2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Нормативные и локальные документы……………………………………..3-4
2. Предполагаемые результаты освоения учебного предмета………………. 5-10
3. Содержание учебного предмета……………………………………………..11-16
4. Тематическое планирование………………………………………………....17
3
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку для обучающихся 2-4
классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с нормативными и локальными документами:
•
федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в
Российской Федерации";
•
концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599
«Об
утверждении
образования
федерального
обучающихся
с
государственного
умственной
образовательного
отсталостью
стандарта
(интеллектуальными
нарушениями)»;
•
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
•
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
(Приказ
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
•
устав МБОУ ООШ№2 г.Углегорска;
•
учебный план МБОУ ООШ №2 г. Углегорска на 2021-2022 учебный год;
•
адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 класс (вариант 1,
вариант2);
•
программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс.1-4 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.Просвещение
2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
•
В.В. Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте. Приложение к учебнику.М.: Просвещение.
2020г.
•
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова. Русский язык. Учебник для 2 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
•
Э.В. Якубовская, Н.В.Павлова. Русский язык. Учебник для 3 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
4
•
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2020.
По учебному плану на изучение русского языка для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в начальной школе отводится:
1 класс — 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели);
2 класс — 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели);
3 4класс — 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы — 3 года.
Предполагаемые результаты освоения учебного предмета
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2 класс
Повторение
практически строить простое предложение;• восстанавливать нарушенный порядок слов
составлять предложения с употреблением в предложении, заканчивать предложения;
•
слов в косвенных падежах;
составлять предложения из слов, данных в
начальной форме;
Звуки и буквы
пользоваться алфавитом;
• составлять и записывать рассказ по серии
употреблять мягкий знак на конце и в картинок и подробному вопроснику,
середине слова;
• писать контрольные диктанты;
употреблять разделительный мягкий знак; • проверять написание орфограмм путём
писать сочетание гласных с шипящими, изменения формы слова и подбора (по
правописание
жи-ши, ча-ща, чу-щу, образцу) родственных слов;
правописание звонких и глухих согласных
• проверять слова с безударной гласной в
в конце и середине слов;
корне слова;
различать ударные и безударные гласные; • работать с деформированным текстом;
проверять безударные гласные путём
• пользоваться словарём, данным в учебнике;
изменения формы слова (вода-воды),
• выделять орфограммы;
безударные гласные путём подбора по
•
образцу родственных слов;
писать
слова
с
непроверяемыми
написаниями в корне;
пользоваться словарём, данным в учебнике;
Слово
называть предметы, действия и признаки,
• различать
основные категории
слов
имена собственные;
(название предметов, действий, качеств);
расширять
круг
имён
собственных,
• составлять и записывать небольшой
названия, рек, морей, родственных словах, рассказ по теме: «Моя квартира»;
общую часть родственных слов (корень); • составлять и писать под руководством
различать
основные категории
слов учителя небольшое письмо родным,
(названия предметов, действий, качеств);
товарищам,
• писать почтовый адрес на конверте;
• восстанавливать
нарушенный порядок
слов в предложении;
5
•
•
•
•
•
•
•
наблюдать за единообразием написания
гласных и согласных в общей части
родственных слов;
Предложение
вычленять из речи предложения;
• составлять и записывать
небольшой
употреблять знаки препинания в конце рассказ по сюжетной картинке и вопросам;
предложения;
• выделять
в
предложении
слова,
находить подлежащее и сказуемое – обозначающие, о ком или о чём говорится,
главные
слова
в
предложении, что говорится;
второстепенные члены предложения (без
• правильно ставить знаки препинания в
деления на виды);
конце предложения;
• распространять предложения;
Связная речь
восстанавливать
несложный
• составлять
простые
распространенные
деформированный текст по картинкам;
предложения и сложные с союзом и;
последовательно
располагать
данные
• составлять связное высказывание по плану
учителем предложения по смыслу (в более в виде вопросов, назывных предложений,
легких случаях — самостоятельно); по картинному плану (серии картинок).
отвечать на вопросы по картинке, по теме,
•
данной учителем;
3-й класс
Повторение
составлять предложения из слов;
• составлять предложения по вопросу,
картинке,
на
тему,
предложенную
• выделять предложения из текста;
• писать прописную букву в начале учителем;
предложения и точку в конце предложения.•
Звуки и буквы
различать
гласные и согласные звуки, писать разделительный ь перед гласными е,
гласные ударные и безударные;
ё, я, ю, и;
различать гласные и согласные звуки в правильно писать жи, ши, ча, ща, чу, щу
двусложных словах;
правильно ставить знак ударения.
различать согласные твердые и мягкие.
обозначать мягкость согласных буквами и,
е, ю, я.
применять букву ь для обозначения
мягкости согласных в конце слова.
Слово
• различать по вопросам кто? что? •и подбирать и называть ряд
признаков
правильно употреблять в речи в различных (качеств) данного предмета ;
формах в зависимости от связи их •с определять предмет по ряду признаков (кадругими словами в предложениях (по честв);
вопросам кого? чего? кому? чему? и др.); • сравнивать два предмета по их качествам
• находить слова, обозначающие признаки (снег бе-: лый, а уголь черный; камень
(качества), в тексте и правильное отнесение твердый, а вата мягкая);
их к словам, обозначающим предметы;
• подбр и называние ряда признаков (качеств)
данного предмета.
Предложение
• заканчивать предложение или дополнять• составлять предложения из слов, данных в
6
его по одному-двум вопросам.
начальной форме (столяр, строгать, доска);
отвечать на заданный вопрос, пользуясь
•
словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная письменная речь
располагать данные учителем предложения• восстанавливать
несложный
по смыслу (в более легких случаях — деформированный текст по картинкам.
