ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2. Содержание учебного предмета……………………………………………
3. Тематическое планирование……………………………………………….
2
Адаптированная
учебная
программа
начального
обучающихся с задержкой психического развития по
общего
музыке
для
образования
1-4
классов
разработана в соответствии с нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.06.2011 г. № 85, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. № 81).
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год.
7. Примерной программы начального общего образования. Под редакцией А.А.Плешакова,
в 2 ч. Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2015г. и авторской программы «Музыка. Начальная
школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2018
г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1.Усачёва В.О., Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ. С.Музыка. Учебник. 1 класс. –
М.: Просвещение, 2019;
2.Усачёва В.О., Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ. С.Музыка. Учебник. 2 класс. –
М.: Просвещение, 2019;
3.Усачёва В.О., Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ.С.Музыка. Учебник. 3 класс. – М.:
Просвещение, 2019;
4.Усачёва В.О., Критская Е.Д., Сергеева Г.П., ШмагинаТ.С.Музыка. Учебник. 4 класс. – М.:
Просвещение, 2019.
Согласно учебному плану на изучение музыки отводится:
•
в 1 классе 33 ч (1ч в неделю, 33 учебные недели);
•
во 2 классе 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели);
3
•
в 3 классе 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели);
•
в 4 классе 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы — 4 года.
4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Ученик научится
- определять характер и настроение
музыки с учетом терминов и образных
определений, представленных в учебнике
для
1
класса;
- узнавать по изображениям некоторые
музыкальные инструменты ( рояль,
пианино, скрипка, флейта, арфа), а также
народные инструменты ( гармонь, баян.
Балалайка);
- проявлять навыки вокально- хоровой
деятельности ( вовремя начинать и
заканчивать пение, уметь петь по фразам,
слушать паузы, правильно выполнять
музыкальные ударения, четко и ясно
произносить слова при исполнении,
понимать
дирижерский
жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство,
выражая своё отношение к нему в
различных видах музыкально творческой
деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения
различных
художественных
образов.
- воплощать в звучании голоса или
инструмента
образы
природы
и
окружающей жизни, настроения, чувства,
характер
и
мысли
человека;
- узнавать изученные музыкальные
сочинения,
называть
их
авторов;
- исполнять музыкальные произведения
отдельных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование, импровизация и др.).
Ученик получит возможность научиться
- владеть некоторыми основами нотной
грамоты: названия нот,темпов( быстромедленно)
динамики
(громкотихо)
- определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов, в том числе и
современных
электронных;
продемонстрировать
понимание
интонационно-образной
природы
музыкального
искусства,
взаимосвязи
выразительности и изобразительности в
музыке, многозначности музыкальной речи в
ситуации сравнения произведений разных
видов искусств.
2 класс
5
Ученик научится
- воспринимать музыку различных
жанров. Размышлять о музыкальных
произведениях как способе выражения
чувств и мыслей человека, эмоционально
откликаться на искусство, выражая своё
отношение к нему в различных видах
деятельности;
ориентироваться
в
музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии
фольклора
России,
сопоставлять
различные
образцы
народной
и
профессиональной
музыки.
Ценить
отечественные музыкальные традиции;
соотносить
выразительные
и
изобразительные интонации, узнавать
характерные черты музыкальной речи
разных
композиторов,
воплощать
особенности музыки в исполнительской
деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного (хорового и
инструментального)
воплощения
различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения
разных
форм
и
жанров
(пение,
драматизация, музыкально-пластическое
движение,
инструментальное
музицирование, импровизация и др.)
- определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные
образы
в
звучании
различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и
музыкальный
язык
народного
и
профессионального
музыкального
творчества разных стран мира.
Ученик получит возможность научиться
- реализовывать творческий потенциал,
собственные творческие замыслы в различных
видах музыкальной деятельности (в пении и
интерпретации музыки, игре на детских и
других
музыкальных
инструментах,
музыкально-пластическом
движении
и
импровизации);
организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-творческую
деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для
ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом
духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при
воплощении
заинтересовавших
его
музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
3 класс
Ученик научится
-воспринимать и понимать музыку разного
эмоционально-образного
содержания,
разных жанров, включая фрагменты опер.
