ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2. Содержание учебного предмета……………………………………………
3. Тематическое планирование……………………………………………….
2
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
•
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
•
Приказа Минобразования от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;
•
Базисный учебный план (приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002г.
№ 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»);
•
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от
28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»
•
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Под редакцией И.М. Бгажноковой
•
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват.
программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова.-3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение,
2019. 223 с.
•
Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. учреждений 8 вида
/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова - М.: Просвещение, 2011. 207 с.
•
Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год.
Согласно учебному плану на изучение истории отводится:
6 класс – 68 ч. 2 часа в неделю
7 класс – 68 ч. 2 часа в неделю.
8 класс – 68 ч. 2 часа в неделю.
9 класс – 68 ч. 2 часа в неделю.
3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
Достаточный уровень
-знание
некоторых
основных
фактов исторических событий,
явлений, процессов;
-удовлетворительное осмысление
и реализация основных
исторических понятий и
представлений из всех разделов
программы, их использование в
самостоятельной речи, в
пересказах, ответах на вопросы;
-умение участвовать в диалогах и
беседах по основным темам
программы по истории;
-понимание содержания учебных
заданий,
их
выполнение
самостоятельно или с помощью
учителя;
-владение
элементами
самоконтроля при выполнении
заданий;
-владение элементами оценки и
самооценки;
-высказывание собственных
суждений и личностное
отношение к изученным фактам;
-проявление интереса к изучению истории
Минимальный уровень
-понимание
доступных
исторических фактов;
-знание
некоторых
фактов
исторических событий, явлений,
процессов;
-усвоение наиболее доступных
понятий истории на уровне их
понимания и узнавания;
-использование
некоторых
усвоенных понятий в активной
речи;
-умение отвечать на вопросы по
основным
темам,
выбирать
правильный
ответ
из
ряда
предложенных
вариантов
(заданий) с помощью педагога;
-усвоение элементов контроля
учебной деятельности
(с помощью памяток, инструкций,
опорных схем);
-использование помощи учителя
при выполнении учебных задач,
умение самостоятельно исправить
ошибки;
Ученик научится
Ученик получит возможность
научиться
1.·принимать и сохранять учебную задачу;
·2.учитывать выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
3.·планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем
плане;
4.·учитывать установленные правила в
планировании и контроле способа решения;
4
-пользоваться учебником,
ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-пересказывать содержание
изучаемого материала близко к тексту;
-соотносить содержание
иллюстративного материала с текстом
учебника;
-правильно и точно употреблять
·5.осуществлять итоговый и пошаговый
контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией
среды решения задачи);
·6.оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
·7.адекватно воспринимать предложения и
оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
исторические термины, понятия.
7 класс
•
•
•
•
•
•
•
•
Личностными результатами изучения отечественной обществознания являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству;
необходимость поддержания гражданского мира и согласия; отношение к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности;
стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства;
признание равноправия народов, единства разнообразных культур;
убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;
осознание своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими
поколениями.
•
Ученик научится
•
•
•
•
•
•
Ученик получит возможность
научиться
1.называть различные виды правил;
• 1.анализировать схемы и таблицы;
2.приводить примеры индивидуальных и• 2.высказывать собственное мнение,
групповых привычек;
суждения;
3.определять, как права человека связаны
• 3.работать с текстом учебника;
с его потребностями, какие группы прав• 4.формулировать познавательные цели;
существуют;
• 5.ориентироваться на понимание причин
4.определять, каковы способы для
успеха в учебе;
установления порядка в обществе; в чем• 6.осуществлять поиск нужной
смысл справедливости; почему свобода
информации, выделять главное.
не может быть безграничной;
5.определять отличия военной службы
по призыву от военной службы по
контракту, основные обязанности
военнослужащих;
6.определять, что такое дисциплина,
какая она бывает, каковы последствия
нарушения дисциплины;
7. определять, кого называют
5
•
•
•
•
•
•
законопослушным человеком, в чем
коварство мелкого хулиганства;
какие органы называются
правоохранительными; какие задачи
стоят перед судом; какие службы и
подразделения существуют в МВД;
8. определять, как экономика служит
людям; как взаимосвязаны основные
участники экономики;
определять, что такое ресурсы семьи,
каковы важнейшие из них;
из чего складываются доходы семьи;
характеризовать влияние человека на
природу;
определять, что такое экологическая
угроза;
определять, какие законы стоят на
страже охраны природы.
