2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-9
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..10-16
4. Тематическое планирование………………………………………………....17
3
Адаптированная
рабочая
программа
обучающихся 2-4 классов с
нарушениями) разработана
по
изобразительному
искусству
для
умственной отсталостью (интеллектуальными
в соответствии с нормативными и локальными
документами:
•
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";
•
концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об
утверждении
образования
федерального
обучающихся
с
государственного
умственной
образовательного
отсталостью
стандарта
(интеллектуальными
нарушениями)»;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•
устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;
•
учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год;
•
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);
•
программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Грошенков
И. А. . 1-4 класс. «Изобразительная деятельность в специальной
(коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2017.
По учебному плану на изучение изобразительного искусства для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
2класс — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели);
3класс — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели);
4класс — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
4
Срок реализации рабочей программы —3 года
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
2 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Обучающиеся
овладеют
знаниями: Обучающиеся
получат
возможность
- о работе художника и её особенностях; овладеть знаниями:
- композиции изображения на листе бумаги; - о работе художника и её особенностях;
-некоторых
характерных
признаков - композиции изображения на листе бумаги;
деревьев разных пород (береза, ель, сосна); - характерных признаков деревьев разных
- значений новых слов.
пород (береза, ель, сосна);
Обучающиеся
овладеют
умениями: - значений новых слов.
- рисовать простым карандашом волнистые, Обучающиеся получат возможность
ломаные, прямые линии в разных овладеть умениями:
направлениях с помощью учителя, опорных - рисовать простым карандашом волнистые,
точек;
ломаные, прямые линии в разных
- рисовать предметы простой формы с направлениях самостоятельно;
помощью
- рисовать предметы простой формы
опорных точек, шаблона;
самостоятельно от руки;
- изображать фигуру человека в лепке и в - изображать фигуру человека в лепке и в
рисунке под руководством учителя; рисунке самостоятельно;
- рисовать деревья сразу кистью с помощью рисовать
деревья
сразу
кистью
учителя;
самостоятельно, передавая отличительные
изображать
дома
городского
и признаки
и
учитывая
строение;
деревенского
- изображать дома городского и
типа с опорой на образец, используя деревенского типа с опорой на образец
помощь учителя;
самостоятельно;
- выполнять в технике аппликации узоры в - самостоятельно выполнять в технике
полосе, достигая ритма повторением и аппликации узоры в полосе, достигая ритма
чередованием формы или цвета с помощью повторением и чередованием формы или
учителя;
цвета;
- складывать аппликацию, лепить и - самостоятельно складывать аппликацию,
рисовать в соответствии с предложенным лепить и рисовать в соответствии с
порядком действий с помощью учителя.
предложенным порядком действий.
3 класс
Минимальный уровень
Достаточный уровень
знать
названия
художественных - знать названия жанров изобразительного
материалов,
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и
инструментов и приспособлений; их др.);
свойств,
- знать названия некоторых народных и
назначения, правил хранения, обращения с национальных
промыслов
(Дымково,
ними
и
санитарно-гигиенических Гжель,
Городец,
Хохлома
и
др.);
требований
- знать основные особенности некоторых
при работе с ними;
материалов, используемых в рисовании;
- знать элементарные правила композиции, знать
выразительные
средства
цветоведения, передачи формы предмета и изобразительного искусства:
5
др.;
«изобразительная поверхность», «точка»,
- знать некоторые выразительные средства «линия», «штриховка», «контур», «пятно»,
изобразительного искусства:
«цвет», объем, «пространство»,
«изобразительная поверхность», «точка», «пропорция», «симметрия», «ритм»,
«линия»,
«динамика» и др.;
«штриховка»,«пятно», «цвет»;
- знать законы и правила цветоведения;
- знать названия предметов, подлежащих светотени;
перспективы;
построения
рисованию; знать названия некоторых орнамента, стилизации формы предмета и
народных
др.;
и
национальных
промыслов, - находить необходимую для выполнения
изготавливающих
работы
информацию
в
материалах
игрушки: Дымково, Гжель, Городец, учебника, рабочей тетради;
Каргополь
- следовать при выполнении работы
и
др.; инструкциям учителя;
- самостоятельно организовывать своё - оценивать результаты собственной
рабочее
изобразительной
деятельности
и
место в зависимости от характера одноклассников
(красиво,
некрасиво,
выполняемой
аккуратно, похоже на образец);
работы: правильно сидеть за столом, - устанавливать причинно-следственные
располагать лист бумаги на столе, держать связи между выполняемыми действиями и
карандаш,
кисть
и
др.; их результатами.
