2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………
2.Содержание учебного предмета……………………………………………
3.Тематическое планирование……………………………………………….
3
Адаптированная
учебная
программа
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития по технологии для 1-4 классов
разработана в соответствии с нормативными и локальными документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от
31.12.2015 г. № 1577).
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»» (в редакции постановлений Главного государственного санитарного врача
РФ от 29.06.2011 г. № 85, от 25.12.2013 № 72, от 24.11.2015 г. № 81).
6. Учебным планом МБОУ ООШ №2 г. Углегорска.
7.
Примерной
программы
начального
общего
образования.
Под
редакцией
А.А.Плешакова, в 2 ч. Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2015 и авторской программой:
Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».
1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П.
Зуева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников системы «Школа
России».:
1. Лутцева Е. А, Т. П. Зуева. Технология.1 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций/ Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
2. Лутцева Е. А, Т. П. Зуева. Технология.2 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций/ Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
3. Лутцева Е. А, Т. П. Зуева. Технология.3 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций/ Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
4. Лутцева Е. А, Т. П. Зуева. Технология.4 класс: учеб. для общеобразовательных
организаций/ Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
4
Согласно учебному плану на изучение технологии отводится:
•
в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели);
•
во 2 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели);
•
в 3 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели);
•
в 4 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Срок реализации рабочей программы — 4 года
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
– воспринимать предметы материальной – уважительно относиться к труду людей;
культуры
как
продукт
творческой
предметно преобразующей деятельности
человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в
зависимости от вида работы;
– соблюдать
гигиенические
нормы
пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и
инструменты в зависимости от вида
работы.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
– узнавать общие названия изученных – определять последовательность реализации
видов материалов (природные, бумага, предложенного учителем замысла;
тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их – комбинировать художественные технологии
свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
в одном изделии;
– узнавать и называть технологические – изготавливать простейшие плоскостные и
приемы ручной обработки материалов, объемные изделия по рисункам, схемам;
использовавшихся на уроках;
- с помощью учителя выполнять практическую
– выполнять в зависимости от свойств работу и самоконтроль с опорой на 4
освоенных материалов технологические инструкционную карту, образец, используя
приемы их ручной обработки;
шаблон
– узнавать
последовательность
изготовления
несложных
изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
- узнавать способы разметки на глаз, по
шаблону.
Конструирование и моделирование.
– выделять детали конструкции, называть создавать мысленный образ конструкции и
их форму и способ соединения;
воплощать этот образ в материале.
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по
рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку
или заданным условиям.
2класс
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Общекультурные и общетрудовые компетенции; основы культуры труда,
самообслуживание.
- Элементарным общим правилам создания - Самостоятельно отбирать материалы и
6
рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность – симметрия,
асимметрия);
- Гармонии предметов и окружающей среды;
- Характеризовать особенности изученных
видов декоративно-прикладного искусства.
инструменты для работы;
- Готовить рабочее место в соответствии с
видом деятельности, поддерживать порядок
во время работы, убирать рабочее место;
- Выделять, называть и применять
изученные
общие
правила
создания
рукотворного мира в своей предметнотворческой деятельности;
- Самостоятельно выполнять доступные
задания с опорой на технологическую карту
в предложенных ситуациях и на общие для
всех простые правила поведения, делать
выбор, какое мнение принять – своё или
другое, высказанное в ходе обсуждения;
-Применять
освоенные
знания
и
практические умения (технологические,
графические,
конструкторские)
в
самостоятельной
интеллектуальной
и
практической деятельности.
•
•
Технология ручной обработки материалов; основы художественно-практической
деятельности.
