Литература РП АООП НОО ЗПР

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2.Содержание учебного предмета……………………………………………
3.Тематическое планирование……………………………………………….

3

Адаптированная

учебная

программа

начального

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития по литературному чтению для 1-4
классов разработана в соответствии с нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.06.2011 г. № 85, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. № 81).
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска.
7. Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 2015 и авторской программы по литературному чтению. Климанова Л. Ф.,
Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2016.
8.Основной образовательной программы НОО МБОУ ООШ № 2

;

9.Годового учебного календарного графика
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников системы «Школа
России»:
1. Азбука. 1 кл. В 2-х ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.- М.:

Просвещение, 2019.
2. Литературное чтение. Учебник 1 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова

М.В. и др. - М.: Просвещение, 2019.
3. Литературное чтение. Учебник 2 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова

М.В. и др. - М.: Просвещение, 2019.

4
4. Литературное чтение. Учебник 3 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова

М.В. и др. - М.: Просвещение, 2019.
5. Литературное чтение. Учебник 4 кл. В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова

М.В. и др. - М.: Просвещение, 2019.
Согласно учебному плану на изучение технологии отводится:
- в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 92 ч (23 учебные недели)
отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте
недель) урокам литературного чтения;
- во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели);
- в 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели);
- в 4 классе 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели);
Срок реализации рабочей программы — 4 года.

и 40 ч (10 учебных

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Литературное чтение. Обучение грамоте
- называть все звуки и буквы русского - слышать интонацию конца предложения,
языка, осознавать их основные различия определять
количество
произнесённых
(звуки слышим и произносим, буквы предложений; выделять из предложения слова,
видим и пишем);
определять их количество;
- вычленять отдельные звуки в словах, - выделять и характеризовать отдельные звуки
определять
их
последовательность; слова, определять их последовательность,
различать гласные и согласные звуки и обозначать звуковой состав слова в виде
буквы;
модели;
- правильно называть мягкие и твердые - различать буквы гласных, обозначающих
звуки в слове и вне слова;
твёрдость или мягкость согласных различать
- выделять слоги, различать ударные и позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два
безударные;
звука или один;
- определять место ударения в слове, - правильно, плавно читать по слогам и
вычленять слова из предложений;
целыми словами небольшие тексты со
- устно составлять 3-5 предложений на скоростью,
соответствующей
определенную тему.
индивидуальному темпу ребёнка;
- соблюдать паузы, отделяющие одно
предложение от другого.
Литературное чтение
- под руководством учителя создавать - понимать прочитанное по ходу чтения;
короткие устные высказывания на основе - определять авторскую позицию и выражать
различных источников;
свое отношение к герою и его поступкам;
- ориентироваться в нравственном эмоционально
≪проживать≫
текст,
содержании прочитанного, оценивать выражать свои эмоции.
поступки персонажей с точки зрения
общепринятых морально-этических норм;
- делить текст на части, озаглавливать их;
составлять простой план;
- передавать содержание прочитанного
или прослушанного текста в виде
пересказа
(полного,
выборочного,
краткого);
- высказывать собственное мнение и
обосновывать его фактами

6

2 класс
Ученик научится
•

•

•

•

•

•

•

Ученик получит возможность научиться
Виды речевой и читательской деятельности
понимать
цели
изучения
темы,
• читать
вслух бегло, осознанно, без
представленной
на
шмуцтитулах, искажений, выразительно, передавая своё
пользоваться (под руководством учителя) в отношение к прочитанному, выделяя
читательской практике приёмами чтения
• при чтении важные по смыслу слова,
(комментированное чтение, чтение диалога, соблюдая паузы между предложениями и
выборочное чтение);
частями текста;
читать целыми словами со скоростью чтения,
• понимать смысл традиций и праздников
позволяющей понимать художественный русского народа, сохранять традиции семьи
текст; при чтении отражать настроение и школы, осуществлять подготовку к
автора;
праздникам; составлять высказывания о
ориентироваться в учебной книге, её самых
элементах; находить сходные элементы в ярких
и
впечатляющих
событиях,
книге художественной;
происходящих в дни семейных праздников,
просматривать и выбирать книги для делиться впечатлениями о праздниках с
самостоятельного чтения и поиска нужной друзьями;
информации (справочная литература) по
• употреблять пословицы и поговорки в
совету
взрослых;
фиксировать
свои диалогах и высказываниях на заданную
читательские успехи в «Рабочей тетради»;
тему;
осознавать
нравственное
содержание
• наблюдать, как поэт воспевает родную
пословиц, поговорок, мудрых изречений природу,
какие
чувства
при
этом
русского
народа,
соотносить
их испытывает;
нравственный
смысл
с
изучаемыми
• рассуждать о категориях «добро» и «зло»,
произведениями;
«красиво» и «некрасиво», употреблять
распределять загадки по тематическим данные понятия и их смысловые оттенки в
группам, составлять собственные загадки на своих
оценочных
высказываниях;
основе предложенного в учебнике алгоритма; предлагать свои варианты разрешения
соотносить заголовок текста с содержанием, конфликтных ситуаций и нравственных
осознавать взаимосвязь содержания текста с дилемм;
его заголовком (почему так называется);
• пользоваться
элементарными приёмами
определять характер литературных героев, анализа текста с помощью учителя;
приводить примеры их поступков.
• переходить от событийного восприятия
произведения к пониманию главной мысли;
соотносить главную мысль произведения с
пословицей или поговоркой; понимать,
позицию какого героя произведения
поддерживает автор, находить этому
доказательства в тексте;
• задавать
вопросы
по
прочитанному
произведению, находить на них ответы в
тексте; находить эпизод из прочитанного
произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части,
подробно пересказывать, опираясь на
составленный под руководством учителя
план;
• осознанно
выбирать
виды
чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное,