Освоение
обучающимися
с
легкой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебного предмета предполагает достижение ими
двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых
результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно
они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП
образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Планируемые
личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной
деятельности по изучению учебного предмета «Мир истории» и «История Отечества».
Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с
умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, следует рассматривать
как возможные личностные результаты освоения учебного предмета.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
6 класс
Личностные результаты освоения учебного предмета «Мир истории»
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Мир истории» 6
класс:
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися
знаниями и умениями по предмету «Мир истории» и представлены дифференцированно
по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП
является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП
(вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является
препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты: 7 класс
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность
к определению своей позиции.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную,
общественную и другую;
- овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации
исторической информации;
- использовать современные источники информацию, в том числе материалы на
электронных носителях и Интернет-ресурсы;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
7
- владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и
аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:
- формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого
и неделимого многонационального государства;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации
личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России;
- формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности
современных
общественных
явлений,
жизни
в
современном
поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном мире;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся
в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 класс
Содержание программы учебного предмета «Мир истории»
с определением основных видов практических заданий обучающимся.
Глава 1. Имя, отчество, семья, родословная человека –8 часов.
История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. История
фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье.
Родственники близкие и дальние. Понятие о биографии. Даты жизни. Твоя биография.
Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.
Глава 2. Отчий дом. Наша родина – Россия – 10 часов.
Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и
когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.
Отличие городских домов от сельских. Исторические дома (дома-памятники). Изба –
памятник русского домостроения. Малая родина. Как возникали названия городов.
Названия русских сёл и деревень. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых
расположены мой дом, моя школа. Названия и традиции. Родник « Двенадцать ключей».
Истоки. Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение
названия. Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края.
Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы
живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Гражданин.
Патриот. Основной закон страны. Суд, полиция, армия. Президент. Руководство страны.
Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг,
Государственный гимн. Главный город страны. Планета, на которой мы живём. Земля,
другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна. Понятия: Президент, Конституция,
правительство, премьер-министр, Государственная Дума, депутаты, человечество,
Отечество, страна.
Глава 3. О том, что такое время и как его изучают – 7 часов.
Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня,
завтра. Меры времени. Времена года, месяцы, недели, сутки. Хронология. Эра. История
календаря. Появление названий месяцев. Русский земледельческий календарь. Понятие
об историческом времени: дата, век (столетие), тысячелетие, лента времени. Понятие
(ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра,
через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века,
граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие.
Новое тысячелетие (21 в.).
Глава 4. Что изучает наука история – 7 часов.
История – наука, которая изучает события прошедшего времени. Работа учёныхисториков. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения.
Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические
сведения: археология, геральдика, нумизматика (элементарные представления на
конкретных примерах). Работа археологов. Открытия Генриха Шлимана. Понятие
памятник. Вещественные и невещественные памятники. Исторический музей,
краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.
Глава 5. История Древнего мира - 9 часов.
Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные,
религиозные, фантастические). Первобытный период. Первобытное общество. Внешний
вид первобытных людей. Среда обитания. Умения древних прародителей людей.
Человек умелый. Открытия человека умелого. Древние орудия труда. Начало каменного
века. Человек прямоходящий. Внешний вид человека прямоходящего. Добыча и
сохранение огня. Зарождение речи у человека прямоходящего. Человек разумный. Время
9
появления. Совершенствование занятий. Расселение человека разумного. Наступление
ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за
выживание. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Способы охоты
на диких животных. Сохранение огня. Кочевники и собиратели. Изобретение стрел и
лука. Приручение животных. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых
орудий труда. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей.
Глава 6. История вещей. Занятия человека на Земле – 16 часов.
История освоения человеком огня, энергии
Огонь-источник жизни. Источники огня в природе. Использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких животных. Способы добычи огня древним человеком,
культ огня. Как люди научились «прятать» огонь. Огонь и глина. Работа гончара.
Изобретение гончарного круга. Использование огня в производстве: изготовление
посуды, орудий труда, выплавка металлов, и др. кузнечное дело.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины
поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Появление дамб и плотин.