- Обобщать
названия технологических - Читать простейшие чертежи (эскизы);
операций: разметке, получению деталей из - Выполнять экономную разметку с
заготовок, сборка изделия, отделка;
помощью чертёжных инструментов с
- Называть свойства материалов, которые опорой на простейший чертёж (эскиз);
учащиеся используют в своей работе;
- Оформлять изделия и соединять детали
- Узнавать происхождение натуральных прямой строчкой и её вариантами;
тканей и их виды;
- Решать несложные конструкторско-Находить способы соединения деталей из технологические задачи;
разных
материалов,
изученные - Справляться с доступными практическими
соединительные материалы;
(технологическими) заданиями с опорой на
- Характеризовать и различать простейший образец и инструкционную карту.
чертеж и эскиз;
- Находить линии чертежа (линия контура и
надреза, линия выносная и размерная, линия
сгиба) и приёмы построения прямоугольника
и окружности с помощью чертёжных
инструментов;
- Называть устройство и назначение
чертёжных
инструментов
(линейка,
угольник, циркуль).
Конструирование и моделирование.
- Находить неподвижные и подвижные -Конструировать и моделировать изделия из
способы соединения деталей;
различных
материалов
по
модели,
-Отличать макеты от модели.
простейшему чертежу или эскизу;
-Определять способ соединения деталей и
выполнять подвижное и неподвижное
соединение деталей известными способами.
Использование информационных технологий.
Узнавать
назначении
персонального
•
компьютера.
7
3 класс
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Общекультурные и общетрудовые компетенции; основы культуры труда,
самообслуживание.
-характерным
особенностям
изученных
• -узнавать и называть по характерным
видов декоративно-прикладного искусства;
особенностям образцов или по описанию
-профессиям
мастеров
прикладного изученные и распространенные в крае
искусства (в рамках изученного).
ремесла;
• -соблюдать
правила
безопасного
пользования домашними электроприборами
(светильниками,
звонками,
телеи
радиоаппаратурой).
Технология ручной обработки материалов; основы художественно-практической
деятельности.
-называть
свойства,
наиболее
• -читать
простейший
чертеж
(эскиз)
распространенных
искусственных
и разверток;
синтетических материалов (бумага, металлы,
• -выполнять разметку разверток с помощью
ткани);
чертежных инструментов;
- выполнять последовательно разметки
• -подбирать
и обосновывать наиболее
разверток
с
помощью
контрольно- рациональные технологические приемы
измерительных инструментов;
изготовления изделий;
-выполнятьосновные линии чертежа (осевая
• -выполнять рицовку;
и центровая);
• -оформлять изделия и соединять детали
-выполнятьправила
безопасной
работы косой строчкой и ее вариантами;
канцелярским ножом;
• -находить и использовать дополнительную
-выполнятькосую строчку, ее варианты, их информацию из различных источников (в
назначение;
том числе из сети Интернет),
называть нескольких видов информационных
• -решать доступные технологические задачи.
технологий и соответствующих способов
передачи
информации
(из
реального
окружения учащихся);
Конструирование и моделирование.
Называть простейшие способы достижения
• -конструировать и моделировать изделия из
прочности конструкций.
разных
материалов
по
заданным
техническим,
технологическим
и
декоративно-художественным условиям;
• -изменять
конструкцию
изделия
по
заданным условиям;
• -выбирать
способ
соединения
и
соединительного материала в зависимости
от требований конструкции.
Использование информационных технологий.
-называтьназначение основных устройств • -включать и выключать компьютер;
персонального компьютера для ввода,
• -пользоваться
клавиатурой (в рамках
вывода и обработки информации, основные
необходимого
для
выполнения
правила безопасной работы на компьютере;
предъявляемого задания);
- иметь общее представление о назначении
• -выполнять
простейшие
операции
с
клавиатуры, пользовании компьютерной готовыми файлами и папками (открывать,
мышью.
читать);
• -работать
с
ЦОР
(цифровыми
8
образовательными ресурсами), готовыми
материалами на электронных носителях
(CD):
активировать
диск,
читать
информацию, выполнять предложенные
задания.