7

•

•
•

поисковое) в зависимости от цели чтения;
находить книги для самостоятельного
чтения
в
библиотеках
(школьной,
домашней, городской, виртуальной и др.);
при выборе книг и поиске информации
опираться на аппарат книги, её элементы;
делиться
своими
впечатлениями
о
прочитанных
книгах,
участвовать
в
диалогах и дискуссиях;
пользоваться тематическим каталогом в
школьной библиотеке;
составлять краткую аннотацию (автор,
название, тема книги, рекомендации к
чтению) на художественное произведение
по образцу.

•
•

•

Творческая деятельность
пересказывать текст подробно на основе
• сочинять свои произведения малых жанров
коллективно составленного плана или устного
народного
творчества
в
опорных слов с помощью учителя;
соответствии с жанровыми особенностями и
составлять собственные высказывания на индивидуальной задумкой;
основе
произведений,
высказывая
• творчески
пересказывать
содержание
собственное отношение к прочитанному.
произведения от автора, от лица героя.

•
•

•

•

•

Литературоведческая пропедевтика
различать потешки, небылицы, песенки,
• понимать
особенности
стихотворения:
считалки, народные сказки, осознавать их расположение строк, рифму, ритм;
культурную ценность для русского народа; • определять героев басни, характеризовать
находить
различия
между
научно- их, понимать мораль и разъяснять её своими
познавательным и художественным текстом; словами;
приводить факты из текста, указывающие на
• находить
в
произведении
средства
его
принадлежность
к
научно- художественной выразительности;
познавательному или художественному;
•
понимать,
позицию
какого
героя
составлять таблицу различий;
произведения поддерживает автор, находить
использовать знания о рифме, особенностях доказательство этому в тексте.
жанров (стихотворения, сказки, загадки,
•
небылицы, песенки, потешки),
особенностях
юмористического
произведения
в
своей
литературнотворческой деятельности.

•

3 класс
Ученик научится
•

Ученик получит возможность научиться
Виды речевой и читательской деятельности
осознавать
значимость
чтения
для
• воспринимать художественную литературу
дальнейшего обучения. Понимать цель как вид искусства;
обучения (удовлетворение читательского
• осмысливать эстетические и нравственные
интереса и приобретение опыта чтения, ценности
художественного
текста
и
поиск фактов и суждений, аргументаций, высказывать собственное суждение;
иной информации);
• осознанно
выбирать
виды
чтения

8
•

•

•

•

•

•
•

•

•

•

осознанно воспринимать (при чтении вслух и
про себя, при прослушивании) содержание
различных видов текстов, выявлять их
•
специфику
(художественный,
научнопопулярный,
учебный,
справочный),
определять главную мысль и героев
•
произведения, отвечать на вопросы по
содержанию
произведения,
определять
•
последовательность
событий,
задавать
вопросы по услышанному или прочитанному
учебному,
научно-популярному
и
художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое
речевое высказывание небольшого объема
•
(повествование, описание, рассуждение) •с
опорой на авторский текст, по предложенной
•
теме или отвечая на вопрос;
•
вести диалог в различных учебных и
бытовых ситуациях обобщения, соблюдая
правила речевого этикета, участвовать в
диалоге
при
обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и
переносное
значение
слова,
его
многозначностью),
целенаправленно
пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью,
позволяющей осознавать (понимать) смысл
прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные
по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании
прочитанного,
осознавать
сущность
поведения героев, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научнопопулярного
и
учебного
текста
и
использовать полученную информацию в
практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа
различных видов текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения; делить текс на
части, озаглавливать их; составлять простой
план;
находить
простые
средства
выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора), определять отношение автора к
герою, событию;
использовать
различные
формы
интерпретации
содержания
текстов:
интегрировать содержащиеся в разных

(ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять
авторскую
позицию
и
высказывать свое отношение к герою и его
поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из
текста) собственное суждение;
на
практическом
уровне
овладеть
некоторыми видами письменной речи
(повествование – создание текста по
аналогии, рассуждение – письменный ответ
на вопрос, описание – характеристика
героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.

9

•

•

•

•

•

•
•

•

частях
текста
детали
сообщения;
устанавливать связи, не высказанные в тексе
напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося
с общей идеей и содержанием текста;
формулировать, основываясь на тексте,
простые выводы; понимать текст, опираясь
не только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного
текстов; передавать содержание текста в виде
пересказа (полного или выборочного);
коллективно
обсуждать
прочитанное,
доказывать собственное мнение, опираясь на
текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию,
оглавлению, отличать сборник произведений
от авторской книги, самостоятельно и
целенаправленно осуществлять выбор книги
в библиотеке по заданной тематике, по
собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор,
название, тема книги, рекомендации к
чтению) на литературное произведение по
заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным
каталогом,
соответствующими
возрасту
словарями и справочной литературой.
Творческая деятельность
читать по ролям литературное произведение;• творчески пересказывать текст (от лица
использовать различные способы работы с героя, от автора), дополнять текст;
деформированным текстом (устанавливать
• создавать
иллюстрации, диафильм по
причинно-следственные
связи, содержанию произведения;
последовательность
событий;
дать
• работать в группе, создавая инсценировки
характеристику героя; составлять текст на по произведению, сценарии, проекты;
основе плана);
• способам написания изложения
создавать собственный текст на основе
художественного произведения, репродукции
картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.

•
•

•
•
•

Литературоведческая пропедевтика
сравнивать,
сопоставлять
делать
• сравнивать,
сопоставлять,
делать
элементарный анализ различных текстов, элементарный анализ различных текстов,
выделяя два-три существенных признака;
используя
ряд
литературоведческих
отличать
прозаический
текст
от понятий
(фольклорная
и
авторская
поэтического;
литература, структура текста, герой, автор)
распознавать особенности фольклорных и
средства
художественной
форм (сказки, загадки, пословицы)
выразительности
(сравнение,
выучить не менее 15 стихотворений;
олицетворение, метафора);

10
•
•
•

•
•
•

•

•

•

•
•

•

•
•

•
•

называтьосновное содержание изученных
•
литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление,
•
титульный лист, иллюстрация).
повышать и понижать голос в соответствии
со знаками препинания и характером
содержания;
•
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в
зависимости от смысла читаемого;
определять
тему и
главную
мысль
произведения;
воспроизводить содержание текста по
вопросам или картинному плану, данному в
учебнике;
подробно
пересказывать
небольшие
произведения с отчетливо выраженным
сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста,
находить
в
нем
предложения,
подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к
произведению; соотносить их с отрывками
рассказа,
находить
в
тексте
слова
соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их,
выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению;
понимать значение слов и выражений в
контексте: различать простейшие случаи
многозначности слов, отыскивать в тексте
слов и выражений, характеризующих
событие,
действующих
лиц,
картины
природы;
ориентироваться
в
учебной
книге:
знакомство с содержанием; нахождение в
нем названия нужного произведения; умение
пользоваться заданиями и вопросами,
помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору);
различать
жанры
художественной
литературы
(сказка,
рассказ,
басня),
различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора
(пословицы, загадки, сказки).
овладеть
навыками
сознательного,
правильного и выразительного чтения
целыми словами при темпе громкого чтения
незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в
минуту.

определять позиции героев и автора
художественного текста;
создавать прозаический или поэтический
текст по аналогии на основе авторского
текста, используя средства художественной
выразительности (в том числе из текста).

