Русский язык РП АООП НОО ЗПР

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2. Содержание учебного предмета……………………………………………
3. Тематическое планирование……………………………………………….

3

Адаптированная

учебная

программа

начального

обучающихся с задержкой психического развития по

общего

русскому языку

образования
для 1-4

классов разработана в соответствии с нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.06.2011 г. № 85, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. № 81).
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год.
7. Примерной программы начального общего образования. Под редакцией
А.А.Плешакова, в 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2015 и авторской программы по
предмету «Русский язык» для общеобразовательной школы 1 - 4 классы, авторы
программы: Канакина В. П., ГорецкийВ. Г. - М.: Просвещение, 2016 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1–.:М Просвещение,2019
2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2.–.:М Просвещение,2019
Русский язык
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. –.:М Просвещение,2019
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1.–.:М
Просвещение,2019
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2.–.:М
Просвещение,2019
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 1.–.:М
Просвещение,2019
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Часть 2.–.:М
Просвещение,2019
6. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 1.–.:М
Просвещение,2019
7. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Часть 2.–.:М
Просвещение,2019
На изучение русского языка по общеобразовательной программе отводится:
1 класс — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели)
отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных
недель) — урокам русского языка; 2
2 класс — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели);
3 класс — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели);
4 4класс — 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели)

4

Срок реализации рабочей программы — 4 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Развитие речи
• первичному
умению
оценивать • различать устную и письменную речь;
правильность
(уместность)
выбора различать диалогическую речь;
языковых и неязыковых средств устного •отличать текст от набора не связанных друг с
общения не уроке, в школе, в быту, со другом предложений;
знакомыми и незнакомыми, с людьми •анализировать текст с нарушенным порядком
разного возраста;
предложений
и
восстанавливать
их
•соблюдать в повседневной жизни нормы последовательность в тексте;
речевого этикета;
•определять тему и главную мысль текста;
•слушать вопрос, понимать его, отвечать •соотносить заголовок и содержание текста;
на поставленный вопрос;
•составлять текст по рисунку и опорным
•пересказывать сюжет известной сказки по словам (после анализа содержания рисунка);
данному рисунку;
•составлять текст по его началу и по его концу;
•составлять текст из набора предложений; •составлять
небольшие
монологические
•выбирать заголовок текста из ряда высказывания по результатам наблюдений за
данных и самостоятельно озаглавливать фактами и явлениями языка
текст.
Фонетика, орфоэпия, графика
• различать звуки речи;
• наблюдать над образованием звуков речи;
понимать различие между звуками и • определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
буквами;
• обозначать на письме звук [й’];
• устанавливать
последовательность • располагать заданные слова в алфавитном
звуков в слове и их число;
порядке;
• различать гласные и согласные звуки, • устанавливать соотношение звукового и
определять их в слове и правильно буквенного состава в словах типа коньки,
произносить;
утюг, яма, ель;
• определять
качественную • находить случаи расхождения звукового и
характеристику гласного звука в слове: буквенного состава слов при орфоэпическом
ударный или безударный;
проговаривании (вода, стриж, день, жить и
• различать гласный звук [и] и согласный др.);
звук [й];
• произносить звуки и сочетания звуков в
• различать согласные звуки: мягкие и соответствии с нормами литературного языка
твёрдые, глухие и звонкие, определять их (круг слов определён «Орфоэпическим
в слове и правильно произносить;
словарём» в учебнике).
• различать непарные твёрдые согласные
[ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные
[ч’], [щ’], находить их в слове, правильно
произносить;
• устанавливать соотношение звукового и
буквенного состава в словах типа стол,
конь, ёлка;
• различать слово и слог; определять

5

количество слогов в слове, делить слова на
слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном
порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми
обозначаются звуки на письме;
• различать буквы, обозначающие гласные
звуки, как показатели твёрдости-мягкости
согласных звуков;
• определять функцию буквы «мягкий
знак» (ь) как показателя мягкости
предшествующего согласного звука
Лексика, морфология, синтаксис
•различать слово и предложение, слово и •осознавать слово как единство звучания и
слог, слово и набор буквосочетаний (книга значения;
— агник);
•определять значение слова или уточнять с
•различать предмет (признак, действие) и помощью «Толкового словаря» учебника;
слово, называющее этот предмет;
•на
практическом
уровне
различать
•определять
количество
слов
в многозначные слова (простые случаи), слова,
предложении,
вычленять
слова
из близкие и противоположные по значению;
предложения;
•подбирать слова, близкие и противоположные
•классифицировать
и
объединять по значению при решении учебных задач;
некоторые слова по значению (люди, •на практическом уровне различать словаживотные, растения, инструменты и др.);
названия предметов, названия признаков
•определять группу «вежливых» слов предметов, названия действий предметов;
(слова-прощания,
слова-приветствия, •различать слова, обозначающие предметы
слова-извинения, слова-благодарения);
(признаки предметов, действия предметов);
•определять значение слова или уточнять с •соотносить слова-названия предметов и
помощью «Толкового словаря» учебника. вопрос, на который отвечают эти слова;
различать
текст
и
предложение, •соотносить
слова-названия
действий
предложение и слова, не составляющие предметов и вопрос, на который отвечают эти
предложения;
слова;
•выделять предложения из речи;
•соотносить
слова-названия
признаков
•соблюдать в устной речи интонацию предметов и вопрос, на который отвечают эти
конца предложения;
слова;
•определять границы предложения в •различать названия предметов, отвечающие
деформированном
тексте
(из
2—3 на вопросы к т о? ч т о?
предложений), выбирать знак для конца •определять
существенные
признаки
каждого предложения;
предложения:
законченность
мысли
и
•соотносить схемы предложений и интонацию конца предложения;
предложения, соответствующие этим •устанавливать связь слов в предложении;
схемам;
сравнивать
предложения
по
цели
•составлять предложения из слов (в том высказывания и по интонации (без терминов) с
числе из слов, данных не в начальной опорой на содержание (цель высказывания), на
форме);
интонацию, (мелодику, логическое ударение),
•составлять предложения по схеме, порядок слов, знаки конца предложения.
рисунку, на заданную тему (например, на
тему «Весна»);
•писать предложения под диктовку, а
также составлять их схемы.

