РП Окр.мир АООП НОО ЗПР

2

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2. Содержание учебного предмета……………………………………………
3. Тематическое планирование……………………………………………….

3

Адаптированная

учебная

программа

начального

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития по окружающему миру для 1-4
классов разработана в соответствии с нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.06.2011 г. № 85, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. № 81).
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год.
7.

Примерной

программы

начального

общего

образования.

Под

редакцией

А.А.Плешакова, в 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2015 и авторской программы по
окружающему миру, А..А.Плешаков Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников системы «Школа
России».:
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 частях. М.:
Просвещение, 2018;
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 частях. М.:
Просвещение, 2018;
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. М.:
Просвещение, 2018;
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 частях. М.:
Просвещение, 2018.

4

Согласно учебному плану на изучение окружающего мира отводится:
•

в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели);

•

во 2 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели);

•

в 3 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели);

•

в 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы — 4 года.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Человек и природа
-узнавать изученные объекты и явления -использовать при проведении практических
живой и неживой природы;
работ
инструменты
ИКТ
(фотои
-описывать на основе предложенного плана видеокамеру, микрофон и др.) для записи и
изученные объекты и явления живой и обработки информации, готовить небольшие
неживой
природы,
выделять
их презентации по результатам наблюдений и
существенные признаки;
опытов;
-сравнивать объекты живой и неживой -осознавать
ценность
природы
и
природы на основе внешних признаков или необходимость нести ответственность за её
известных
характерных
свойств
и сохранение, соблюдать правила экологичного
проводить простейшую классификацию поведения в школе и в быту (раздельный сбор
изученных объектов природы;
мусора, экономия воды и электроэнергии) и
-проводить несложные наблюдения в природной среде;
окружающей среде и ставить опыты, -пользоваться
простыми
навыками
используя
простейшее
лабораторное самоконтроля самочувствия для сохранения
оборудование и измерительные приборы; здоровья; осознанно соблюдать режим дня,
следовать инструкциям и правилам техники правила рационального питания и личной
безопасности при проведении наблюдений гигиены;
и опытов;
-выполнять правила безопасного поведения в
-использовать естественнонаучные тексты доме, на улице, природной среде, оказывать
(на бумажных и электронных носителях, в первую помощь при несложных несчастных
том числе в контролируемом Интернете) с случаях;
целью поиска и извлечения информации, -планировать, контролировать и оценивать
ответов на вопросы, объяснений, создания учебные действия в процессе познания
собственных устных или письменных окружающего мира в соответствии с
высказываний;
поставленной задачей и условиями её
-использовать
различные
справочные реализации.
издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на
основе иллюстраций, атлас карт, в том
числе и компьютерные издания) для поиска
необходимой информации;
-использовать готовые модели (глобус,
карту, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи
между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать
их
для
объяснения
необходимости
бережного отношения к природе;
-определять характер взаимоотношений
человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные
объекты, здоровье и безопасность человека;
-понимать необходимость здорового образа

6

жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении
и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего
здоровья.
Человек и общество
-узнавать
государственную
символику -осознавать свою неразрывную связь с
Российской Федерации и своего региона; разнообразными окружающими социальными
описывать достопримечательности столицы группами;
и родного края; находить на карте мира -ориентироваться в важнейших для страны и
Российскую Федерацию, на карте России личности событиях и фактах прошлого и
Москву, свой регион и его главный город;
настоящего; оценивать их возможное влияние
-различать прошлое, настоящее, будущее; на будущее, приобретая тем самым чувство
соотносить
изученные
исторические исторической перспективы;
события с датами, конкретную дату с -наблюдать
и
описывать
проявления
веком; находить место изученных событий богатства внутреннего мира человека в его
на «ленте времени»;
созидательной деятельности на благо семьи, в
-используя дополнительные источники интересах образовательного учреждения,
информации (на бумажных и электронных социума, этноса, страны;
носителях, в том числе в контролируемом -проявлять уважение и готовность выполнять
Интернете), находить факты, относящиеся к совместно установленные договорённости и
образу жизни, обычаям и верованиям своих правила, в том числе правила общения со
предков; на основе имеющихся знаний взрослыми и сверстниками в официальной
отличать реальные исторические факты от обстановке; участвовать в коллективной
вымыслов;
коммуникативной
деятельности
в
-оценивать характер взаимоотношений информационной образовательной среде;
людей в различных социальных группах -определять общую цель в совместной
(семья, группа сверстников, этнос), в том деятельности и пути её достижения;
числе с позиции развития этических чувств, договариваться о распределении функций и
доброжелательности
и
эмоционально ролей; осуществлять взаимный контроль в
нравственной отзывчивости, понимания совместной
деятельности;
адекватно
чувств других людей и сопереживания им;
оценивать
собственное
поведение
и
-использовать
различные
справочные поведение окружающих.
издания (словари, энциклопедии) и детскую
литературу о человеке и обществе с целью
поиска информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний.
2 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Человек и природа
–устанавливать связи между
–определять причины смены на Земле
живой и неживой природой,взаимосвязи в дня и
живой природе (наоснове изученного ночи, смены времён года;
материала);использовать их для объяснения
–показывать на карте и глобусе
необходимости бережногоотношения к основные формы земной поверхности
природе;
и водоёмы;
–сравнивать объекты природына основе –различать водоросли, мхи,
внешних
признаков
или
известны папоротники, хвойные, цветковые
характерныхсвойств;
растения;

