РП АООП УО(ИН) русский 5-9 класс

1

1
1

2

Содержание рабочей программы:
1.
2.
3.
4.

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Основное содержание программы
Тематическое планирование

3
3
5
13

3

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся 5-9 классов
разработана в соответствии:
-с адаптированной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью
(вариант 1), рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 28.08.2013 г.) и утверждена
приказом директора МКСОУ школы-интерната VIII вида от 28.08.2013 г. №93; с изменениями,
утверждёнными приказом МКОУ КШИ от 05.06.2018г. №76/1-ОД; рассмотрена на заседании
педагогического совета (протокол №1 от 30.08.2018г.),
-с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный, 1-4, 5-9 класс - под ред. В.В.Воронковой, М. «Просвещение», 2011г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
5 класс
Обучающиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Обучающиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
6 класс
Обучащиеся должны знать:
- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путем
подбора родственных слов;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;
- строить простое распространенное предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
7 класс
Обучающиеся должны знать:
- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
- название частей речи, их значение;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Обучающиеся должны уметь:

4

- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
8 класс
Обучающиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Обучающиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
9 класс
Обучающиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Обучающиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Основное содержание программы
В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные
навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на
коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного
осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы.
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание
при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на
обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки

5

правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке).
Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ
слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и
др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки
практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря,
формирования навыков грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки обучающихся с
нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. Эта тема
включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в
процессе упражнений формировать у обучающихся навыки построения простого предложения
разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как
возможности умственно отсталых обучающихся излагать свои мысли в письменной форме
весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического
слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению
предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения
— ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с
деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5—9 классов овладеть
такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах обучающимся прививаются навыки делового письма. Обучение
осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в
оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается
формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих
мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Графические навыки у обучающихся формируются главным образом во 2—4 классах,
хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.
5 класс
Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений.
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение
предложений по интонации.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я.Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких
и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, яв начале слова и после гласных. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Алфавит.
Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс.
Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное.

6

Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь)после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь,
мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, ив родительном падеже (из комнаты, из деревни),окончание -ев дательном и предложном
падежах (кдеревне, в деревне),окончания -ей, -ойв творительном падеже (за деревней, за
страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, яв родительном падеже (с озера, с поля),окончания -у, -юв дательном падеже (к огороду, к
морю),-ев предложном падеже ( вгороде, в море),окончания -ом, -емв творительном падеже (за
полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных
окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -ив родительном, дательном и
предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади),окончание -ьюв творительном падеже
(сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го
склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к
различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные
члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.Знаки препинания при однородных
членах.
Связная речь. Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных,
школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин,
материалам наблюдений.
Составление рассказа, по опорным словам, после разбора с учителем (примерная
тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо
родителям.
6 класс
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без
союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

7

Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные грамматические
признаки: род, число, падеж.
Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных
окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с
основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или
только во множественном числе.
Имя прилагательное. Понятие об имени прилагательном. Значение имени
прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу
существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Предложение. Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без
союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед
союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь. Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него имен прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела,
достойный поступок товарища и т. д.).
Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных.
Составление рассказа, по опорным словам, и данному плану. Составление рассказа с
помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью»,
«Катание на лыжах» и др.).
Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных
наблюдений, практической деятельности.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведенных мероприятиях в
классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и
общешкольных мероприятиях).
7 класс
Повторение. Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными
членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные
предложения с союзами и, а, но.
Слово. Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание

8

гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне
слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными
гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного —
род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
1, 2,3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены
предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений.
Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но,
повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь. Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности,
имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История
капельки воды» и др.). Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению),
заявление (о приеме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные
услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.).
8 класс
Повторение. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение
с союзами и, а, но и без союзов.
Слово. Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу.

9

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в
корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-,
единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без
соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного.
Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного
числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в
роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном
и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений.
Правописание личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение).
Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение.
Простое
предложение.
Предложения
распространенные
и
нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с
однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а,
но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь. Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий. Сочинение по
картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической
деятельности, основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня
школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о
производственной практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об
увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность,
расписка.

10

9 класс
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.
Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные
ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и
глухих согласных на письме. Буквы е, е, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки.
Количество звуков и букв в слове.
Слово. Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда
приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от
произношения: без-(бес-), воз-(вое-), из-(ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без
соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории
имени
существительного.
Правописание
падежных
окончаний
имен
существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного
с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300,400;
40, 90,100.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог.
Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней;
большая буква в прямой речи.
Связная речь. Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.

11

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на
конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

12

Тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 5 класс
(170 часов – 5 часов в неделю)
№
Тема
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Итого

Повторение
Звуки и буквы
Слово
Части речи
Имя существителыюе
Предложение
Связная речь
Деловое письмо

28
11
22
5
75
11
14
4
170

Тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 6 класс
(136 часов – 4 часа в неделю)
№
Тема
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого

Повторение
Звуки и буквы
Слово. Состав слова
Части речи
Имя существителыюе
Имя прилагательное
Предложение
Связная речь
Деловое письмо

7
8
24
2
25
34
22
11
3
136

Тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 7 класс
(136 часов – 4 часа в неделю)
№
Тема
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого

Повторение
Слово. Состав слова.
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Предложение
Связная речь
Деловое письмо

12
19
17
17
20
23
12
9
7
136

13

Тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 8 класс
(136 часов – 4 часа в неделю)
№
Тема
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого

Повторение
Слово. Состав слова.
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Предложение
Связная речь
Деловое письмо

12
13
10
15
12
33
21
12
8
136

Тематическое планирование по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 9 класс
(136 часа – 4часа в неделю)
№
Тема
Кол-во часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Итого

Повторение
Звуки и буквы
Слово. Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Личные местоимения
Глагол
Имя числительное
Наречие
Части речи
Предложение
Связная речь
Деловое письмо

12
4
11
14
9
12
21
8
9
6
12
11
7
136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».