6

Орфография и пунктуация
•применять
изученные
правила •определять случаи расхождения звукового и
правописания: раздельное написание слов буквенного состава слов;
в предложении;
•писать двусложные слова с безударным
•написание гласных и, а, у после шипящих гласным звуком в двусложных словах
согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под (простейшие случаи, слова типа вода, трава,
ударением); отсутствие мягкого знака зима, стрела);
после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, •писать слова с парным по глухости-звонкости
чт;
согласным звуком на конце слова (простейшие
•перенос слов;
случаи, слова типа глаз, дуб);
•прописная буква в начале предложения, в •применять
орфографическое
чтение
именах собственных;
(проговаривание) при письме под диктовку и
•непроверяемые гласные и согласные в при списывании;
корне слова (перечень слов дан в •пользоваться «Орфографическим словарём» в
учебнике); знаки препинания конца учебнике как средством самоконтроля.
предложения ( . ? !);
•безошибочно списывать текст с доски и
учебника;
•писать
под
диктовку
тексты
в
соответствии с изученными правилами.

2 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Развитие речи
тексты
по
предложенному
•
оценивать
правильность •создавать
(уместность)
выбора
языковыхи заголовку;
неязыковых средств устного общения на •подробно или выборочно пересказывать
уроке, в школе,в быту, со знакомыми и текст;
незнакомыми, с людьми разного возраста; •пересказывать текст от другого лица;
•
соблюдать в повседневной жизни •составлять устный рассказ на определенную
нормы речевого этикета и правила устного тему с использованием разных типов речи:
общения (умение слышать, реагировать на описание, повествование, рассуждение;
•анализировать и корректировать тексты с
реплики, поддерживать разговор);
•
выражать собственное мнение и нарушенным порядком предложений, находить
в тексте смысловые пропуски;
аргументировать его;
•
самостоятельно
озаглавливать •корректировать тексты, в которых допущены
нарушения культуры речи;
текст;
•анализировать
последовательность
•
составлять план текста;
•
сочинять письма, поздравительные собственных действий при работе над
открытки, записки и другие небольшие изложениями и сочинениями и соотносить их с
алгоритмом;
оценивать
тексты
для
конкретных
ситуаций разработанным
правильность
выполнения
учебной
задачи:
общения.
соотносить собственный текст с исходным
(для изложений) и с назначением, задачами,
условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
•соблюдать нормы речевого взаимодействия
при интерактивном общении (smsсообщения,
электронная почта, Интернет).

7

•
•

•

Фонетика, орфоэпия, графика
•различать звуки и буквы;
• пользоваться русским алфавитом на основе
•характеризовать звуки русского языка: знания последовательности букв в нем для
гласные ударные/безударные; согласные упорядочивания слов и поиска необходимой
твердые/мягкие,
парные/непарные информации в различных словарях и
твердые
и
мягкие;
согласные справочниках.
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие
и глухие;
•пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в
нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
•соблюдать нормы русского и родного
литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала);
•находить при сомнении в правильности
постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю
учебника) либо обращаться за помощью к
учителю, родителям и др.
Лексика, морфемика, морфология, синтаксис
•выявлять слова, значение которых •подбирать
антонимы
для
точной
требует уточнения;
характеристики предметов при их сравнении;
•определять значение слова по тексту или •различать употребление в тексте слов в
уточнять с помощью толкового словаря
прямом и переносном значении (простые
•подбирать синонимы для устранения случаи);
повторов в тексте.
•оценивать уместность использования слов в
•различать изменяемые и неизменяемые тексте;
слова;
•выбирать слова из ряда предложенных для
•различать родственные (однокоренные) успешного решения коммуникативной задачи.
слова и формы слова;
• •выполнять морфемный анализ слова в
•находить в словах с однозначно соответствии с предложенным учебником
выделяемыми морфемами окончание, алгоритмом, оценивать правильность его
корень, приставку, суффикс
выполнения;
•распознавать грамматические признаки
• •использовать
результаты
выполненного
слов;
морфемного
анализа
для
решения
•с учетом совокупности выявленных орфографических и/или речевых задач
признаков (что называет, на какие •проводить морфологический разбор имен
вопросы отвечает, как изменяется) существительных,
имен
прилагательных,
относить слова к определенной группе глаголов по предложенному в учебнике
основных
частей
речи
(имена алгоритму;
оценивать
правильность
существительные, имена прилагательные, проведения морфологического разбора;
глаголы).
•различать предложение, словосочетание, •находить в тексте такие части речи, как
слово;
личные местоимения и наречия, предлоги
•устанавливать при помощи смысловых вместе с существительными и личными
вопросов связь между словами в местоимениями, к которым они относятся,
словосочетании и предложении;
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
•классифицировать предложения по цели •различать
второстепенные
члены