7

–проводить
несложныенаблюдения
в –различать животных разных групп
природе
ивоспроизводить
опыты (насекомые, рыбы, земноводные,
всоответствии
с инструкцией,используя пресмыкающиеся птицы, млекопитающие).
простейшеелабораторное оборудование и
измерительные
приборы;соблюдать
техникубезопасности;
–описывать на основепредложенного плана
изученныеобъекты и явления живой и
неживой природы;
–характеризовать
Землю
какпланету,
Солнце как звезду, Лунукак спутник Земли;
–ориентироваться
на
местности
относительно своего тела; знать
правила пользования компасом,
-определять основные стороны горизонта, по
народным приметам;
–различать твёрдые, жидкие и газообразные
вещества;
–измерять температуру воды, воздуха и
своего тела;
–различать три состояния воды; определять
основные свойства воды, её значение для
живых организмов и хозяйственной
деятельности человека; объяснять причины
круговорота воды в природе;
–определять основные свойства
воздуха, его значение для растений,
животных, человека;
–определять условия, необходимые для
жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
–различать хвойные, цветковые;
дикорастущие и культурные растения;
съедобные и ядовитые
грибы;
–определять условия, необходимые для
жизни животных (воздух, вода, тепло,
пища);
–различать диких и домашних животных;
животных разных групп (насекомые, рыбы,
птицы.
Человек и общество
–понимать назначение органов чувств для –использовать на практике основные
познания окружающего мира;
правила окружающего мира;
–выполнять правила личной гигиены, –понимать различия между источниками
безопасного поведения в доме, на улице, в информации
об
окружающем
мире:
природной среде;
наблюдение, измерение, опыт, книги,
–соблюдать правила организации учебного Интернет;
труда дома и в школе, понимать роль –оценивать характер взаимоотношений
учителя;
людей в классном, школьном коллективах
–определять принадлежность организмов к
царствам живой природы: растениям,
животным, грибам, бактериям.

8

3 класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Человек и природа
-приводить примеры положительного и -различать существенные и несущественные
отрицательного отношения человека к признаки;
природе;
-приводить
примеры
физических
и
-объяснять, что такое экология;
химических явлений природы;
-понимать, что такое горизонт, линия -рассказывать об использовании энергии
горизонта;
воды и ветра;
-называть основные и промежуточные -рассказывать о четырех царствах живой
стороны горизонта;
природы;
-находить стороны горизонта по Солнцу и -рассказывать о строении листовых и
компасу;
цветочных почек, цветка и семени;
-объяснять, что такое явление природы, -рассказывать о грибах и бактериях и их
приводить примеры явлений природы;
значении в природе и жизни человека;
-рассказывать о трех состояниях воды в -объяснять особенности питания и дыхания
природе и переходе воды из одного растений;
состояния в другое, круговороте воды в -характеризовать
условия
прорастания
природе;
семян;
-устанавливать с помощью опытов легко -рассказывать о предках культурных
определяемые свойства воды, воздуха, растений и домашних животных;
горных пород и почвы;
-приводить примеры взаимосвязей в
-характеризовать
различные
водоемы неживой и живой природе;
(родник, озеро река, пруд, водохранилище, -выявлять признаки приспособленности
море, океан);
организмов к среде обитания.
-объяснять, как возникают облака, туман,
изморозь, ветер;
-рассказывать о значении воды, воздуха,
горных пород и почвы в жизни человека,
необходимости их охраны и рационального
использования;
-характеризовать
органы
растений
и
животных и их значение;
-характеризовать особенности движения,
питания, дыхания, размножения и развития
животных;
-различать основные группы растений (
водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые) и животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие);
-приводить примеры взаимосвязей между
компонентами неживой и живой природы;
-рассказывать о влиянии человека на живую
природу и необходимых мерах ее охраны;
-характеризовать
важнейшие
системы
органов человека и их функции;
-выполнять основные правила личной
гигиены;
-проводить простейшие опыты с растениями
и фиксировать их результаты.

