапредметные результаты
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации с помощью учителя;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
• применять установленные правила в планировании способа решения;
• выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
формах;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта сделанных ошибок с помощью учителя;
• адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей
по исправлению допущенных ошибок.

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
(34 часа)
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с
названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой
природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки,
мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло,
жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за
погодой, их словесное описание.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь,
дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной
грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
Труд человека в разное время года
Работа в саду, огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении
морозов. Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных,
человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа
Растения
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения). Части
растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха,
воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными
растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки. Особенности произрастания.
Овощи в питании человека. 83 Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки.
Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов
данной местности. Уход за растениями сада и огорода.
Животные
Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид,
питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые
условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и
собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2–3 названия рыб,
распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ
жизни. Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек. Безопасное поведение
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения:
ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение
овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное
питание. Профилактика пищевых отравлений.

7

3 класс
(34 часа)
Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за
высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей,
количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход
солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы:
облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход,
жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер. Продолжение наблюдений за погодой, их
описание. Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа,
акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и
перелетные: клест, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период. Домашние животные в
разное время года. Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. Сезонные работы в саду,
огороде, труд людей в разное время года.
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр
(элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер. Стороны
горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы. Растения сада.
Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид,
распознавание. Плоды. Ягоды. Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные,
кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные. Грибы.
Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ
жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям. Домашние
животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними
животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан –
свинья, заяц – кролик. Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение
гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.
Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Человек. Безопасное поведение
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных
заболеваний. Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца.
Пульс. Окружающая среда и здоровье человека. Питание человека. Употребление в пищу
овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи.
Профилактика пищевых отравлений.
4 класс
(34 часа)
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура
воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года,
закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в
неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход,
проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года.

8

Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время
года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для
растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли:
равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа
Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2
– 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения:
календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком
парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями,
их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина,
лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних
животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы.
Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь,
утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь,
лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые.
Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование
человеком пчел. Пасека. Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня.
Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние
природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха,
забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник.
Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на
улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный
переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по
тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в
общественном
транспорте.
Правила
безопасного
использование
учебных
принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны
первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
раздела

Наименование разделов

Количество часов

2 класс
1

11

2

Сезонные изменения в природе Сезонные
изменения в неживой природе
Растения и животные в разное время года

3

Труд человека в разное время года

4

4

Неживая природа

4

5

Живая природа

10
Итого

5

34

3 класс
1

Сезонные изменения в природе

11

2

Неживая природа

4

3

Живая природа

19
Итого

34

4 класс
1

Сезонные изменения в природе

9

2

Неживая природа

4

3

Живая природа

21
Итого

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».