8

высказывания,
находить предложения —определения,
дополнения,
повествовательные/побудительные/вопрос обстоятельства;
ительные предложения;
•выполнять в соответствии с предложенным в
•определять
учебнике
алгоритмом
разбор
простого
восклицательную/невосклицательную
предложения (по членам предложения,
интонацию предложения;
синтаксический), оценивать правильность
•находить главные и второстепенные (без разбора;
деления на виды) члены предложения;
•различать простые и сложные предложения.
•выделять предложения с однородными
членами.
Орфография и пунктуация
•применять правила правописания (в •осознавать место возможного возникновения
объеме содержания курса);
орфографической ошибки;
•определять (уточнять) написание слова •подбирать
примеры
с
определенной
по орфографическому словарю учебника;
орфограммой;
•безошибочно списывать текст объемом •при составлении собственных текстов
80—90 слов;
перефразировать
записываемое,
чтобы
•писать под диктовку тексты объемом избежать орфографических и пунктуационных
75—80 слов в соответствии с изученными ошибок;
правилами правописания;
•при работе над ошибками осознавать причины
•проверять собственный и предложенный появления ошибки и определять способы
текст,
находить
и
исправлять действий, помогающие предотвратить ее в
орфографические
и
пунктуационные последующих письменных работах.
ошибки.
3 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Развитие речи
• участвовать в устном общении на уроке • определять последовательность частей
(слушать собеседников, говорить на текста, составлять план текста, составлять
обсуждаемую тему, соблюдать основные собственные тексты по предложенным и
правила речевого поведения); выражать самостоятельно составленным планам;
собственное мнение, обосновывать его с • пользоваться самостоятельно памяткой для
учётом ситуации общения;
подготовки
и
написания
письменного
• применять речевой этикет в ситуациях изложения учеником;
учебного и речевого общения, в том числе • письменно (после коллективной подготовки)
при обращении с помощью средств ИКТ; подробно
или
выборочно
передавать
соблюдать правила вежливости при содержание
повествовательного
текста,
общении с людьми, плохо владеющими предъявленного на основе зрительного
русским языком;
восприятия; сохранять основные особенности
• анализировать свою и чужую речь при текста-образца; грамотно записывать текст;
слушании себя и речи товарищей (при соблюдать требование каллиграфии при
ответах на поставленный учителем письме;
вопрос, при устном или письменном • составлять под руководством учителя
высказывании)
с
точки
зрения небольшие повествовательный и описательный
правильности,
точности,
ясности тексты на близкую жизненному опыту детей
содержания;
тему, по рисунку, репродукциям картин
• строить предложения для решения художников (в «картинной галерее» учебника)
определённой
речевой
задачи,
для и опорным словам, на тему выбранной
завершения текста, для передачи основной учениками пословицы или поговорки;