9

Человек и общество
-характеризовать территории расселения -узнавать об обычаях и традициях своего
народов
нашей
страны
на
основе народа; приводить примеры традиций и
исторической карты
обычаев;
-рассказывать, используя карту, о природных -устанавливать связи между традициями
условия, в которых живут народы нашей народа и хозяйственной деятельностью
страны;
региона;
-описывать устройство города, жизнь и быт -рассказывать об истории возникновения
горожан;
своего города (села); рассказывать о
-различать символы государства;
памятниках -культуры своего города, села,
-показывать на политической карте
РФ края;
столицу России —город Москву;
-рассказывать о символах своего города;
-описывать
государственные
награды, раскрывать взаимосвязь символики с
рассказывать об их происхождении;
хозяйственной, политической и культурной
-характеризовать главный закон страны;
жизнью города;
-рассказывать
об
устройстве
нашего -объяснять историю происхождения и
государства;-раскрывать основные права и развития основных символов государства;
обязанности ребенка.
-приводить примеры подвигови личных
поступков людей, которые отмечены
государственными наградами.
4класс
Ученик научится

Ученик получит возможность научиться
Человек и природа
-узнавать изученные объекты и явления -использовать
при
проведении
живой и неживой природы;
практических работ инструменты
ИКТ
- описывать на основе предложенного плана (фото- и видеокамеру, микрофон и др.)
изученные объекты и явления живой и для записи и обработки информации,
неживой
природы,
выделять
их готовить не­большие презентации по
существенные признаки;
результатам наблюдений и опытов;
-сравнивать объекты живой и неживой -моделировать объекты и отдельные
природы на основе внешних признаков или процессы реаль­ного мира с использованием
известных характерных свойств и проводить виртуальных лабораторий и механизмов,
простейшую классификацию изученных собранных из конструктора;
объектов природы;
осознавать
ценность
природы
и
-проводить несложные наблюдения в необходимость нести ответственность за её
окружающей среде и ставить опыты, сохранение,
соблюдать
прави­ла
используя
простейшее
лабораторное экологичного поведения в школе и в быту
оборудование и измерительные приборы; (раздельный сбор мусора, экономия воды и
следовать инструкциям и правилам техники электроэнергии) и природной среде;
безопасности при проведении наблюдений и -пользоваться
простыми
навыками
опытов;
самоконтроля
са­мочувствия
для
-использовать естественно-научные тексты сохранения здоровья, осознанно выполнять
(на бумажных и электронных носителях, в режим дня, правила рационального питания
том числе в контролируемом Интернете) с и личной гигиены;
целью поиска информации, ответов на - выполнять правила безопасного поведения
вопросы, объяснений, создания собственных в доме, на улице, природной среде,
устных или письменных высказываний;
оказывать первую помощь при не­ сложных
-использовать
различные
справочные несчастных случаях;
издания (словарь по естествознанию, -планировать, контролировать и оценивать
определитель растений и животных на учебные действия в процессе познания

10

ос­нове иллюстраций, атлас карт, в том числе окружающего мира в соответствии с
и компьютерные
поставленной задачей и условиями её
издания)
для
поиска
необходимой реализации.
информации;
-использовать готовые модели (глобус, карта,
план) для объяснения явлений или описания
свойств объектов;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи
между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использо­вать
их для объяснения необходимости бережного
отношения к природе;
-определять
характер
взаимоотношений
человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природ­ные
объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа
жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать зна­ния о строении
и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Человек и общество
-узнавать
государственную
символику -осознавать свою неразрывную связь с
Российской Федерации и своего региона; разнообразными
окружающими
описывать достопримечательности столицы социальными группами;
и родного края; находить на карте мира - ориентироваться в важнейших для страны
Российскую Федерацию, на карте России — и личности событиях и фактах прошлого и
Москву, свой регион и его
настоящего; оценивать их возможное
главный город;
влияние на будущее, приобретая тем самым
-различать прошлое, настоящее, будущее; чувство исторической перспективы;
соотносить изученные исторические события - наблюдать и описывать проявления
с датами, конкретную дату с ве­ком; богатства внут­реннего мира человека в его
находить место изученных событий на созидательной деятельности на благо семьи,
«ленте времени»;
в интересах образовательного учреждения,
-используя
дополнительные
источники профессионального сообщества, этноса,
информации (на бумажных и электронных нации, страны;
носителях, в том числе в контро­лируемом - проявлять уважение и готовность
Интернете), находить факты, относящиеся к выполнять
совместно
установленные
обра­зу жизни, обычаям и верованиям своих договорённости и правила, в том чи­сле
предков; на основе имеющихся знаний правила общения со взрослыми и
отличать реальные исторические факты от сверстниками в официальной обстановке,
вымыслов;
участвовать
в
коллективной
-оценивать
характер
взаимоотношений коммуникативной
деятельности
в
людей в различных социальных группах информационной образовательной среде;
(семья, общество сверстников, эт­нос), в том - определять общую цель в совместной
числе с позиции развития этических чувств, деятельности и пути
её достижения,
доброжелательности
и
эмоционально- договариваться о распределении функций и
нравственной отзывчивос­ти, понимания ролей, осуществлять взаимный контроль в
чувств других людей и сопереживания им;
совместной деятельности,
адекватно
- использовать различные справочные оценивать
собственное
поведение
и
издания (словари, энциклопедии, включая поведение окружающих.
компьютерные) и детскую литературу о