Рыболовство, рыболовные снасти. Передвижение человека по воде. Различные
плавательные средства. Судоходство. Вода и земледелие. Искусственное орошение
земли. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия,
его значение в истории человечества. Предшественники древних водяных машин
(каменная ступка, жернова). Использование человеком воды для получения энергии:
водяное колесо, мельница, гидротурбина.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры,
шалаши, земляные укрытия. Жилища земледельцев и скотоводов. История
совершенствования жилища. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их
значение для изучения истории.
История появления мебели
Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её
изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изготовление
мебели как искусство.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Влияние природных
условий на традиции приготовления пищи у разных народов. История хлеба и
хлебопечения. Выведение новых сортов растений и их расселение по миру. Родина
картофеля. История появление картофеля в России.
История появления посуды
Искусство изготовления керамической посуды. История появления фарфора. Деревянная
посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества
деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4
примера).
Изделия из бересты. Изготовление посуды как искусство.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Пословицы и поговорки об
одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого
организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека.
Способы изготовления, материалы. Совершенствование видов одежды в ходе развития
земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды.
Традиционные виды ткани на Руси. Преимущества хлопчатобумажной ткани. Шёлковая
одежда как признак богатства и знати. Представление о традициях в одежде в разных
странах. Одежда наших предков славян. История появления обуви. Влияние
10
климатических условий на возникновение разных видов обуви. Традиционная обувь на
Руси. Представление об отличии одежды знати.
Уточнение представлений о способах поддержания внешней красоты. Стремление
представителей разных народов к красоте. Представление об истинной красоте человека.
Глава 7. Человек и общество – 11 часов.
Восточные славяне –древние предки русских людей. Земледелие, скотоводство,
рыболовство, охота, собирательство, бортничество – основные занятия восточных славян.
Община как древнее объединение людей. Древние поселения – города. Возникновение
язычества. Духи славян. Строительство святилищ. Боги славян. Современные религии –
буддизм, христианство, ислам. Золотые правила разных религий. Понятие искусства.
История возникновения искусства. Скульптура как древнейший вид искусства.
Произведения народного творчества. Дымковская игрушка. Гжель. Культура народа.
Изобретение письменности. Пиктография, иероглифы. Первый алфавит. Просветители
славянских народов – Кирилл и Мефодий. Первые книги на Руси. Первые изобретения
человека. Изобретение колеса. Достижения 20 века. Причины возникновения войн.
Создание армий и оружия человеком. Освободительная и мировая войны. Великая
Отечественная война. Подвиг ленинградцев. Исторические уроки войн.
7 класс
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
(68 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение. (1 ч)
Раздел I. Древняя Русь (9 ч)
Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже
III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и
славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский,
чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.).
Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории
Центральной, Южной и Восточной Европы.
Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их
значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры
славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар.
Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию.
СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение,
кочевники.
Особенности географического положения, природные и климатические условия
проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами:
финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских
племен.
11
Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры
племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина.
Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с
членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных
славян.
СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье.
Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия
восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др.
Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел,
изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели.
Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян.
Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки».
Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления.
Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути.
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече,
посадник, князь новгородский.
СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь.
Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии,
войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог
плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных
славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники,
связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана
Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи.
СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции.
Древнерусское государство Киевская Русь – 11 ч
Происхождение слова Русь (научные представления).
Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей —
Киевская Русь (IX в.).
Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина,
местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган
при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства —
община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую,
военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов.
Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской
Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян —
смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного»
населения; «уроки» и «погосты».
12
Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи).
Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.
Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля
с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим
черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию.
Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир.
Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних
племен.
СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван.
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства – 14 ч
Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.
Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской
Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат
(иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице
сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира
Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа
и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего
исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних
связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия
католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран
Западной Европы и Руси.
СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение.
История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о
безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших
городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя
царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими
дворами Европы.
Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального
права.
СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь.
Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной»
порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц
и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—
1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки
Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного
авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого
государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына
13
Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси:
Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), ВладимироСуздальское (на юго-востоке).
Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика,
городское вече, посадник, князь новгородский.
Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание
о Москве (1147).
СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник,
республика.
Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура
Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура
русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после
принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные
книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные
памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития;
«Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с
примерами).
Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др.
Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский
собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского,
Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и
др.
Иконопись, традиции греческих мастеров. Икона Владимирской Богоматери — символ
Руси. Развитие русской иконописной школы.
Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым
языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры.
СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная
культура.
Русь в борьбе с завоевателями – 19 ч
Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами.
Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение
войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение
в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение
русско-половецкого войска кочевниками.
Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в СевероВосточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход
монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева.
14
Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание
нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение
русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки».
Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания
монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь
Александр Невский. Ратные подвиги.
СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание.
Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие
сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья,
использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства,
огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального
земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие
новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства,
рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли.
Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как
национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский
князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над
Ордой.
Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель
централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация
зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство
Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник
Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в
борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на
самосознание русского народа.
СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник.
Единое Московское государство – 16 ч
Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV
(Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против
демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения
опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние
церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада
жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества.
Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль
Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана
Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской
православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в.
15
Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение
Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.
Ливонская война за выход в Балтийское море.
СЛОВАРЬ: самодержец, казачество, опричнина, Земский собор, реформатор.
Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение
крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы
крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи.
Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город,
Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной
церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в
Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения
и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой
бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского
народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение
Москвы. Икона Казанской Богоматери.
Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых.
Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне,
крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей.
Народные волнения и восстания (С. Разин и др.).
СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь.
Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе
московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное
влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных
людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в
Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища.
Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление
первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения),
«Большой букварь».
Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др.
Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров,
В. Поярков, В. Атласов).
Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей,
крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры
(храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский,
Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего
общества.
Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада.
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс.
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
Глава
Имя, отчество, семья, родословная человека.
Отчий дом. Наша Родина - Россия.
О том, что такое время и как его изучают.
Что изучает наука история.
История Древнего мира.
История вещей. Занятия человека на Земле.
Человек и общество.
Количес
тво
часов
8
10
7
7
9
16
11
Итого68
часов
Тематический план
7 класс
№
п
/
п
1
2
Глава
Введение
Количес
тво
часов
1
Древняя Русь
9
3
Древнерусское государство
11
4
Крещение Киевской Руси.
Расцвет Русского государства.
14
5
6
Русь в борьбе с завоевателями .
Единое Московское государство
19
16
Итого68
часов
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
Глава
Количес
тво
часов
Итого68
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс.
№
п
/
п
1
2
3
4
5
6
7
Глава
Количес
тво
часов
Итого68
часов
18
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№
Содержание учебного
материала
Кол-во
примечание
часов
Дата
Дата
План.
факт.
теория
1
Введение. Почему надо
изучать историю.
03.09
1
Раздел 1. Имя, отчество, семья, родословная. 7час.
2
История имени.
1
06.09
3
Отчество и фамилия
человека
1
10.09
4
Семья
1
13.09
5
Биография
1
17.09
6
А. С. Пушкин
1
19.09
7.
Поколения людей.
1
24.09
8
Что мы узнали о себе
1
26.09
Раздел 2. Отчий дом. Наша Родина Россия. 11 час.
9
О доме. Что такое дом.
1
01.10
10
О доме. Изба- памятник
русского домостроения.
1
03.10
11
Название городов и
улиц.
1
08.10
12
Родник "двенадцать
ключей"
1
10.10
13
Истоки.
1
15.10
14
Наша Родина - Россия.
1
17.10
15
Как устроено
государство
1
22.10
16
Герб, гимн, флаг России
1
24.10
17
Москва - столица
России.
1
05.11
18
Мы жители планеты
Земля
1
07.11
19
Раздел 3. О том, что такое время и как его изучают. 6 час.
19
Что такое время
1
12.11
20
Счет времени
1
14.11
21 История календаря
1
19.11
22
Русский
земледельческий
календарь
1
21.11
23
Счет лет в истории
1
26.11
24
Историческое время.
1
28.11
Раздел 4. Что изучает наука история.6час.
25
Что такое история
1
05.12
26
Какие науки помогают
истории
1
10.12
27
Как работают археологи
1
12.12
28
Исторические источники
1
17.12
29
Историческая карта
1
19.12
30
Урок повторения и
обобщения
1
24.12
Раздел5. История Древнего мира. 8 час.
31
Земля и космос
1
09.01
32
От кого произошел
человек
1
14.01
33
Человек умелый
1
16.01
34
Следующее поколение
людей каменного века
1
21.01
35
Наступление ледников
1
23.01
36
Как жили древние
охотники, кочевники и
собиратели
1
28.01
37
Новые занятия людей
1
30.01
38
Урок повторения и
обобщения
1
04.02
Раздел 6. История вещей. Занятия человека на Земле. 16 час.