9

мысли текста, для выражения своего •
использовать
в
монологическом
отношения к чему-либо;
высказывании разные типы речи: описание,
• понимать содержание читаемого текста, рассуждение, повествование;
замечать в нём незнакомые слова, • пользоваться специальной, справочной
находить в нём новую для себя литературой,
словарями,
журналами,
информацию для решения познавательной интернетом при создании собственных
или коммуникативной задачи;
речевых произведений на заданную или
• понимать тему и главную мысль текста, самостоятельно выбранную тему;
подбирать к тексту заголовок по его теме • находить и исправлять в предъявленных
или главной мысли, находить части предложениях,
текстах
нарушения
текста, определять их последовательность, правильности, точности, богатства речи;
озаглавливать части текста;
• проверять правильность своей письменной
• восстанавливать последовательность речи,
исправлять
допущенные
частей
или
последовательность орфографические и пунктуационные ошибки.
предложений в тексте повествовательного
характера;
• распознавать тексты разных типов:
описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте
языковые средства, создающие его
выразительность;
• знакомиться с жанрами объявления,
письма;
• строить монологическое высказывание
на определённую тему, по результатам
наблюдений за фактами и явлениями
языка.
Фонетика, орфоэпия, графика
• характеризовать звуки русского языка: • осуществлять звуко-буквенный разбор слова
гласный – согласный, гласный ударный – самостоятельно по предложенному в учебнике
безударный, согласный твёрдый – мягкий, алгоритму;
парный – непарный, согласный глухой – • оценивать правильность проведения звукозвонкий, парный – непарный (в объёме буквенного анализа слова;
изученного);
• соблюдать нормы русского языка в
• определять функцию разделительного собственной речи и оценивать соблюдение
твёрдого знака (ъ) в словах;
этих норм в речи собеседников (в объёме
• устанавливать соотношение звукового и орфоэпического словаря учебника);
буквенного состава в словах типа мороз, • пользоваться орфоэпическим словарём при
ключ, коньки, в словах с йотированными определении правильного произношения слова
гласными е, ё, ю, я(ёлка, поют), в словах с (или обращаться за помощью к другим
разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в орфоэпическим словарям русского языка или к
словах с непроизносимыми согласными;
учителю, родителям и др.).
• осуществлять звуко-буквенный анализ
доступных по составу слов;
• произносить звуки и сочетания звуков в
соответствии с нормами литературного
языка (круг слов определён словарём
произношения в учебнике);
• использовать знание алфавита для
упорядочивания слов и при работе со
словарями и справочниками;
• применять знания фонетического

10

материала при использовании правил
правописания;
• пользоваться при письме небуквенными
графическими
средствами:
пробелом
между словами, знаком переноса, абзаца.
Лексика, морфемика, морфология, синтаксис
• находить в предложении и тексте • осознавать, что понимание значения слова –
незнакомое
слово,
определять
его одно из условий умелого его использования в
значение по тексту или толковому устной и письменной речи;
словарю; спрашивать о значении слова • замечать в художественном тексте слова,
учителя;
употреблённые в переносном значении, а
• наблюдать за употреблением синонимов также
эмоционально-оценочные
слова,
и антонимов в речи, подбирать синонимы сравнения, олицетворения (без терминологии);
и антонимы к словам разных частей речи, • оценивать уместность использования слов в
уточнять их значение;
тексте;
• иметь представление об омонимах; • подбирать синонимы для устранения
приобретать
опыт
различения
в повторов в тексте;
предложениях и текстах омонимов;
• выбирать слова из ряда предложенных для
• иметь представление о фразеологизмах успешного решения коммуникативных задач;
(устойчивых
сочетаниях
слов); • размышлять над этимологией некоторых
приобретать
опыт
различения
в слов-названий;
предложениях и текстах фразеологизмов;
•
приобретать
опыт
редактирования
•
наблюдать
за
использованием употреблённых в предложении (тексте) слов
фразеологизмов в упражнениях учебника, • находить корень в однокоренных словах с
осознавать их значение в тексте и чередованием согласных в корне;
разговорной речи;
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• распознавать слова, употреблённые в • узнавать сложные слова (типа вездеход,
прямом и переносном значении (простые вертолёт и др.), выделять в них корни;
случаи);
находить
соединительные
гласные
• иметь представление о некоторых (интерфиксы) в сложных словах;
устаревших словах и их использовании в • сравнивать, классифицировать слова по их
речи;
составу;
• пользоваться словарями при решении • соотносить слова с предъявляемыми к ним
языковых и речевых задач.
моделям, выбирать из предложенных слов
• владеть опознавательными признаками слово, соответствующее заданной модели,
однокоренных слов;
составлять модель заданного слова;
• различать однокоренные слова и • осознавать значения, вносимые в слово
различные формы одного и того же слова; суффиксами и приставками (простые случаи);
• различать однокоренные слова и слова с • наблюдать за способами образования слов
омонимичными корнями, однокоренные при помощи приставки (или суффикса);
слова и синонимы;
• разбирать по составу слова с однозначно
• находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с
выделяемыми морфемами окончание, предложенным в учебнике алгоритмом,
основу
(простые
случаи),
корень, оценивать правильность проведения разбора
приставку, суффикс;
по составу;
• выделять нулевое окончание;
• подбирать однокоренные слова и формы
• подбирать слова с заданной морфемой;
одного и того же слова с целью проверки
• образовывать слова с помощью изучаемых орфограмм в корне слова,
приставки (или суффикса), осознавать использовать графический образ изучаемых
значение новых слов.
приставок и суффиксов для правописания слов
• распознавать части речи на основе с этими приставками и суффиксами.
усвоенных
признаков
(в
объёме • производить морфологический разбор