11

человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на
вопросы,
объяснений,
для
создания
собственных устных или письменных
высказываний.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной

принадлежности;

формирование

ценностей

многонационального

российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

12

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,

передачи

и

интерпретации

информации

в

соответствии

с

ком-

муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета
«Окружающий мир»;
9) овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».

13

Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3)

осознание

целостности

окружающего

мира,

освоение

основ

экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем
мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного
движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и
правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав.
Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и
красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями
комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и
осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с
разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных,
их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода.
Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору
учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.
Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с
растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с
лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев

15

различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных
растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила
безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по
усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями,
необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными
растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты
питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как
сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших
приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для
птиц.
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена
года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные
прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила
безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в
будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна
– естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

16

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных,
человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жукносорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить
бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой
надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и
теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к
своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название
нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб,
гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая
нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено
руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для
всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

17

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о
зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства
земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха
и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки.
Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные
признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки
различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между
растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные –
распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов,
обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и
рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и
животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и
мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение
температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и
минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с
представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными
растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из
истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной
площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство,
транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги.
Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от

18

глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и
т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя).
Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный;
пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по
выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста,
учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем
лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями
родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня.
Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и
лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности
врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность
дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных
средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,
острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не
купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в
опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним
покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами
семьи. Имена и отчества родителей.

19

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения
мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора.
Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в
общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по
компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие
водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к
природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России.
Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного
края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные
приемы чтения карты.
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой
природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными
и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека.
Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком
окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях
между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении
природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и
положительное). Меры по охране природы.

20

Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и
газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды
для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений.
Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы
для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и
развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на
растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, звери др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.
Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль
животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из
Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в
природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие

растений:

экскурсия

в

краеведческий

музей.

Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха.
Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)

21

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в
организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи
гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах,
ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического
труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная
система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их
предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов
пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии
водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов
и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице.
Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные
знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков:
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные,
знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на
улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза –
опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами.
Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от
загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)

22

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое
товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для
производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда
от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи
полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,
машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство
тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия
хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической
катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной
экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными
растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и
настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,
особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности,
знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества
и каждого человека.
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты
и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник

23

Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и
времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью
глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние
наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в
истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных
экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего
человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.
Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли.
Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера
и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона
лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности
природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к
условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности
людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из
природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу
России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.
Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом
равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона
Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в
результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на
месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их

24

значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности
человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение,
места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).
Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие
растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана
природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство,
цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите
урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически
чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого
рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы
домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов
полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:
первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого.
Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок
феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь
мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие
географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в.
Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение
мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных
славян, их быт, нравы, верования.

25

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть.
Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий
Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.
Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь.
Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы
страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и
Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение
Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII вв. Россия в XVIII в.
Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург.
Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне.
Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение.
М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в
XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй –
последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.
Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Героизм и
патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного
спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,
поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека
в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание,
Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные
праздники.

26

Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр
Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города,
исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

№ п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс
Наименование разделов
Количество часов

1

Задавайте вопросы!

1

2

Что и кто?

20

3

Как, откуда и куда?

12

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

22

Итого

66
2 класс

№ п/п
1

Наименование разделов
Где мы живём?

Количество часов
4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Обобщение

7

6

Путешествие

18

Итого

68

№ п/п

3 класс
Наименование разделов

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа.

19

3

Мы и наше здоровье

10

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

12

27

6

Путешествие по городам и странам.

12

Итого

68

4 класс
№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

11

3

Родной край – часть большой страны

14

4

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная Россия

9

Итого

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

1

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».