•
4 класс
•
•
•
•
•
•
Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
-называть наиболее распространенные •в - уважительно относиться к труду людей;
своем регионе профессии (в том числе - понимать культурно-историческую ценность
профессии своих родителей) и описывать традиций, отраженных в предметном мире, и
их особенности;
уважать их;
-понимать общие правила создания -понимать особенности проектной деятельности,
предметов
рукотворного
мира: осуществлять
под
руководством
учителя
соответствие
изделия
обстановке, элементарную проектную деятельность в малых
удобство
(функциональность), группах: разрабатывать замысел, искать пути его
прочность,
эстетическую реализации,
воплощать
его
в
продукте,
выразительность — и руководствоваться демонстрировать готовый продукт (изделия,
ими в своей продуктивной деятельности; комплексные работы, социальные услуги).
-анализировать
предлагаемую
информацию, планировать предстоящую
практическую работу, осуществлять
корректировку
хода
практической
работы, самоконтроль выполняемых
практических действий;
-организовывать свое рабочее место в
зависимости от вида работы, выполнять
доступные
действия
по
самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда.
Технология ручной обработки материалов. Основы художественнопрактической деятельности.
называть
свойства
наиболее отбирать
и
выстраивать
оптимальную
распространённых искусственных и технологическую последовательность реализации
синтетических
материалов
(бумага, собственного
или
предложенного
учителем
металлы, ткани);
замысла;
- выполнятьпоследовательно разметки -прогнозировать конечный практический результат
развёрток с помощью чертёжных и самостоятельно комбинировать художественные
инструментов;
технологии в соответствии с конструктивной или
-выполнятьлинии чертежа (осевая и декоративно-художественной задачей.
центровая);
-выполнятьправила безопасной работы
канцелярским ножом;
-выполнятькосую строчку, её варианты,
назначение;
-называтьнесколько
видов
информационных
технологий
и
соответствующих способов передачи
информации (из реального окружения
учащихся).
9
Конструирование и моделирование.
-анализировать устройство изделия: -соотносить объемную конструкцию, основанную
выделять детали, их форму, определять на правильных геометрических формах, с
взаимное
расположение,
виды изображениями их разверток;
соединения деталей;
-создавать мысленный образ конструкции с целью
-решать
простейшие
задачи решения определенной конструкторской задачи или
конструктивного
характера
по передачи
определенной
художественноизменению вида и способа соединения эстетической информации, воплощать этот образ в
деталей: на достраивание, придание материале.
новых свойств конструкции, а также
другие доступные и сходные по
сложности задачи;
-изготавливать несложные конструкции
изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, образцу и
доступным заданным условиям.
Практика работы на компьютере.
-соблюдать безопасные приемы труда,
• -пользоваться доступными приемами работы с
пользоваться
персональным готовой
текстовой,
визуальной,
звуковой
компьютером для воспроизведения и информацией в сети Интернет,также познакомиться
поиска необходимой информации в с доступными способами ее получения, хранения,
ресурсе компьютера, для решения переработки.
доступных
конструкторскотехнологических задач;
-использовать
простейшие
приемы
работы с готовыми электронными
ресурсами:
активировать,
читать
информацию, выполнять задания;
-создавать
небольшие
тексты,
использовать рисунки из ресурса
компьютера;
Личностные результаты:
1) воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок;
2) внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим,
готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость,
доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение,
ответственность;
3) уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие,
уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка,
учебная и социальная мотивация.
Метапредметные результаты:
1) освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в
рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение
принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий
10
и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный
поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации,
выполнять самооценку результата);
2) развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения,
установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и
неизвестное);
3) развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметные результаты:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества;
2) о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
3) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметно-преобразующей деятельности человека;
4) приобретение навыков самообслуживания;
5) овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
6) усвоение правил техники безопасности;
7) использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;
8) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
9) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
Раздел 1. Природная мастерская (8ч)
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На земле, на
воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Листья и фантазии.