11

программы);
• распознавать имена существительные;
находить начальную форму имени
существительного;
определять
грамматические признаки (род, число,
падеж); изменять имена существительные
по числам и падежам;
• распознавать имена прилагательные;
определять
зависимость
имени
прилагательного
от
формы
имени
существительного; находить начальную
форму имени прилагательного; определять
грамматические признаки (род, число,
падеж); изменять имена прилагательные
по числам, родам (в единственном числе),
падежам (первое представление);
• распознавать глаголы; определять
начальную
(неопределённую)
форму
глаголов
(первое
представление),
различать глаголы, отвечающие на
вопросы «что делать?» и «что сделать?»;
определять грамматические признаки
глагола – форму времени, число, род (в
прошедшем времени);
• распознавать личные местоимения (в
начальной
форме),
определять
грамматические признаки: лицо, число,
род
(у
местоимений
3-го
лица);
использовать личные местоимения для
устранения неоправданных повторов;
• узнавать имена числительные (общее
представление);
распознавать
количественные и порядковые имена
числительные;
• устанавливать отличие предлогов от
приставок, значение частицы не;
• узнавать союзы и, а, но и понимать их
роль в предложении;
• подбирать примеры слов и форм разных
частей речи; наблюдать их употребление в
тексте и устной речи, правильно
употреблять в речи части
• различать предложение, словосочетание
и слово;
• выделять предложения из потока устной
и письменной речи, оформлять их
границы;
• определять вид предложений по цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по
интонации
(восклицательные
и
невосклицательные),
правильно

изучаемых самостоятельных частей речи (в
объёме программы), пользуясь алгоритмом
разбора в учебнике;
• наблюдать за словообразованием частей
речи;
• замечать в устной и письменной речи
речевые ошибки и недочёты в употреблении
изучаемых форм частей речи.
• устанавливать в словосочетании связь
главного слова с зависимым при помощи
вопросов;
• выделять в предложении основу и
словосочетания;
• находить в предложении обращение (в
начале, в середине, в конце);
• опознавать простое и сложное предложения,
определять части сложного предложения;
• выполнять в соответствии с предложенным в
учебнике
алгоритмом
разбор
простого
предложения (по членам, синтаксический),
оценивать правильность разбора.

12

интонировать
эти
предложения;
составлять такие предложения;
• различать понятия «члены предложения»
и «части речи»;
• находить главные (подлежащее и
сказуемое) и второстепенные члены
предложения (без деления на виды);
• устанавливать при помощи вопросов
связь между словами в предложении;
отражать её в схеме;
• соотносить предложения со схемами,
выбирать предложение, соответствующее
схеме;
•
различать
распространённые
и
нераспространённые
предложения,
составлять такие предложения;
• отличать основу предложения от
словосочетания; выделять в предложении
словосочетания;
• разбирать предложение по членам
предложения: находить грамматическую
основу (подлежащее и сказуемое), ставить
вопросы к второстепенным членам
предложения, определять, какие из них
поясняют подлежащее или сказуемое, или
другие второстепенные члены, выделять
из предложения словосочетания.
Орфография и пунктуация
а) применять ранее изученные правила а) применять правила правописания:
правописания, а также:
• соединительные о и е в сложных словах
• непроизносимые согласные;
(самолёт, вездеход);
• разделительный твёрдый знак (ъ);
• е и и в суффиксах имён существительных
• непроверяемые гласные и согласные в (ключик – ключика, замочек – замочка);
корне слова, в том числе с удвоенными • запятая при обращении;
согласными (перечень см. в словаре • запятая между частями в сложном
учебника);
предложении;
• гласные и согласные в неизменяемых на • безударные родовые окончания имён
письме приставках и суффиксах;
прилагательных, глаголов в прошедшем
• мягкий знак после шипящих на конце времени;
имён существительных (речь, брошь, б) при составлении собственных текстов
мышь);
использовать помощь взрослого или словарь,
• безударные родовые окончания имён пропуск орфограммы или пунктограммы
прилагательных;
(чтобы избежать орфографической ошибки).
• раздельное написание предлогов и
слитное написание приставок;
• раздельное написание частицы не с
глаголами;
б) подбирать примеры с определённой
орфограммой;
в)
обнаруживать
орфограммы
по
освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объёме

13

изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и
соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки
правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов,
использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и
учебника (объёмом 65 – 70 слов);
ж) писать под диктовку текст (объёмом 55
– 60 слов) в соответствии с изученными
правилами правописания;
з)
проверять
собственный
и
предложенный
текст,
находить
и
исправлять
орфографические
и
пунктуационные ошибки.
4 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Развитие речи
• оценивать правильность (уместность) • создавать
тексты по предложенному
выбора
языковых заголовку;
и неязыковых средств устного общения на • подробно или выборочно пересказывать
уроке,
в
школе, текст;
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с • пересказывать текст от другого лица;
людьми разного возраста;
• составлять
устный
рассказ
на
• соблюдать в повседневной жизни нормы определённую тему с использованием разных
речевого этикета и правила устного типов
речи:
описание,
повествование,
общения (умение слышать, реагировать на рассуждение;
реплики, поддерживать разговор);
• анализировать и корректировать тексты с
• выражать
собственное
мнение
и нарушенным порядком предложений, находить
аргументировать его;
в тексте смысловые пропуски;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• корректировать
тексты,
в
которых
• составлять план текста;
допущены нарушения культуры речи;
• сочинять
письма,
поздравительные • анализировать
последовательность
открытки, записки и другие небольшие собственных действий при работе над
тексты
для
конкретных
ситуаций изложениями и сочинениями и соотносить их с
общения.
разработанным
алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной
задачи: соотносить собственный текст с
исходным (для изложений) и с назначением,
задачами,
условиями
общения
(для
самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия
при интерактивном общении (smsсообщения,
электронная почта, Интернет и другие виды и
способы связи).
•