20
39
Огонь в жизни древнего
человека
1
06.02
40
Огонь, глина, гончар.
1
11.02
41
Огонь открывает новую
эпоху в жизни людей.
1
13.02
42
Вода, ее значение в
жизни человека.
1
18.02
43
Разные плавательные
средства, развитие
судоходства
1
20.02
44
Вода и земледелие
1
25.02
45
Вода как источник
энергии
1
27.02
46
Как дома строили
древние люди
1
03.03
47
Как появилась мебель
1
05.03
48
Как появились каша и
хлеб.
1
10.03
49
История об
обыкновенной картошке
1
12.03
50
О керамике, фарфоре и
деревянной посуде.
1
17.03
51
История появления
одежды
1
19.03
52
Одежда и положение
человека в обществе
1
24.03
53
Как люди украшали себя
1
26.03
54 Урок повторения и
обобщения
1
03.04
Раздел 7 Человек и общество 14 час.
55
О далеких предках славянах и родовом строе
1
07.04
56
Как люди понимали мир
природы в древности
1
10.04
57
Христианство
1
14.04
58
Ислам
1
17.04
59
Искусство и культура
1
21.04
60
Народное творчество
1
24.04
21
61
Письмо и первые книги
1
28.04
62
Письмо и первые книги
1
08.05
63
От изобретении колеса- к
новым открытиям
1
12.05
64
Достижения 20 века
1
15.05
65 Человечество стремится к
миру
1
19.05
66
Об армии и вооружении
А. Невский, Суворов,
Кутузов, Жуков и другие .
1
22.05
67
Что такое война, почему
возникают войны. Подвиг
ленинградцев.
1
26.05
68
Итоговый урок
обобщения
1
29.05
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№
Содержание учебного
материала
Кол-во
примечание
часов
Дата
Дата
План.
факт.
теория
1
2
Введение. Вспомним
учебник Мир истории.
04.09
1
Раздел 1. Древняя Русь. . 9час.
Древняя Русь.
1
Происхождение славян.
22
07.09
3
Славяне и соседние
народы
1
11.09
4
Облик славян и черты их
характера
1
14.09
5
Хозяйство и уклад жизни
восточных славян
1
18.09
6
Организация жизни
славян
1
21.09
7.
Жилища, одежда,
семейные обычаи
восточных славян
1
25.09
8
Языческие традиции
Восточных славян
1
28.09
9
Как возникло
Древнерусское
государство
1
02.10
Раздел 2. Древнерусское государство 11 час.
05.10
10 Об Аскольде, Дире и их
1
походах в Византию.
11
Князь Олег. Правление
Олега в Киевской Руси.
1
12
Князь Игорь из рода
Рюриковичей. Походы
Игоря на Византию.
1
13
Предание о гибели князя
Игоря.
1
14
Как княгиня Ольга
отомстила древлянам.
1
15
Ольга наводит порядок в
Киевской
Руси.
Посольство Ольги в
Византию.
1
16
Сын князя Игоря и
Ольги
–
Святослав.
Война Святослава с
хазарами.
1
17
Битвы Святослава на
Балканах. Гибель
Святослава.
1
19.10
23
18
Обобщающий урок
по II главе.
Древнерусское
государство
1
05.11
19
Сыновья князя
Святослава.
Возвращение Владимира
на Русь.
1
07.11
20 Князь Владимир Красное
Солнышко.
1
12.11
Раздел 3. Крещение Киевской Руси.
Расцвет Русского государства. 14 час.
21
1
14.11
Князь Владимир Красное
Солнышко. Крещение
Руси
22
1
19.11
Расцвет русского
государства при
Ярославе Мудром.
Князь – воин, строитель,
книжник.
1
21.11
24 Русская Правда Ярослава
Мудрого.
1
26.11
25
Русь после смерти
Ярослава Мудрого.
1
28.11
26
Князь Владимир
Мономах. Память о
Владимире Мономахе в
истории Киевской Руси.
1
05.12
27
Распад Руси на
отдельные княжества в
XII веке.
1
10.12
28
Новгородская
республика. Господин
Великий Новгород.
1
12.12
Князь Владимир
Красное Солнышко.
Крещение
23
24
29
Занятия и торговые пути
новгородцев.
1
17.12
30
Ростово-суздальское
княжество в XII веке.