11

4 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Виды речевой и читательской деятельности
- понимать значимость произведений - готовить проекты о книгах и библиотеке;
великих русских писателей и поэтов участвовать в книжных конференциях и выставках;
(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, пользоваться
алфавитным
и
тематическим
Фета, Некрасова и др.) для русской каталогом в городской библиотеке. Учащиеся
культуры;
получат возможность научиться:
- читать вслух бегло, осознанно, без - осознавать значимость чтения для дальнейшего
искажений, интонационно объединять успешного обучения по другим предметам;
слова в предложении и предложения в - приобрести потребность в систематическом
тексте, выражая своё отношение к просматривании, чтении и изучении справочной,
содержанию и героям произведения;
научно-познавательной, учебной и художественной
- выбирать при выразительном чтении литературы;
интонацию, темп, логическое ударение, - воспринимать художественную литературу как
паузы, особенности жанра (сказка вид искусства;
сказывается, стихотворение читается с - осмысливать нравственное преображение героя,
чувством,
басня
читается
с раскрываемое автором в произведении, давать ему
сатирическими нотками и пр.);
нравственно- эстетическую оценку.
пользоваться
элементарными - соотносить нравственно-эстетические идеалы
приёмами анализа текста с целью его автора, раскрытые в произведении, со своими
изучения и осмысливания; осознавать эстетическими
представлениями
и
через произведения великих мастеров представлениями о добре и зле;
слова нравственные и эстетические - на практическом уровне овладеть некоторыми
ценности (добра, мира, терпения, видами письменной речи (повествование —
справедливости,
трудолюбия); создание текста по аналогии, рассуждение —
эстетически воспринимать произведения письменный ответ на вопрос, описание —
литературы,
замечать
образные характеристика героя);
выражения в поэтическом тексте, - работать с детской периодикой.
понимать, что точно подобранное
автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на
нравственные темы; подбирать примеры
из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два)
проблемного характера к изучаемому
тексту; находить эпизоды из разных
частей
прочитанного произведения,
доказывающие собственный взгляд на
проблему;
- делить текст на части, подбирать
заглавия
к
ним,
составлять
самостоятельно
план
пересказа,
продумывать связки для соединения
частей;
- находить в произведениях средства
художественной выразительности;
Творческая деятельность
пересказывать
содержание создавать собственные произведения,
произведения подробно, выборочно и интерпретируя возможными способами

12

кратко, опираясь на самостоятельно произведения авторские (создание кинофильма,
составленный план; соблюдать при диафильма, драматизация, постановка живых
пересказе
логическую картин и т. д.).
последовательность
и
точность
изложения событий; составлять план,
озаглавливать
текст;
пересказывать
текст, включающий элементы описания
(природы,
внешнего
вида
героя,
обстановки)
или
рассуждения;
пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях
национальных праздников и традиций на
основе
прочитанных
произведений
(фольклора,
летописей,
былин,
житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта,
записывать
пословицы,
поговорки,
мудрые мысли известных писателей,
учёных по данной теме, делать подборку
наиболее понравившихся, осмыслять их,
переводить в принципы жизни; готовить
проекты на тему праздника («Русские
национальные праздники», «Русские
традиции и обряды», «Православные
праздники на Руси» и др.); участвовать в
литературных викторинах, конкурсах
чтецов,
литературных
праздниках,
посвящённых великим русским поэтам;
участвовать
в
читательских
конференциях;
- писать отзыв о прочитанной книге.
Литературоведческая пропедевтика
- определять
героев
басни,
- определять позиции героев и позицию
характеризовать их, понимать мораль и автора художественного текста;
разъяснять
её
своими
словами;
- создавать прозаический или поэтический
соотносить
с
пословицами
и текст по аналогии на основе авторского текста,
поговорками;
используя
средства
художественной
- понимать, позицию какого выразительности.
героя произведения поддерживает автор,
находить доказательства этому в тексте;
осмысливать
специфику
народной и литературной сказки,
рассказа
и
басни,
лирического
стихотворения; различать народную и
литературную сказки, находить в тексте
доказательства сходства и различия;
- находить в произведении
средства
художественной
выразительности.

13

Личностные результаты
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление

гуманистических

и

демократических

ценностных

ориентаций

многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

14

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное

использование

речевых

средств

для

решения

коммуникативных

и

познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях,

энциклопедиях

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовитым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения,
осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и

её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических

представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение

необходимого

для

продолжения

образования

уровня

читательской

компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно- познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;

15

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне
овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по
аналогии, рассуждение-письменный ответ на вопрос, описание-характеристика героев).
Умение написать отзыв о прочитанном произведении;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст
на

основе

художественного

произведения,

иллюстраций. На основе личного опыта.