самостоятельно);
•
отвечать на вопросы по картинке, по теме,
данной учителем.
4 класс
Повторение
• практически строить простое предложение;• восстанавливать нарушенный порядок слов
• составлять предложения с употреблением в предложении, заканчивать предложения;
слов в косвенных падежах;
• составлять предложения из слов, данных в
начальной форме;
Звуки и буквы
• пользоваться алфавитом;
• составлять и записывать рассказ по серии
• употреблять мягкий знак на конце и в картинок и подробному вопроснику,
середине слова;
• писать контрольные диктанты;
• употреблять разделительный мягкий знак; • проверять написание орфограмм путём
• писать сочетание гласных с шипящими, изменения формы слова и подбора (по
правописание
жи-ши, ча-ща, чу-щу, образцу) родственных слов;
правописание звонких и глухих согласных
• проверять слова с безударной гласной в
в конце и середине слов;
корне слова;
• различать ударные и безударные гласные; • работать с деформированным текстом;
• проверять безударные гласные путём
• пользоваться словарём, данным в учебнике;
изменения формы слова (вода-воды),
• выделять орфограммы;
безударные гласные путём подбора по
•
образцу родственных слов;
• писать
слова
с
непроверяемыми
написаниями в корне;
• пользоваться словарём, данным в учебнике;
Слово
• называть предметы, действия и признаки,
• различать
основные категории
слов
имена собственные;
(название предметов, действий, качеств);
• расширять
круг
имён
собственных,
• составлять и записывать небольшой
названия, рек, морей, родственных словах, рассказ по теме: «Моя квартира»;
общую часть родственных слов (корень); • составлять и писать под руководством
• различать
основные категории
слов учителя небольшое письмо родным,
(названия предметов, действий, качеств);
товарищам,
•
• писать почтовый адрес на конверте;
• восстанавливать
нарушенный порядок
слов в предложении;
• наблюдать за единообразием написания
гласных и согласных в общей части
родственных слов;
Предложение
• вычленять из речи предложения;
• составлять и записывать
небольшой
рассказ
по
сюжетной
картинке
и
вопросам;
• употреблять знаки препинания в конце
•
7
•
•
•
•
предложения;
• выделять
в
предложении
слова,
находить подлежащее и сказуемое – обозначающие, о ком или о чём говорится,
главные
слова
в
предложении, что говорится;
второстепенные члены предложения (без
• правильно ставить знаки препинания в
деления на виды);
конце предложения;
• распространять предложения;
Связная речь
восстанавливать
несложный
• составлять
простые
распространенные
деформированный текст по картинкам;
предложения и сложные с союзом и;
последовательно
располагать
данные
• составлять связное высказывание по плану
учителем предложения по смыслу (в более в виде вопросов, назывных предложений,
легких случаях — самостоятельно); по картинному плану (серии картинок);
отвечать на вопросы по картинке, по теме,
•
данной учителем;
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
•
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков
окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
•
установки на здоровый образ жизни реализации ее в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с
помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
8
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• проводить сравнение по заданным критериям;
• устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить логическое рассуждение;
• осуществлять сравнение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической
формой
коммуникации,
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
9
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (170ч)
Повторение (15ч)
Элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них
достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Звуки и буквы (61 ч)
Начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об
алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных
звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова
осуществляется путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и
середине слова с согласными перед гласными.
Слово (53 ч)
Слова, обозначающие предметы: называние
предметов
и
различение
их
по
вопросам кто? что?;
Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама —
рамы);
Различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул— спинка, сиденье,
ножки);
Сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан—
кружка,кушетка
Предложение (31 ч)
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь (10 ч)
Расположение двух-трех коротких предложений в последовательном порядке (по
картинкам или после устного разговора с учителем).
Составление подписей к серии из двух-трех сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
10
3 класс
Повторение (15ч)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной
форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб— грибы).
Звуки и буквы (58 ч)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов
и словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и
безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, с, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу,
щу.
Слово (48 ч)
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая
буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое?
какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их
к словам, обозначающим предметы;
11
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета
по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а
уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
Предложение (36 ч)
Практическое
знакомство
с
построением
простого
предложения.
Составление
предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного
падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного
падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Связная письменная речь (13 ч)
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более
легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений,
сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем
4 класс
Повторение (5ч)
Практическое
построение
простого
предложения.
Составление
предложений
с
употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной
форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в
предложении.
Звуки и буквы (73 ч)
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными
е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания
путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
12
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных
путем изменения формы слова (вода— воды) или подбора по образцу родственных слов
(вода — водный).
Слово (36ч)
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по
вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей.
Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими
словами.
Разделительный ь.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться
словарем, данным в учебнике.
Предложение (45ч)
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком
или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление
связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный
знаки).
Главные
члены
предложения:
подлежащее,
сказуемое.
Второстепенные
члены
предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь(11ч)
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя
и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после
устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным
учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану
в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным,
товарищам. Адрес на конверте.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
1.
Повторение пройденного
9
2.
Звуки и буквы
46
3.
Слово
35
4.
Предложение
7
5.
Повторение
5
Итого:
102
3 класс
1.
Повторение
8
2.
Звуки и буквы
56
3.
Слово
22
4.
Предложение
10
5.
Повторение
6
Итого:
102
4 класс
1.
Повторение
8
2.
Звуки и буквы
52
3.
Слово
20
4.
Предложение
16
5.
Повторение
6
Итого:
102