Семена и фантазии. Веточки и фантазии. Фантазии из шишек, желудей, каштанов.
Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое
орнамент? Природные материалы. Как их соединить?
Проверим себя по разделу «Природная мастерская».
Раздел 2. Пластилиновая мастерская (4ч)
Материалы для лепки. Что может пластилин? В мастерской кондитера. Как работает
мастер? В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
Проект «Аквариум».
Проверим себя по разделу «Пластилиновая мастерская».
Раздел 3. Бумажная мастерская (16ч)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Бумага. Какие у неё есть секреты? Бумага и
картон. Какие секреты у картона? Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Обитатели
пруда. Какие секреты у оригами? Животные зоопарка. Одна основа. А сколько фигурок?
Наша родная армия. Ножницы. Что ты о них знаешь? Весенний праздник 8 Марта. Как
сделать подарок-портрет? Шаблон. Для чего он нужен? Бабочки. Как изготовить их из
листа бумаги? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Весна. Какие краски у
весны? Настроение весны. Что такое колорит? Праздники весны и традиции. Какие они?
Проект «Скоро Новый год!»
Проверим себя по разделу «Бумажная мастерская».
Раздел 4. Текстильная мастерская (5ч)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего
она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Проверим себя по разделу «Текстильная мастерская».
2 класс
Художественная мастерская (10 часов)
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в
композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на
белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли
сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть
картон по кривой линии? Проверим себя.
12
Чертёжная мастерская (7 часов)
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что она умеет? Что
такое
чертеж
и
как
его
прочитать?
Как
изготовить
несколько
одинаковых
прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без
шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя.
Конструкторская мастерская (9 часов)
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную?
Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер?
Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества.
Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем
женщин и девочек Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя.
Рукодельная мастерская (8 часов)
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое
натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»?
Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились.
3 класс
Информационная мастерская (5 часов)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник.
Проверим себя.
Мастерская скульптора (3 часа)
Как работает скульптор? Скульптура разныхвремён и народов. Статуэтки. Рельеф и его
виды. Как придать поверхностифактуру и объём?
Мастерская рукодельницы (10 часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты.
Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной
машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов(11 часов)
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные
упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных
развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная
армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники
из креповой бумаги.
Мастерская кукольника (5 часов)
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка.
Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
13
4 класс
Информационная мастерская (4 часа)
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание
презентаций. Программа Рower Point. Проверим себя.
Проект «Дружный класс» (3 часа)
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».
Проверим себя
Студия «Реклама» (4 часа)
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для
сюрприза. Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (5 часов)
Интерьеры разных времён. Художественная техника
«декупаж» Плетённые салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных
кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 часа)
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля.
Проверим себя.
Студия «Мода» (7 часов)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов
России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары
одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Студия «Подарки» (3 часа)
День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы.
Проверим себя.
Студия «Игрушки» (5 часов)
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка
«Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Природная мастерская
8
2.
Пластилиновая мастерская
4
3.
Бумажная мастерская
16
4.
Текстильная мастерская
5
Итого
33
2 класс
№
п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Художественная мастерская
10
2.
Чертёжная мастерская
7
3.
Конструкторская мастерская
9
4.
Рукодельная мастерская
8
Итого
34
3 класс
№
п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Информационная мастерская
5
2.
Мастерская скульптора
3
3.
Мастерская рукодельниц
10
4.
Мастерская
декоратора
5.
Мастерская кукольника
Итого
инженера,
конструктора,
строителя,
11
5
34
15
4 класс
№
п/п
Тема раздела
Количество часов
1.
Информационный центр
4
2.
Проект «Дружный класс»
3
3.
Студия «Реклама»
4
4.
Студия «Декор интерьера»
5
5.
Новогодняя студия
3
6.
Студия «Мода»
7
8.
Студия «Подарки»
3
9
Студия «Игрушки»
5
Итого
34