- следовать при выполнении работы - рисовать с натуры и по памяти после
инструкциям
учителя;
рационально предварительных наблюдений, передавать
организовать
свою
изобразительную все признаки и свойства изображаемого
деятель
объекта; рисовать по воображению;
ность; планировать работу; осуществлять - уметь различать и передавать в рисунке
текущий и заключительный контроль эмоциональное состояние и своё отношение
выполняемых практических действий и к природе, человеку, семье и обществу;
корректировку хода практической работы; - уметь различать произведения живописи,
- рисовать с натуры, по памяти, графики, скульптуры, архитектуры и
представлению,
декоративно-прикладного искусства;
воображению предметы несложной формы - уметь различать жанры изобразительного
и конструкции; передавать в рисунке искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
содержание несложных произведений в сюжетное изображение.
соответствии с темой;
-применять приёмы работы карандашом,
акварельными красками с целью передачи
фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа;
размещать изображение одного или группы
предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвет изображаемого
объекта, определять насыщенность цвета,
получать смешанные и некоторые оттенки
цвета;
- узнавать и различать в книжных
иллюстрациях
и
репродукциях
изображённые
предметы
и
действия.
4 класс
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
6
Обучающиеся
овладеют
знаниями:
- названий художественных материалов,
инструментов и приспособлений; их
свойств,
назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при
работе с ними;
- элементарных правил композиции,
цветоведения, передачи формы предмета и
др.;
- некоторых выразительных средств
изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка»,
«линия», «штриховка»,«пятно», «цвет»;
- пользованием материалами для рисования;
- названий предметов, подлежащих
рисованию,
лепке
и
аппликации;
- названий некоторых народных и
национальных промыслов,
изготавливающих
игрушки:
Дымково,
Гжель, Городец, и др.;
- организации рабочего места в зависимости
от характера выполняемой работы;
- следования при выполнении работы
инструкциям
учителя;
рациональная
организация
своей
изобразительной
деятельности;
планирование
работы;
осуществление
текущего
и
заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка
хода практической работы;
- рисования по образцу, с натуры, по
памяти,
представлению,
воображению
предметов
несложной
формы
и
конструкции
- применения приемов работы карандашом,
гуашью,
акварельными
красками
ориентировка в пространстве листа;
размещение изображения одного или
группы предметов;
- адекватной передачи цвета изображаемого
объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
- узнавания и различения в книжных
иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
•
Обучающиеся получат возможность
овладеть знаниями:
- названий жанров изобразительного
искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и
др.);
- названий некоторых народных и
национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- основных особенностей некоторых
материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
- выразительных средств изобразительного
искусства: «изобразительная поверхность»,
«точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
правил
цветоведения,
светотени,
перспективы;
построения
орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная,
сюжетная, декоративная);
способов
лепки
(конструктивный,
пластический, комбинированный);
- нахождения необходимой для выполнения
работы информации в материалах учебника,
рабочей тетради;
- следования при выполнении работы
инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных
источниках;
оценки
результатов
собственной
изобразительной
деятельности
и
одноклассников
(красиво,
некрасиво,
аккуратно, похоже на образец);
- рисования с натуры и по памяти после
предварительных наблюдений, передача
всех признаков и свойств изображаемого
объекта; рисование по воображению; различения и передачи в рисунке
эмоционального
состояния
и
своего
отношения к природе, человеку, семье и
обществу;
- различения произведений живописи,
графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства;
- различения жанров изобразительного
искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
Личностные результаты:
формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски,
кисточка, тампоны и трафареты)
7
•
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные
режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
•
проявлять интерес к изобразительному искусству
•
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
•
развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и
окружающему миру
Регулятивные БУД
•
Учить понимать учебную задачу
•
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
•
Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под
руководством учителя
•
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
•
Проверять работу, сверяясь с образцом
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Познавательные БУД:
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя
Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме,
размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
Группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя
Формировать приемы работы различными графическими материалами
Наблюдать за природой и природными явлениями
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях
(красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
Оформлять свои мысли в устной речи
Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
Слушать и понимать речь других
Уметь работать в паре
Умение отвечать на вопросы различного характера
8
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Обучение композиционной деятельности
- Коллективное составление композиции из вылепленных человечков: «Хоровод», из
наклеенных на общий фон аппликаций: «Весёлые Петрушки», «Игрушки на полке».