различать звуки и буквы;

Фонетика, орфоэпия, графика
•пользоваться русским алфавитом на основе

14

характеризовать звуки русского языка:
гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие,
парные/непарные
твёрдые
и
мягкие;
согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие
и глухие;
• пользоваться русским алфавитом на
основе знания последовательности букв в
нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных
словарях и справочниках.

знания последовательности букв в нем для
упорядочивания слов и поиска необходимой
информации в различных словарях и
справочниках.
• соблюдать нормы русского и родного
литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности
постановки ударения или произношения слова
ответ самостоятельно (по словарю учебника)
либо обращаться за помощьюк учителю,
родителям и др.
Лексика, морфемика, морфология, синтаксис
• выявлять
слова, значение которых •
подбирать антонимы для точной
требует уточнения;
характеристики предметов при их сравнении;
• определять значение слова по тексту или •
различать употребление в тексте слов в
уточнять с помощью толкового словаря
прямом и переносном значении (простые
• подбирать синонимы для устранения случаи);
повторов в тексте.
•
оценивать уместность использования
• различать изменяемые и неизменяемые слов в тексте;
слова;
•
выбирать слова из ряда предложенных
• различать родственные (однокоренные) для успешного решения коммуникативной
слова и формы слова;
задачи.
• находить
в словах с однозначно •
различать изменяемые и неизменяемые
выделяемыми морфемами окончание, слова;
корень, приставку, суффикс.
•
различать родственные (однокоренные)
• распознавать грамматические признаки слова и формы слова;
слов;
•
находить в словах с однозначно
• с учетом совокупности выявленных выделяемыми морфемами окончание, корень,
признаков (что называет, на какие приставку, суффикс.
вопросы отвечает, как изменяется) •
проводить морфологический разбор
относить слова к определенной группе имён существительных, имён прилагательных,
основных
частей
речи
(имена глаголов по предложенному в учебнике
существительные, имена прилагательные, алгоритму;
оценивать
правильность
глаголы).
проведения морфологического разбора;
• различать предложение, словосочетание, •
выполнять
в
соответствии
с
слово;
предложенным в учебнике алгоритмом разбор
• устанавливать при помощи смысловых простого
предложения
(по
вопросов связь между словами в членам предложения,
синтаксический),
словосочетании и предложении;
оценивать правильность разбора;
• классифицировать предложения по цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопрос
ительные предложения;
• определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без
деления на виды) члены предложения
Орфография и пунктуация
•

15

применять правила правописания (в
объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова
по орфографическому словарю учебника;
• безошибочно списывать текст объёмом
80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объёмом
75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный
текст,
находить
и
исправлять
орфографические
и
пунктуационные
ошибки.
•

осознавать
место
возможного
возникновения орфографической ошибки;
• подбирать
примеры
с
определённой
орфограммой;
• при
составлении собственных текстов
перефразировать
записываемое,
чтобы
избежать
орфографических
и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать
причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающиепредотвратить
её в последующих письменных работах
•

Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

16

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского
языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального
общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и
правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и
письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания
при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять
написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и
синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в
речи;

17

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,
грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации
речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
(165 часов)
Добукварный период (24 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение
речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение
голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове),
определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке,
различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих
и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или
отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков
(гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в
слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение
слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую
структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их
характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях),
правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период (79 ч.)
Обучение письму
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв,
основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами
рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений
в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений
после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

18

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного
текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового
орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание
которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление
написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).
Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных.
Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением
(безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами
гигиены письма.
Послебукварный период (12 ч.)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в
процессе обучения грамоте.
Систематический курс (50ч.)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения
из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков
предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые
слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и
противоположные

по

значению.

Словари

учебника:

толковый,

близких

и

противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные
гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как
показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные
звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1 ч)

19

2 класс
(170 ч.)
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык —
средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание,
говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и
внутренней речи.
Текст (4 ч.)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой.
Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее
представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте.
Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение
составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством
учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам,
по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под
руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы,
благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Предложение (11 ч.)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в
речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и
интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в
предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и
стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической
речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения
подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в
распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по
смыслу.

Распространение

предложений

второстепенными

членами.