История возникновения
Москвы
1
19.12
1
24.12
32
Культура Руси в X-XIII
веках.
1
09.01
33
Обобщающий урок
по III главе. Крещение
Киевской Руси.
1
14.01
1
16.01
31
34 Расцвет Русского
государства
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями .19
35
Образование
монгольского
государства. Чингисхан
и его армия.
1
21.01
36
Битва на реке Калке.
1
23.01
37
Нашествие монголов на
Русь.
1
28.01
38
Летописи о битвах на
реке Сить и героической
обороне Козельска.
1
30.01
39
Походы Батыя на
южнорусские земли.
1
04.02
40
Новгородский князь
Александр Невский
(1236-1263).
1
06.02
41
Ледовое побоище.
1
11.02
42
Власть Золотой Орды
над русскими князьями.
Русские княжества в XII-
43
1
1
13.02
18.02
25
XIV веках. Борьба
Москвы с Тверью.
44
Московский князь Иван
Калита (1325 – 1340).
Наследники Калиты.
1
20.02
45
Изменения в золотой
Орде.
1
25.02
46
Московский князь
Дмитрий Иванович
(1350-1389).
Благословение Сергия
Радонежского.
1
27.02
47
Куликовская битва.
1
03.03
48
Поход Тохтамыша на
Москву в 1382 году.
1
05.03
49
Наследники Дмитрия
Донского. Василий II
Тёмный.
1
10.03
50
Освобождение Руси от
Золотой Орды.
1
12.03
51
Управление
государством Иваном III.
1
17.03
52
Обобщающий урок
по IV главе. Русь в
борьбе с завоевателями
1
19.03
Раздел 5.Единое Московское государство 16 час.
53
Русь в XVI веке. Царь
Иван Грозный.
1
24.03
54
Близкое окружение царя
Ивана IV. Земский
собор, реформы
Избранной рады.
1
26.03
55
Войны Ивана Грозного.
1
03.04
26
56
Война с западными
странами.
1
07.04
57
Опричнина.
1
58
Погромы в Новгороде и
конец опричнины.
Покорение Сибири.
1
14.04
59
Россия после Ивана
Грозного. Лжедмитрий I
– самозванец.
1
17.04
60
Лжедмитрий II.
Семибоярщина.
1
21.04
61
Русская православная
церковь в Смутное время.
1
24.04
62
Минин и Пожарский: за
веру и Отечество!
1
28.04
63
Воцарение династии
Романовых. Царь
Алексей Михайлович
Романов (1645-1676).
1
08.05
64
Раскол в Русской
православной церкви.
1
12.05
65
Укрепление южных
границ России. О казаках.
1
15.05
66
Развитие России в XVII
веке.
1
19.05
67
. Культура России в XVI
– XVII веках.
1
22.05
68
Обобщающий урок за
курс 7 класса
1
26.05
1
27
10.04
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№
Содержание учебного
материала
Кол-во
примечание
часов
Дата
Дата
План.
факт.
теория
1
Введение. Вспомним
учебник Мир истории.
04.09
1
Раздел 1. 9час.
1
2
07.09
3
1
11.09
4
1
14.09
5
1
18.09
6
1
21.09
7.
1
25.09
8
1
28.09
9
1
02.10
Раздел 2. 11 час.
10
05.10
11
19.10
12
13
14
1
1
28
15
1
16
1
17
1
18
1
05.11
19
1
07.11
20 .
1
12.11
21
Раздел 3.
14 час.
1
22
1
23
1
24
1
25
1
19.11
26
1
21.11
27
1
26.11
28
1
28.11
29
1
05.12
30
1
19.12
31
1
10.12
14.11
32
33
1
12.12
34
1
17.12
35
1
24.12
36
1
09.01
37
1
14.01
38
1
16.01
39
Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями .19
40
1
21.01
41
1
23.01
29
42
1
28.01
43
1
30.01
44
1
04.02
45
1
06.02
46
1
11.02
47
1
13.02
51
1
18.02
52
1
20.02
53
1
25.02
54
1
27.02
55
1
03.03
56
1
05.03
57
1
10.03
58
1
12.03
59
1
17.03
60
1
19.03
61
1
24.03
62
1
26.03
63
1
03.04
64
1
07.04
48
49
50
65
1
10.04
66
1
14.04
67
1
17.04
68
1
21.04
1
24.04
1
28.04
30
31