Балетов, кантат, симфоний;
-различать русскую музыку и музыку
других
народов;
сопоставлять
произведения
профессиональной
и
народной музыки;
-понимать нравственный смысл сказочных
образов в опере и балете, героических
образов в русских народных песнях и в
музыке крупных жанров: опере и кантате;
Ученик получит возможность научиться
-соотносить исполнение музыки с собственным
жизненными впечатлениями и осуществлять
свой исполнительский замысел, предлагая
исполнительский план песни и т.д.
-осуществлять (в рамках решения проектных
задач) поиск необходимой информации, в т. ч.
ИКТ;
-владеть
первоначальными
навыками
самоорганизации и самооценки культурного
досуга.
6
-эмоционально выражать свое отношение к
музыкальным произведениям;
-ориентироваться в жанрах и основных
особенностях музыкального фольклора;
-понимать
возможности
музыки,
передавать чувства и мысли человека;
-передавать
в
музыкально
художественной
деятельности
художественно-образное содержание и
основные особенности сочинений разных
композиторов и народного творчества.
4 класс
Ученик научится
- воспринимать музыку различных жанров,
размышлять
о
музыкальных
произведениях как способе выражения
чувств и мыслей человека, эмоционально,
эстетически откликаться на искусство,
выражая своё отношение к нему в
различных видах музыкально-творческой
деятельности;
ориентироваться
в
музыкальнопоэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том
числе
родного
края,
сопоставлять
различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить
отечественные народные музыкальные
традиции;
- воплощать художественно-образное
содержание и интонационно-мелодические
особенности
профессионального
и
народного творчества (в пении, слове,
движении, играх, действах и др.);
-соотносить
выразительные
и
изобразительные интонации, узнавать
характерные черты музыкальной речи
разных
композиторов,
воплощать
особенности музыки в исполнительской
деятельности на основе полученных
знаний;
- наблюдать за процессом и результатом
музыкального развития на основе сходства
и различий интонаций, тем, образов и
распознавать художественный смысл
различных форм
-общаться и взаимодействовать в процессе
ансамблевого, коллективного воплощения
различных художественных образов;
Ученик получит возможность научиться
- реализовывать творческий потенциал,
осуществляя
собственные
музыкальноисполнительские замыслы в различных видах
деятельности;
организовывать
культурный
досуг,
самостоятельную
музыкально-творческую
деятельность, музицировать и использовать
ИКТ в музыкальных играх.
- реализовывать собственные творческие
замыслы в различных видах музыкальной
деятельности (в пении и интерпретации
музыки, игре на детских элементарных
музыкальных инструментах, музыкальнопластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для
ориентации в нотном письме при пении
простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом
духовного самовыражения и участвовать в
коллективной творческой деятельности при
воплощении
заинтересовавших
его
музыкальных образов.
- адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе
образцов профессионального и музыкальнопоэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и
проведении школьных культурно-массовых
мероприятий, представлять широкой публике
результаты
собственной
музыкальнотворческой
деятельности
(пение,
инструментальное
музицирование,
драматизация и др.), собирать музыкальные
коллекции (фонотека, видеотека).
7
- исполнять музыкальные произведения
разных
форм
и
жанров
(пение,
драматизация,
инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять
музыкальные
образы
в
звучании
различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и
музыкальный
язык
народного
и
профессионального
музыкального
творчества разных стран мира.
Личностные результаты:
1) наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
2) ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
3) наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
4) выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
5) наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе
восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе
познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные
способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально – творческих возможностей;
5) овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
6) приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
7) формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с
размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и
письменной форме;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение,
установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально –
творческой деятельности;
9) умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы,
цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты:
8
1) формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно –
нравственном развитии;
2) формирование общего представления о музыкальной картине мира;
3) знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых
музыкальных произведений;
4) формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной
культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
5) формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какомулибо виду) музыкально - творческой деятельности;
6) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным
произведениям;
7) умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений:
фольклору, музыке религиозной, классической и современной; понимать
содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и
стилей;
8) умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и
музыкально – пластических композиций, исполнение вокально – хоровых
произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
(33 часа)
9
Раздел: «Музыка вокруг нас» (16 часов).