Составление

20

предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам,
схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова… (21 ч.)
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово —
общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные
и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы.
Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов,
синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа
со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем
синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как
значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать
однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый —
храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в
слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня
в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной
произносительной

единице,

смыслоразличительная

роль

о

слогообразующей

ударения.

Наблюдение

роли
над

гласной.

Ударение,

разноместностью

и

подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки
безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в
слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение
в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и
др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе
слов.
Звуки и буквы. ( 33 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное
обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звукобуквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите.
Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение
гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в
слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

21

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне
однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и
проверочного слов. Введение правила.

Способы проверки написания гласной в

безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее
представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы,
обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные
согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и
мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким
знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ,
произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки,
обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши,
ча — ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным
мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости
согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и
проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце
слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил
обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости
согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании
гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА (28 ч.)
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и
глухие согласные звуки. Разделительный Ь.
Части речи. (48 ч)
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность
к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с
лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта
часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и
нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах
собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,
городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных.
Число

имен

существительных.

Изменение

имен

существительных

по

числам.

22

Употребление

имен

молоко). Формирование

существительных
умения

только

воспроизводить

в

одном

лексическое

числе (ножницы,
значение

имен

существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении,
имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование
навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на
которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение
глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и
переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени
прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен
прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в
предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен
прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в
прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по
значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль
местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее
распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами
существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении
их

с

именами

существительными,

в

правописании

предлогов

с

именами

существительными.
Повторение (21ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами
гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами.
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.
3 класс
(170 часов)
Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его
назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование
представлений о языке как основе национального самосознания.

23

Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Текст (2 ч.) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте,
законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть,
заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение (1 ч.)
Виды предложений по цели высказывания и по интонации (3 ч.)
Предложения

по

цели

высказывания

(повествовательные,

вопросительные,

побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Предложения с обращением (1 ч.) Состав предложения (3 ч.)
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных
членов на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Простое и
сложное предложения (общее представление) (2ч.). Словосочетание (2ч.) Связь слов в
словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Слово в языке и речи (19 часов)
Слово и его лексическое значение (2 ч.) Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее
представление) (1ч.) Слово и словосочетание (1ч.) Устойчивые сочетания слов
(фразеологизмы) (общее представление) (2ч.)
Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе
наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Части речи (5 ч.)
Имя

существительное,

местоимение,

имя

прилагательное,

глагол.

Имя

числительное как часть речи (общее представление). Однокоренные слова (1 ч.) Слово и
слог. Звуки и буквы (7 ч).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание
слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные
звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухостизвонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости
согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с
мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами.
Состав слова (16 часов)
Корень слова (3ч.) Однокоренные слова. Корень слова. Общее представление о
чередовании гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов (дорога —
дорожка), о сложных словах с двумя корнями (самолет, пылесос). Формы слова.

24

Окончание (3ч.) Приставка(3ч.) Суффикс (3ч.) Основа слова (1ч.) Общее понятие о
составе слова (3ч.)
Правописание частей слова (29часов)
Общее представление о правописании частей слова (1ч.) Правописание безударных
гласных в корне слова(4ч.) Правописание слов с парным по глухости-звонкости
согласным в конце слова и перед согласным в корне (5ч.) Слова с непроверяемым
согласным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5ч.)
Правописание слов с удвоенными согласными (2ч.)Правописание приставок и суффиксов
(4ч.) Правописание приставов и предлогов (3ч.) Правописание слов с разделительным
твердым (ъ) знаком (5 ч.)
Части речи (76 часов)
Общее представление о частях речи (1ч)
Имя существительное (30 ч)
Повторение и углубление представлений (6ч.). Имя существительное как часть
речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные
одушевленные

и

неодушевленные.

Имена

существительные

собственные

и

нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Число имен
существительных (2ч.). Число имен существительных (единственное, множественное),
изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в
форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы,
шахматы).Род имен существительных (7ч.) Род имен существительных (мужской,
женский, средний). Упражнение в определении рода имен существительных. Наблюдение
над именами существительными со значением оценки (невежа, плакса, забияка). Мягкий
(ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих (ночь, рожь)и его
отсутствие у существительных мужского рода (врач, сторож).Упражнение в правописании
имен существительных с шипящим звуком на конце.
Падеж имен существительных (12ч.) Изменение имен существительных по
падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен
существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном,
дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Все падежи (3.) Начальная форма имени существительного. Роль имен
существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложенения).