репродукции

картин

художников,

16

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Обучение грамоте (92 ч)
Добукварный период
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово.
Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием
графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение
голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове),
определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке,
различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих
и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или
отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков
(гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в
слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение
слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую
структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между
произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слогозвуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их
характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях),
правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения
твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную
букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной
азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их
чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению
вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв,
определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами
гигиены чтения.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой
речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих

17

речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому
дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой
структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное
произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное
употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, пб, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление

недостатков

произнесения

некоторых

звуков,

обусловленных

отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков, действий и объяснение их
значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное
употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово,
наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с
другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и
понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и
антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в
художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с
засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых
умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы
учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного
типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и
перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества
предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением
логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких
прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное
придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с
прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

18

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок,
считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие

грамматически

правильной

речи

детей,

ее

точности,

полноты,

эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных
рассказов и при пересказе текста.
Послебукварный период
Обобщение,

систематизация,

закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

приобретенных в процессе обучения грамоте.
Круг

произведений

для

чтения.

Чтение

небольших

художественных

произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С.
Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д.,
Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А. Майкова, В. Жуковского,
А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.
Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи,
рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)
художественных

и

научно-популярных,

стихов

и

Сопоставление текстов

рассказов;

наблюдение

над

выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).
Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений
классиков отечественной и зарубежной литературы.
Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.
Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать,
понимать и ценить выразительность слова. Формирование умения понимать образные
выражения

на

основе

сопоставления

двух

рядов

представлений:

реальных

(непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать
мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха. Воспитание эмоционально-эстетического
восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.
Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.
Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе
общения с природой, миром материальной культуры и искусством. Пробуждение у детей
потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно
оформлять их. Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки
фонозаписи литературных произведений.
Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к
прочитанному. Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами,
интонацией.

19

1 класс
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества,
стихи, рассказы, сказки современных писателей. Все произведения в учебных книгах
сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее
важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Вводный урок (1 ч.)
Знакомство с учебником. Система условных обозначений.
Жили-были буквы (7 ч.)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф.
Кривиным, Т. Собакиным.
Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение
произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении.
Обучение чтению по ролям.
Сказки, загадки, небылицы (8 ч.)
Произведения

устного

народного

творчества:

песенки,

загадки,

потешки,

небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного
фольклора.
Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок,
чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».
Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч.)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е.
Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по
содержанию

текста,

нахождение

в нем

предложений,

подтверждающих

устное

высказывание.
И в шутку и всерьез (6 ч.)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и
выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение
и чувства героя».
Я и мои друзья (7 ч.)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто,

С.

Маршаком, Я.

20

Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и с
взрослыми.
Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по
названию.
О братьях наших меньших (6 ч.)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н.
Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.
2 класс (136 ч)
В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области
литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная
отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской
литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей.
Самое великое чудо на свете (5 ч.)
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои
любимых книг.
Устное народное творчество (14 ч.)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и
перевертыши, загадки, пословицы и поговорки.
Сказки о животных, бытовые и волшебные «Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок
и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль»,
«Каша из топора», «Гуси-лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8 ч.)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В.
Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые
грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч.)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

21

О братьях наших меньших (9 ч.)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В.
Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный
рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (8 ч.)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..», Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи», Д.
Хармс. «Что это было?», Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог», Ю. Владимиров. «Чудаки», А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (8 ч.)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким.
«Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...»,
«Береза».
Писатели – детям (20 ч.)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским «Путаница»,
«Радость», С. Я. Маршаком «Кот и лодыри», С. В. Михалковым «Мой секрет», «Сила
воли», «Мой щенок», А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу»,
«Вовка – добрая душа», Н. Н. Носовым «Затейники», «Живая шляпа».
Я и мои друзья (11 ч.)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов.
«Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю.
Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (11 ч.)
Весенние загадки. Ф. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». А.
Плещеев «Весна», «Сельская песенка», «В бурю».