И Муза вечная со мной! Образная природа музыкального искусства. Композитор как
создатель музыки.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков,
которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Душа музыки - мелодия. Песня, танец, марш как три составные области музыкального
искусства, непрерывно связанные с жизнью человека. Средства музыкальной
выразительности: специфические- мелодия.
Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
детей. Мелодия – главная мысль любого музыкального произведения. Выявление
характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского
альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня
- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в
вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют
на воображаемой скрипке. В марше пальчики - “солдатики” маршируют на столе, играют
на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Музыка осени. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая
его от других видов искусств. Выразительность и изобразительность музыкальной
интонации.
Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами
поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и
Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого
человека. Куплетная форма песен.
Сочини мелодию. Музыка народов Крайнего Севера. Общее и особенное в музыкальной
и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Панорама музыкальной жизни
родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной
культуре.
Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.
Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора».
Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».
«Азбука, азбука каждому нужна…».Нотное письмо как способ записи музыки, как
средство постижения музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные
нотные обозначения.
Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной.
Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Музыкальная азбука. Нотное письмо как способ записи музыки, как средство постижения
музыкального произведения. Нотолинейная запись и основные нотные обозначения.
Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в
отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие
в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты,
нотоносец, скрипичный ключ.
Музыкальная азбука. Обобщающий урок. Способность музыки в образной форме
передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов,
написавших эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за
1 четверть.
Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты народов Севера. Тембровая
окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
возможности.
10
Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний
вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов.
Знакомство с понятием «тембр».
Урок «Садко». Из русского былинного сказа. Связь народного напева с пластикой
движений, мимикой, танцами, игрой на простых («деревенских») музыкальных
инструментах.
Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. Знакомство с жанрами музыки, их
эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями.
Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере
музыки Н.А. Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Музыкальные инструменты. Основные отличия народной и профессиональной музыки
как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки,
созданной композиторами.
Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных
инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано.
Звучащие картины. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их
ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений
живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля
- на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная
композиторами.
Разыграй песню. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в
искусстве. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера
«Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к
осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы
понимания развития музыки.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Музыкальный
фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками,
традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными
обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов
рождественских песен, народных песен-колядок.
Добрый праздник среди зимы. Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.
Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство
со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет
детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.
Раздел: «Музыка и ты » (17 часов).
Край, в котором ты живешь. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и
обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоциональнооткрытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства.
Родные
места,
родительский
дом,
восхищение
красотой
материнства,
поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о
родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний
и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то
музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида
искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать
разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям,
читателям, зрителям художественных образах.
11
Художник, поэт, композитор. Образная природа музыкального искусства. Средства
музыкальной выразительности: специфические и неспецифические, присущие и другим
видам искусства.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.
Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы
передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся
слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа,
зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное
отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе.
Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру
песни как единству музыки и слова.
Музыка утра. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая
его от других искусств.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в
организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые
рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства,
мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо
выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического
рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии,
принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.
Музыка вечера. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая
его от других искусств.
Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки.
Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность,
настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования:
имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые
подчеркивают характер и настроение музыки.
Музы не молчали. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных
образах. Тема защиты Отечества.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов,
композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о
полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог,
сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные
памятники защитникам Отечества.
Музыкальные портреты. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их
эмоционально-образном строе.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры
«Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение
различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального
произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям
музыкальных портретов.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыка в народных обрядах и
обычаях. Народные музыкальные игры. Детский фольклор: музыкальные приговорки,
считалки, припевки, сказки.
Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского
народного фольклора.
Мамин праздник.Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до
слушателя.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на
сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях
изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут
передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
12
Изученные жанры. Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений
первоклассников.
Музыкальные инструменты. Тембровая окраска наиболее популярных в России
музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народные музыкальные
игры.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным
характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их
выразительные возможности. Особенности звучания различных видов оркестров:
симфонического и народного.
Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих
инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами,
выразительными
возможностями
музыкальных
инструментов
- лютня,
клавесин. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и
фортепиано. Мастерство
исполнителя-музыканта.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Музыка как средство
общения между людьми.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”.
Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека,
силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об
особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой.
Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь
иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление
представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее
соответствие настроению картины.
Музыка в цирке. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства,
неразрывно связанные с жизнью человека.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его
мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение.
Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а
зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового
представления.
Дом, который звучит. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления
более сложных жанров – оперы, балета, мюзикла и др. Детский музыкальный театр как
особая форма приобщения детей к музыкальному искусству.
Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные
страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец
объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В
операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Опера - сказка. Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие
музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и
вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды,
когда звучит только инструментальная музыка.
«Ничего на свете лучше нету «Детские музыкальные радио - и телепередачи,
музыкальные аудиозаписи и видеофильмы для детей как средство обогащения
музыкального опыта, расширения и углубления музыкальных интересов и потребностей
учащихся, как возможность самостоятельного приобретения первоначальных навыков
самообразования в сфере музыкального искусства.
13
2 класс
(34 часа)
Раздел: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное
проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального
искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и
отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Урок
вводит школьников в раздел, раскрывающий мысль о мелодии как песенном начале,
которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки.
Учащиеся начнут свои встречи с музыкой М.П.Мусоргского («Рассвет на Москве-реке»).
Благодаря этому уроку школьники задумаются над тем, как рождается музыка, кто нужен
для того, чтобы она появилась. Песенность, как отличительная черта русской музыки.
Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы
построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Этот урок знакомит
учащихся с песнями Ю.Чичкова (сл. К.Ибряева) «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве
(сл. Н Соловьевой) «Моя Россия» - о Родине, о родном крае. Нотная грамота как способ
фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Нотная запись поможет
школьникам получить представление о мелодии и аккомпанементе.
Гимн России. Сочинения отечественных композиторов о Родине(«Гимн России»
А.Александров, С.Михалков). Знакомство учащихся с государственными символами
России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь,
храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)
Музыкальные
инструменты
(фортепиано). Музыкальные
инструменты
(фортепиано). Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Знакомство
школьников с пьесами П.Чайковского и С.Прокофьева. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Элементы нотной грамоты.
Природа и музыка. Прогулка. Интонационно-образная природа музыкального искусства.
Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность,
маршевость. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.
Танцы, танцы, танцы… Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства
музыкальной выразительности (ритм). Знакомство с танцами «Детского альбома»
П.Чайковского и «Детской музыки» С.Прокофьева.
Эти разные марши. Звучащие картины. Песенность, танцевальность, маршевость.
Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Интонация – источник
элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача
информации, выраженной в звуках. Многозначность музыкальной речи, выразительность и
смысл. Выразительность и изобразительность в музыке.
Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. Интонации музыкальные и речевые. Их сходство
и различие. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент,
темп, динамика). Выразительность и изобразительность в музыке. Региональные
музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Введение учащихся в художественные
образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Колокольные звоны
России. Духовная музыка в творчестве композиторов («Великий колокольный звон»
М.П.Мусоргского).
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Народные музыкальные традиции
Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
14
Кантата («Александр Невский» С.С.Прокофьев). Различные виды музыки: хоровая,
оркестровая.
Сергий Радонежский. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах.Народные песнопения.
Молитва. Духовная музыка в творчестве композиторов (пьесы из «Детского альбома»
П.И.Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви»).
С Рождеством Христовым! Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники
Русской православной церкви. Рождество Христово. Народное музыкальное творчество
разных
стран
мира.
Духовная
музыка
в
творчестве
композиторов. Представление о религиозных традициях. Народные славянские
песнопения.
Музыка на Новогоднем празднике. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Разучивание
песен к празднику – «Новый год».
Раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Наблюдение народного
творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и
поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения
музыки: вариации.
Разыграй песню. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного
творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игрыдраматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны
девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного
фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой
игре».
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Народная и профессиональная
музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск
черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные
импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой
основы и характерных особенностей.