25

Имя прилагательное (19 ч.)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3ч.)
Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен
прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Наблюдение

над

употреблением

имен

прилагательных

в

описательном

тексте

(художественном и научном).
Текст – описание (2ч.) Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных
(4ч.)
Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с
именем существительным. Упражнение в определении рода и в изменении имен
прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (-ий, ый, -ой, -ая, -яя, -ое,-ее).
Число имен прилагательных (2ч.)
Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен
прилагательных по числам при сочетании с именем существительным. Правописание
окончаний

имен

прилагательных

множественного

числа (-ые,

-не). Падеж

имён

прилагательных (2ч.)
Общее представление об изменении имен прилагательных по падежам в
зависимости от падежной формы имени существительного. Упражнение в определении
падежа имен прилагательных. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение
знаний об имени прилагательном (6ч.)
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч)
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число
личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль
местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол (21 ч)
Повторение о глаголе (4ч.) Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы).
Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам. Формы
глагола. Начальная (неопределенная) форма глагола. (2 ч.) Число глаголов (2 ч.)
Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.
Времена глагола (5ч.) Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение
глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении
глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Изменение глаголов
прошедшего времени по родам в единственном числе.

26

Правописание частицы не с глаголами. (2ч.) Обобщение знаний о глаголе (4ч.)
Морфологический разбор глагола.
Повторение (14)
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные
предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных
согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя
существительное, имя прилагательное, глагол.
4 класс
(170 часов)
Повторение (11ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение
(композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,
описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и
интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Диалог. Обращение Знаки препинания в предложениях с обращением в начале,
середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с
обращением.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Связь между
словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и
сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения
распространённые и нераспространённые. Разбор предложения по членам предложения.
Словосочетание Определение в словосочетании главного и зависимого слов при
помощи вопроса.
Предложение (9ч)
Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными
членами. Связь однородных членов в предложении при помощи интонации перечисления,
при помощи союзов (а, и, но) Предложения с однородными членами без союзов и с
союзами и, а, но, Запятая между однородными членами, соединительными союзами.
Простые и сложные предложения Различие простых и сложных предложений.
Различие сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Знаки
препинания в сложных предложениях.

27

Слово в языке и речи. (19ч)
Лексическое значение слова. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение
слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова.
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных
слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в
соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления
слов в связной речи.
Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Развитие навыка правописания гласных и согласных в
корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и
суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков.
Части речи Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на
самостоятельные и служебные. Наречие как часть речи (общее представление), значение,
вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен
существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление).
Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 1-го склонения.
Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 2-го склонения.
Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен
существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия).
Ознакомление

со

способами

проверки

безударных

падежных

окончаний

имен

существительных (общее представление).
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении
падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из
школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем,
гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

28

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка
правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование
умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного
числа (инженеры,

учителя,

директора;

урожай

помидоров,

яблок) и

правильно

употреблять их в речи.
Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем
существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему
лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном
числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и
оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных
падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.
Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и
среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие
навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в
единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,
прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное
написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним).
Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных
падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею).
Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование
местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (32 ч)

29

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему
лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов
прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование
временных форм от неопределенной формы глагола.
Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в
неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.
Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного
числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление).
Глаголы-исключения.
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем
времени.
Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по
вопросам

(что

делает? умывается, что

делать? умываться). Правописание

буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах
неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний
глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем
времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголовсинонимов, глаголов-антонимов.
Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в
нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об
отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Развитие речи.
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении
между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.
Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста.
План.

Составление

самостоятельно).

плана

к

изложению

и

сочинению

(коллективно

и

30

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текстаповествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом
разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение.

Изложение

(подробное,

сжатое)

текста

по

коллективно

или

самостоятельно составленному плану.
Использование

при

создании

текста

изобразительно-выразительных

средств

(эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов,
существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии
сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному
выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя
либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова,
используемые при извинении и отказе.
Повторение изученного (18ч)
Чистописание
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов
соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном
письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих
формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

31

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
раздела

Наименование разделов

Количество часов

Обучение грамоте (92ч)
1
2
3
1
2
3
4
5
6
Итого:

Добукварный период
Букварный период
Послебукварный период
Русский язык (40ч)
Наша речь
Текст, предложение, диалог
Слова, слова, слова…
Слово и слог. Ударение
Звуки и буквы
Повторение

16
59
17
2
3
4
5
25
1
132

2 класс
№
раздела
1
2
3
4
5
6
7
Итого:

Наименование разделов
Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова
Звуки и буквы
Части речи
Повторение

Количество часов
3
4

9
18
26
25
41
136
3 класс

№
раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Итого:

Наименование разделов
Язык и речь
Текст. Предложение. Словосочетание.
Слово в языке и речи
Состав слова
Правописание частей слова
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение

Количество часов
2
12
18
15
25
59
28
15
4
12
5
136

32

4 класс
№
раздела

Наименование разделов

Количество часов

Повторение

11

Раздел 1.

Предложение

9

Раздел 2.

Слово в языке и речи

18

Раздел 3.

Имя существительное

36

Раздел 4.

Имя прилагательное

21

Раздел 5.

Местоимение

7

Раздел 6.

Глагол

24

Раздел 7.

Повторение

10

Итого:

136


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».