- Рисование на темы: «Утки на реке», «Осень в лесу», «Снеговик во дворе», «Деревья
весной» (гуашью на соответствующем фоне).- Выполнение аппликаций: «Ваза с цветами»
(цветы дорисовываются карандашом), «Узор в полосе из листьев цветов» («Красивый
коврик»).-Выполнение
барельефа
«Ветка
с
вишнями»
и
его
зарисовка.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию
- Лепка, объёмное изображение человека в одежде: женщина в длинной юбке, в кофте, в
фартуке, в головном уборе (после демонстрации дымковской игрушки «Барыня»);
игрушки:
«Котёнок», «Снеговик» (пластилин или глина, стека), «Птичка зарянка».
- Аппликация: «Петрушка», «Сказочная птица» - для праздника птиц. (Составление
целого
изображения из заранее вырезанных частей: кругов, овалов, округлых деталей,
соответствующих определённой форме части тела изображаемого объекта.)
- Проведение прямых, волнистых, ломаных и зигзагообразных линий карандашом в
заданиях:
«Сломанный телевизор», «Волны на море», «Забор», «Лес вдали», «Динозaвp»
(дорисовывание ломаными линиями спины, хвоста, зубов в изображении), изображение с
натуры двух сосудов, сходных по форме, но отличающихся пропорциями и размерами
(различные кружки, бутылки) -работа простым карандашом или фломастером.
- Зарисовка с натуры вылепленного из пластилина человека: «Женщина» или «Мама»;
зарисовка выполненной ранее аппликации: «Петрушка», «Сказочная птица» и др. (по
выбору
учителя).- Рисование по памяти выполненных ранее изображений (работа карандашом)
(по выбору учителя): «Берёза, ель, сосна. Деревья осенью и зимой», «Дом в деревне»,
«Дом в городе» (по выбору учащихся).
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в
живописи
- Рисование сразу кистью: деревья: сосна, ель; «Волны на море», «Кораблик плывёт по
воде».
- Роспись игрушек, выполненных на уроках изобразительного искусства (вариант работы:
роспись силуэтных изображений, вырезанных учителем из бумаги): «Человек в одежде»,
«Мама в новом платье», «Птичка», «Котёнок» и др. (по выбору учителя).
- Раскрашивание нарисованных с натуры фруктов, овощей, цветов, грибов, листьев
несложной формы (акации, клевера и т.п.) на тонированной бумаге
- Работа красками в сравнении: «Солнышко светит, белые облака» - «Серая туча, идёт
дождь», сопоставление радостных и мрачных цветов «графический диктант» гуашью по
тонированной бумаге голубым и серым цветом.
Обучение восприятию произведений искусства
9
Беседа по плану:
1.Кто написал картину? 2.Что изображено на картине? 3.Нравится ли вам картина?
Объясните почему. 4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта
картина? Для демонстрации используются произведения живописи и книжной графики:
картины И.Левитана, А.Саврасова, И.Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю.Васнецова, В.
Конашевича, Е.Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).
Работа над развитием речи Во 2 классе закрепляется речевой материал 1 класса. Новые
слова, словосочетания: - гуашь, фон, акварель, берёза, ель, сосна; одежда; кончик кисти;
- смешивать краски;-круглый, квадратный, треугольный. Новые фразы:
-Смешай краски. Примакивай кистью вот так. - Картину нарисовал художник. Что он
нарисовал? Какое время года? Почему?
3класс
Декоративное рисование
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате;
развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение
или чередование элементов),форму и цвет составных частей; использовать осевые линии
при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по
всему листу бумаги в декоративных рисунках.
Рисование с натуры
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить
различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной
формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов
симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять
последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и
темный оттенки цвета.
Рисование на темы
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов,
объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке
(ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
Беседы об изобразительном искусстве
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
Примерные задания
I четверть
- Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды».