Проводы зимы. Встреча весны. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский
народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание
масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых
наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
Региональные музыкально-поэтические традиции.
Раздела: «В музыкальном театре» (5ч.)
Сказка будет впереди. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песняспор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального
диалога.
Детский музыкальный театр. Опера. Балет. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера,
балет. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские,
женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере
и балете.
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Музыкальные театры.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное
развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника
в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.
Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Опера. Формы построения музыки.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов.
15
«Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. Постижение общих закономерностей
музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.
Раздел: «В концертном зале » (5 ч.)
Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк»). Музыкальные инструменты.
Симфонический
оркестр. Знакомство
с
внешним
видом,
тембрами,
выразительными
возможностями
музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в
симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении
человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной
выразительности (тембр).
«Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные
портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Знакомство с пьесами из
цикла «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. Постижение общих
закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Развитие музыки в
исполнении. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств,
тем, художественных образов. Формы построения музыки: рондо. Знакомство учащихся с
произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это
Бах! Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальная речь как способ
общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальные
инструменты (орган). Композитор – исполнитель – слушатель. Знакомство учащихся с
произведениями великого немецкого композитора И.-С.Баха.
Все в движении. Попутная песня. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в
звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп).
Музыка учит людей понимать друг друга. «Два лада» (легенда).Песня, танец, марш.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор
– исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей.
Природа и музыка. «Печаль моя светла». Многозначность музыкальной речи,
выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия,
лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной
в звуках.
3 класс
(34 часа)
Раздел: «Россия – Родина моя» (5 ч.)
16
Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого
состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные
средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта
русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.
Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность
в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства
музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в
романсах и картинах русских композиторов и художников.
«Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с
жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и
речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая
тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах
музыки.
Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С. Прокофьева
«Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в
музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как
внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ
защитника Отечества в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Раздел: «День, полный событий» (5 ч.)
Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.
Чайковского «Утренняя молитва» и Э. Грига «Утро».
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение
эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и
изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в
произведениях М.П. Мусоргского.
Обобщающий урок. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1
четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через
знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С. Прокофьева, П.
Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского).
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!». Введение учащихся в художественные
образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа
музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в
музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя
мама!». Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в
творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.
Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная
музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке.
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли
Русской.
Обобщение по темам первого полугодия. Накопление и обобщение музыкальнослуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть. Музыка на новогоднем празднике.
Итоговое тестирование учащихся.
17
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском
царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции
Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.
Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…». Музыкальный и
поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры.
Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских
композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).
Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор
России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в
музыке русского композитора Н. Римского-Корсакова.
Раздел: «В музыкальном театре» (5 ч.)
Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения
музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения.
Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационнообразное развитие в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства
музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К. Глюка «Орфей
и Эвридика».
Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Интонация как внутренне озвученное
состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в
сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в
опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан –
море синее».
Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и
столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное
развитие в балете П.И. Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образноэмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл
как жанр легкой музыки.
Раздел: «В концертном зале » (6 ч)
Музыкальное
состязание
(концерт).
Различные
виды
музыки:
инструментальная.
Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр
инструментального концерта.
Музыкальные
инструменты
(флейта).
Звучащие
картины. Музыкальные
инструменты. Выразительные возможности флейты.
Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки.
Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э. Грига «Пер
Гюнт».
«Героическая» (симфония). Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как
обобщенное
выражение
художественно-образного
содержания
произведений. Контрастные образы симфонии Л. Бетховена. Музыкальная форма
(трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч)
«Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных
образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.
Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые
музыканты-исполнители. Музыка – источник вдохновения и радости.
18
«Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и
различие музыкальной речи Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, М. Мусоргского.
Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как
сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.
Грига и П. Чайковского.
Прославим радость на земле. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее
эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения
композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель –
слушатель. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год.
Составление афиши и программы концерта. Исполнение
выученных и
полюбившихся песен всего учебного года
4 класс
(34 часа)
Раздел: «Россия-Родина моя» - 4 ч
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу
навей». Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность
интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения
до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в
искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их
исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине
(С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя
реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова,
М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов
«Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. Музыкальный фольклор как особая форма
самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на
распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни.
Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в
музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.ПетроваВодкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия
просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
«Ты откуда русская, зародилась, музыка? Способность музыки в образной форме
передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их
интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» Музыкальная
интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное
представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций
19
народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский»
С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Раздел: «День, полный событий» - 5ч.
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Музыкальная интонация как основа
музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в
музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских
композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков
«Осенние дожди»).
Зимнее утро, зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и
особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи
А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная
песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. Песенность, танцевальность, маршевость.
Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров:
симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –
Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Композитор как создатель музыки.
Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и
обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений
Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский
альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к
опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
«Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. Выразительность и
изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их
эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение
музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в
коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах,
передача музыкальных впечатлений учащихся.
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и
профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.
(«Богатырские ворота» М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Кирилл и Мефодий. Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн,
величание. Святые земли Русской.
Праздников праздник, торжество из торжеств. Музыка в народных обрядах и обычаях.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России.
Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов.
(«Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь,
молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины. Светлый праздник. Музыка в народных обрядах и обычаях.
Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции
родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано
«Светлый праздник
20
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 4 ч.
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Основные отличия
народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в
коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска
наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные
возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран
мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их
звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня –
летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира
о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих
музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов. Особенности звучания различных видов
оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и
музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Музыкальный фольклор народов
России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное
творчество разных стран мира. Проверочная работа.
Народные праздники. Троица. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные
музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел: «В музыкальном театре» - 6 ч.
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. Песенность, танцевальность, маршевость как
основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем,
художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы
– музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других
искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» (Сцена из 4 действия).
Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Народная и профессиональная музыка.
Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление
исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная
форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы
«Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление
«Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню
Марфы «Исходила младешенька»,
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Народная и профессиональная
музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский).
Орнаментальная мелодика.
Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность, маршевость как основа
становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
21
Балет «Петрушка» Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления
более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет.
(И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Раздел: «В концертном зале» - 6ч.
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Музыкальные инструменты.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного
содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки
таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему
рококо» для виолончели с оркестром).
Старый замок. Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с
выставки»).
Счастье в сирени живет… Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность
и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого
самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень»
С.Рахманинов).
Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Знакомство с
творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки:
вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение
художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и
трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена( «Полонез №3», «Вальс №10»,
«Мазурка»).
Патетическая соната. Годы странствий. Знакомство с творчеством зарубежных
композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное
выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды
музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Царит
гармония
оркестра.
Особенности
звучания
различных
видов
оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных
произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных
музыкальных инструментах.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.Интонация как внутреннее
озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры
фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен).
Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). Роль исполнителя в
донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ
творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в
России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор –
исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения
композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро»
Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня
о друге» В.Высоцкий).
22
В каждой интонации спрятан человек. «Зерно»- интонация как возможная основа
музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное
состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.
Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена
«Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила
младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность музыкальной
интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая,
оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в
произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита
«Шахеразада»).
Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.Выразительность и изобразительность в
музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в
произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере
«Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и
год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и
полюбившихся песен всего учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
23
1 класс
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Музыка вокруг нас
16
2
Музыка и ты
17
Итого
33
2 класс
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Россия-Родина моя
3
2
День, полный событий
6
3
4
5
О России петь, что стремиться в храм
5
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4
6
В музыкальном театре
5
7
В концертном зале
5
8
Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…
6
Итого
34
3 класс
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Россия-Родина моя
5
2
День, полный событий
5
3
4
5
О России петь, что стремиться в храм
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
3
6
В музыкальном театре
5
7
В концертном зале
6
8
Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…
6
Итого
34
4 класс
24
№ п/п
Наименование разделов
Количество часов
1
Россия-Родина моя
4
2
День, полный событий
5
3
4
5
О России петь, что стремиться в храм
4
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
4
6
В музыкальном театре
6
7
В концертном зале
6
8
Чтоб музыкантом быть, так надобно умение…
5
Итого
34
25