А. Блок «На лугу». И. Бунин

«Матери». С. Маршак «Снег теперь уже не тот…». Е. Благинина «Посидим в тишине». Э.
Мошковская «Я маму мою обидел». С.Васильев «Белая береза».
И в шутку и всерьез (13 ч.)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2.
Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой»,
«Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова.
«Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (15 ч.)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных
классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек»,

22

«Знают мамы, знают дети». Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. X.
Андерсена «Принцесса на горошине», Э. Хогарт «Мафии и паук».
3 класс (136 ч)
Самое великое чудо на свете (3 ч.)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (12 ч.)
Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сивка-Бурка», «Сестрица

Аленушка и братец Иванушка», «Иван –царевич и серый волк».
Поэтическая тетрадь 1 (9 ч.)
Русские поэты XIX – XX веков. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет
«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И.С.Никитин «Полно,
степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24 ч.)
А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот
год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер»,
«Сказка о царе Салтане…». И.А.Крылов. «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»,
«Ворона и Лисица». М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком…»,
«Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. «Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и
собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
Поэтическая тетрадь 2 (7 ч.)
Н.А.Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над
бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И.А.Бунин
«Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».
Литературные сказки (10 ч.)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца –
Длинные

Уши,

Косые

Глаза,

Короткий

Хвост».

В.М.Гаршин

«Лягушка-

путешественница». В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
Были-небылицы (11 ч.)
М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»,
А.И.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь 1 (8 ч.)
С.Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». А.А.Блок «Ветхая
избушка», «Сны», «Ворона». С.А.Есенин «Черемуха».

23

Люби живое (16 ч)
М.М.Пришвин «Моя Родина», И.С.Соколов

- Микитов «Листопадничек»,

В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», В.В.Бианки «Мышонок Пик»,
Б.С.Житков «Про обезьянку», В.Л.Дуров «наша Жучка», В.П.Астафьев «Капалуха»,
В.Ю.Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч.)
С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А.Л.Барто «Разлука»,
«В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч.)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». А.П.Платонов «Цветок на
земле», «Еще мама». М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники».
Н.Н.Носов «Федина задача». В.Ю.Драгунский «Друг детства».
По страницам детских журналов (8 ч.)
«Мурзилка» и «Веселые картинки». Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Роман Сеф «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч.)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок».
4 класс (136 ч)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают
отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг
произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы,
усложняется структура курса и содержание произведений.
Былины. Летописи. Жития (7 ч.)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой
на

вратах

Цареграда...»;

«И

вспомнил

Олег

коня

своего...»;

«Житие

Сергия

Радонежского».
Чудесный мир классики (19 ч.)
А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Ашик-Кериб»; А. П.
Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (11 ч.)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А.
Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух
чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем

24

небе плывут над поля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины
сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (11 ч.)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т.
Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время — потехе час 7 ч.)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки»,
«Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства (7 ч.)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми
шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч.)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины
сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»;
обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (11 ч.)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М.
Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин.
«Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (7 ч.)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин.
«Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (6 ч.)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В
неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (5 ч.)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (6 ч.)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.
«Приключения Тома Сойера».

25

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п

Тема раздела

Количество часов

Обучение чтению

92

1.

Добукварный период

16

1.

Букварный период

59

3.

Послебукварный период

17

Литературное чтение

40

4

Жили-были буквы

8

5

Сказки, загадки, небылицы

8

6

Апрель, апрель. Звенит капель!

5

7

И в шутку и в серьёз

6

8

Я и мои друзья

7

9

О братьях наших меньших

6

Итого

132
2 класс

№
п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете

5

2

Устное народное творчество

14

3

Люблю природу русскую. Осень

8

4

Русские писатели

14

5

О братьях наших меньших

9

6

Из детских журналов

8

7

Люблю природу русскую. Зима

8

8

Писатели детям

20

9

Я и мои друзья

11

10

Люблю природу русскую. Весна

11

11

И в шутку и всерьёз

13

12

Литература зарубежных стран

15

Итого

136

26

3 класс
№
п/п

Тема раздела

Количество часов

1
2

Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество

3
12

3

Поэтическая тетрадь 1

9

4

Великие русские писатели

24

5
6

Поэтическая тетрадь 2
Литературные сказки

7
10

7
8
9
10
11
12
13

Были-небылицы
Поэтическая тетрадь 1
Люби живое
Поэтическая тетрадь 2
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Итого

11
8
16
8
12
8
8
136

4 класс
№
п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Летописи, былины, жития

7

2

Чудесный мир классики

18

3

Поэтическая тетрадь №1

8

4

Литературные сказки

10

5

Делу время — потехе час

8

6

Страна детства

6

7

Поэтическая тетрадь №2

6

8

Природа и мы

9

9

Поэтическая тетрадь №3

7

10

Родина (стихи о родине русских поэтов)

5

11

Страна Фантазия

5

12

Зарубежная литература

13

Итого

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».