-Рисование узора в полосе из веток с листочками.
- Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями (например, ветка
вишневого дерева).
- Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картинам об осени (И. Левитан «Золотая
осень», В. Поленов «Золотая осень»).
- Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец,
морковь).
- Рисование с натуры морских сигнальных флажков (3-4 флажка на одном листе).
10
-Рисование с натуры досок (с узором) для резания овощей. -Рисование шахматного узора в
квадрате.
-Иллюстрирование
рассказа,
прочитанного
учителем.
II четверть
-Рисование геометрического орнамента в квадрате. -Рисование с натуры игрушечного
домика.
-Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.
- Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки.
-Рисование с натуры будильника круглой формы.
-Рисование о натуры двухцветного мяча.
-Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ел).
- Беседа по картинам на тему «Зима пришла» (И. Шишкин. «Зима», К. Юон. «Русская
зима»).
- Рисование на тему «Нарядная елка».
III четверть - Рисование узора на рукавичке (выкройка вырезается из бумаги - готовая
форма).-Рисование симметричного узора образцу.- Рисование на тему «Елка зимой в
лесу».-Рисование с натуры молотка.- Рисование с натуры несложного форме инструмента
(например, шпатель, напильник с ручкой, ручные вилы и т. п.).- Рисование с натуры
теннисной ракетки.- Беседа по картинам К. Юона «Конец зимы», «Полдень» или др.Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».- Рисование по образцу орнамента
из квадратов.- Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
IV четверть
- Рисование узора из растительных форм в полосе.
- Беседа по картинам о весне (И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», Т.
Яблонская .«Весна» и др.).
- Рисование с натуры весенней веточки.
- Рисование на тему «Деревья весной».
- Рисование орнамента из квадратов (крышка для коробки квадратной формы).
- Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют).
- Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате (квадрат - готовая
форма).- Рисование с натуры куста земляники с цветами.- Рисование с натуры цветов.
- Беседа по картинам на тему «Разноцветные краски лета» (А. Куинджи «Березовая роща»,
А.Пластов «Сенокос» или др.).
4 класс
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину
составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной,
цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении,
правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в
рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; пользоваться осевыми
линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения
предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и
квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину,
углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в
11
центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать,
соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание
цветов.
Рисование на темы
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои
впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе
бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об изобразительном искусстве
Примерные задания
Первая четверть
- Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги);
рисование тех же предметов на классной доске.
- Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
- Рисование с натуры ветки рябины.
- Составление узора в квадрате из растительных форм.
- Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А.Пахомов. «Василий
Васильевич», Л.Кербель. «Трудовые резервы»).
- Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме - крышка для
столика квадратной формы.
- Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
- Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
- Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня
зрения (кружка, кастрюля);
- беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема
светотенью.
Вторая четверть
- Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
- Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
- Рисование с натуры игрушки-автобуса.
- Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).
- Рисование на тему «Городской транспорт».
- Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное
рисование
расписной
тарелки
(новогодняя
тематика).
Третья четверть
- Декоративное рисование панно «Снежинки».
- Беседы по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело» (В.Сигорский «Первый
снег»,Н.Жуков. «Дай дорогу!», С.Григорьев. «Вратарь»).
- Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
- Рисование с натуры раскладной пирамидки.
- Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).
- Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например: бульдозер,
подъемный кран, экскаватор и т.п.).
- Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
- Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
- Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И.Левитан.
12
«Март», «Первая зелень», К.Юон. «Мартовское солнце»).
Четвёртая четверть
- Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
- Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
- Рисование на тему «Космические корабли в полете».
- Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы
настольные, настенные, напольные и т.п.).
- Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных
или слесарных инструментов.
- Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт
и т.п.).
- Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
- Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например,
цветы и бабочки)
13
Тематическое планирование
№
раздела
Наименование разделов
Количество
часов
2 класс
1.
2.
3.
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на тему
Итого:
9
21
4
34
Итого:
12
11
8
3
34
Итого:
15
9
7
3
34
3 класс
1.
2.
3.
4.
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на темы
Беседы об изобразительном искусстве
4 класс
1.
2.
3.
4.
Рисование с натуры
Декоративное рисование
Рисование на тему
Беседы об изобразительном искусстве.